МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
(ГБПОУ ЛПК)
Конспект урока ОРКСЭ
Составитель:
Матасова Олеся Николаевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
курс 4,группа 421
Методист:_____________М.А.Шуняй
Оценка:_______________Л.В.Марышева
г. Лукоянов 2021
Дата проведения: 01.04.2021
Класс: 4 «а»
УМК: «Школа России»
Тема урока: Этикет
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Раскрытие роли этикета в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить учащихся с этикетом, правилами этикета, видами этикета.
Развивающие:
- развивать связную речь, мышление, творческую активность;
-совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
-воспитывать чувства терпимости и уважения друг к другу.
- формировать культуру поведения учащихся
Планируемые результаты:
Предметные:
· Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.
Регулятивные:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
· -оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· - слушать и понимать речь других;
Личностные:
· любознательность, трудолюбие;
· способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей;
· целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
Оборудование для учителя: интерактивная доска, компьютер ,учебник «Литературное чтение»
Оборудование для учащихся: ручка ,карандаш, учебник «Литературное чтение»
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)
|
Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние |
Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля |
Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
1.Орг.Момент |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс |
Беседа |
Здравствуйте ребята сегодня урок светской этики проведу у вас я. Меня зовут Олеся Николаевна. Садитесь.
|
Приветствуют учителя стоя.
|
Ф |
Презентация |
Самоконтроль |
Личностное: положительное отношение к урокам литературного чтения |
2.Актуализация знаний |
Повторить учебный материал прошлого урока |
Беседа,рассказ |
-Ребята, назовите тему нашего прошлого урока.
-Сейчас я вам раздам карточки, и вам нужно будет написать в них свой ответ на вопросы. Затем мы с вами их проверим
- В чём выражается нравственное отношение к Отечеству?
- Кто такой патриот?
- Что можно назвать образцом нравственности?
- Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах? - Какие чувства вы при этом испытывали?
- Человеку одному трудно добиваться всего самому без поддержки семьи, друзей, коллектива, страны в целом. Ощущение своей силы за счёт мощи народа позволяло человеку гордиться «своими» и чувствовать собственное достоинство от принадлежности к сильному коллективу. Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал и справились с домашним заданием. |
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Выполняют задание
В труде на благо Родины, в любви к своему народу, в добрых чувствах к природе родного края. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Дела, направленные на общее благо людей.
Ответы детей
|
Ф |
Презентация |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); |
3.Подведение к теме урока |
Подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач |
Беседа,рассказ |
-Ребята, рядом со мной находится сказочный герой. Вы его знаете, это Вини Пух. Слайд 1 А как вы думаете, почему он у нас в гостях? Посмотрите фрагмент из мультфильма «Винни Пух идет в гости» (3 мин). - О чем просмотренный вами видеосюжет? - Чем вас заинтересовал этот отрывок? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Определите тему урока. Слайд 2 - А вы знаете, что такое этикет?
- Давайте поставим задачи урока. Что нам нужно: Узнать: Слайд 3
Понять:
Учиться:
- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Откройте тетради и запишите число и тему урока. |
Предположения детей
О поведении в гостях Тем ,что как вёл себя Винни-Пух в гостях Этикет
Этикет – это принятый порядок поведения людей.
- что такое этикет; какие правила этикета должен знать каждый человек. - понимать нормы этикета в повседневном поведении. : - внимательно слушать других; принимать другую точку зрения; выполнять правила этикета.
|
Ф |
|
|
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; |
4.Изучение нового материала |
Закрепление умения выразительно читать текст |
Беседа |
- Некоторым ребятам я раздала на листочках определение слова этикет в различных толковых словарях. Давайте послушаем, как его толкуют. Слайд 4 Толковый словарь Ожегова Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. Большой Энциклопедический словарь (БЭС) Этикет - установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). Этикет в учебнике – правила хорошего поведения, описание образцов поведения. Толковый словарь Этикет - установленный порядок поведения, формы обхождения. - Сравните определения и сделайте вывод, какое определение более точно толкует это слово.
- Итак, этикет - установленный порядок поведения, описание образцов поведения. - Запишите слово этикет в словарь. Рассказ учителя. Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет! - С древнейших времен люди должны были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Уже в древних египетских, римских рукописях говорилось о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В то время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Первая книга об этом так и называлась «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году. При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало.Слайд 5 Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. - Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы?
