Конспект урока ОРКСЭ Основы православной культуры.

  • docx
  • 11.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.docx

Конспект урока ОРКСЭ

Основы православной культуры.

 

Тема

Россия - наша Родина

Тип урока

изучение нового материала

Цель

создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество), гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.

Методы

частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог, технология оценивания.

Средства

учебник, иллюстрации, карточки, видео, физическая карта России.

Межпредметные связи

 

Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

 

получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.

 

умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

 Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

 

Ход урока

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей и задач урока

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах по карточкам.

 

 

 

 

 

 

Продолжение работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

Работа в группах

 

Продолжение работы по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Рефлексия  (ответы по желанию).

 

Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета

- Прочитайте название модуля, с которым мы будем знакомиться на уроках ОРКСЭ в течении этого учебного(Основы православной культуры)

- Хочется ли вам изучать новый предмет? Почему?

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Прочитайте на стр. 3 темы предстоящих уроков. («Содержание»)

- Какие темы вас заинтересовали? Почему?

 

Послушайте стихотворение Петра Полякова. О чём оно?

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река,
Улицы, прохожие,
Утренний рассвет
И земля, дороже что
Не было и нет.
Что такое Родина?
Это я и ты,
Первые признания,
Первые цветы,
Солнечные зайчики,
Камешки в окно,
Девочки и мальчики,
Танцы и кино.
Что такое Родина?
Дети и семья,
Дочки повзрослевшие,
Ну, и сыновья,
Вся страна огромная
И отдельный дом,
Тот, в котором выросли
И в каком живём.

- О чём это стихотворение?

- А что для вас слово Родина?

 

Какова будет тема нашего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

 

 

Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Не может человек выбрать родителей. Не может выбрать Родину. Сначала человек появляется на свет. Потом узнает, что его Родина зовется Россией. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых лет жизни человека окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...

И однажды приходит понимание, что кроме дома, двора, улицы, района, города, есть еще Страна. Вслушайтесь в имя Родина, Россия, Русь. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...

-  Сегодня поговорим о нашей Родине. Как она называется? От какого слова произошло название страны? (род)

Прочитайте в словаре Ожегова что означает это слово.

– Россия – огромная страна. Велики и прекрасны ее просторы. Посмотрите на карту России.

- Какие достопримечательности России вы знаете, может из вас кто-то посещал их и хочет поделиться своими впечатлениями?

– Какие города вы видите на карте России?

- Найдите на карте Российской Федерации место, где мы живём?

- Как называется наша малая родина? Чем или кем знаменита Архангельская область?

 

Откройте учебники с. 4, прочитайте ещё раз тему урока, материал, который представлен в учебнике на с. 4-8.

- Что такое Родина? Как оно написано в учебнике? (с