- От кого вы узнали о правилах этикета? - В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. Какую роль в этикете играет одежда? - Слайд 6Особую роль в этикете играет одежда. Её выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную. - Огромное значение в этикете придается речи. - Об этом вы прочитаете сейчас самостоятельно на с. 56-57 в учебнике и ответите на вопрос: Какую роль играет речь в этикете? -Ребята, сейчас я вам прочитаю ситуацию, а вы подумайте о чём она. Игровая ситуация. Кате звонит одноклассник. Трубку берёт Катин папа. – Алло! Здравствуйте! Это говорит Петров Саша. Позовите, пожалуйста, к телефону Катю. – Здравствуйте, Саша. Кати нет дома. Может быть ей что-нибудь передать? – Передайте ей, пожалуйста, что я звонил. – Хорошо, я обязательно передам. – Спасибо. До свидания. – До свидания. -О чём ситуация? -Правильно ли поступил папа Кати? Как вы думаете, правила поведения за столом будут относиться к этикету? Почему? - Да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета. - О правилах поведения за столом в шуточной форме прочитает Виолетта. Медвежонок хлеб жевал - Крошки хлебные ронял. Говорил с набитым ртом - Что? Не мог понять никто. После взялся за компот - Стол облил и свой живот! Все над ним хохочут звонко, Застыдили медвежонка: - Ты не знаешь? За столом. Надо есть с закрытым ртом, Не спешить, не говорить, Крошки на пол не сорить. После встать из-за стола. В шубке чистой, как была - Я приготовила для ребят памятки о правилах поведения за столом. Они им обязательно пригодятся. Раздаёт памятки. Работа с иллюстрациями в учебнике. - Обратите внимание на иллюстрации на с. 57. Что на них изображено? - А какие правила нарушают герои рисунков на с. 56? - Сейчас я вам раздам ситуации, а вы должны подумать о чём они и как бы вы поступили в той или иной ситуации. Работать будете в группах «Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их. – Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе... – Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки? Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось. – Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете. Ребята оглянулись и пошли назад к двери. – Подождите! Куда же вы? Но ребята ушли, не дослушав ее. - Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны.
Ребята спорили, кто из животных быстрее бегает, и вдруг Алеша сказал: "Пойдемте ко мне. У меня есть книга о животных, там все написано". Дверь открыла мама, она была в стареньком халатике и фартуке, в руках у нее была мокрая тряпка, в ванной работала машина. В комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута, в доме - генеральная уборка. "Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок, я сейчас вам что-нибудь приготовлю!" Мальчики хотели уйти, хозяева их уговаривали, но всем было неловко. Кто виноват в случившейся обстановке?
-Ребята, мы ещё не познакомились со всеми видами этикета. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться какие это виды этикета. Слайд 7
- Много ещё правил мы не вспомнили, да это и невозможно, ведь учиться культуре поведения можно всю жизнь. Работа с текстом. - Прочитайте внимательно текст в учебнике по цепочке, а затем ответьте на вопрос: - Как нужно жить среди людей?
- Человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. Нужно жить, соблюдая правила этикета и золотое правило нравственности. Вывод: (читают в учебнике). - Правил этикета много. А вот основа у всех правил один – здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться. |
Все определения подходят.
Ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д. От родителей,друзей и т.д
Ответы детей
Ответы детей
Ответы учащихся
Ответы детей
Слушают рассказ
Ответы детей
Во-первых, за подарок надо поблагодарить, развернуть его при вашем госте. И даже, если у вас эта вещь уже есть, не стоит об этом говорить - можно обидеть человека. Если вам подарили сладкий подарок - конфеты - предложите их гостям Прежде чем приглашать в гости, нужно предупредить маму. В случившейся обстановке виноват Алеша.
Воинский этикет. Профессиональный этикет. Деловой этикет.
Ты живёшь среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от твоего характера, но не только. Людям нужно время, чтобы узнать твой характер. Русская пословица гласит «По одёжке встречают…» Твой внешний облик, манеры поведения, правильная речь, доброжелательность - всё влияет на восприятие тебя другими людьми. И мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним обликом, является этикет - правила поведения, принятые в обществе. Будьте культурными людьми! И хорошие манеры откроют перед вами многие двери.
|
Ф,И |
Презентация, учебник |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; |
5.Подведение итогов. |
Подведение итогов уходящего урока |
Беседа |
-Какова была тема нашего урока? -Решили ли мы поставленные задачи? - Что такое этикет? - От какого слова произошло название этикет? - Нужны ли сейчас знания правил этикета? - Как вы считаете, научился Винни Пух правилам этикета? -А кто его научил правилам этикета? -Правильно. |
Ответы детей |
Ф |
Презентация |
Самоконтроль , контроль со стороны учитель |
Коммуникативные: Умение выражать свою мысли |
6.Рефлексия |
|
|
-Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. -За что вы похвалили бы себя? -Кому было легко и всё понятно на уроке, хлопните в ладоши. -Кому было тяжело на уроке и непонятно, хлопните в ладоши.
|
Ответы учащихся |
Ф |
Презентация |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
Коммуникативные: Умение выражать свою мысли |
7.Домашнее задание |
Закрепление изученного материала дома |
Задание |
-Открываем дневники записываем домашнее задание. Читать стр. 56-57 Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. |
Записывают домашнее задание |
Ф,И |
Дневники учебник |
Самоконтроль |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
8.Орг.момент |
Завершить урок. |
Беседа |
Все встали ,урок окончен. |
Прощаются с учителем |
Ф |
- |
Самоконтроль |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.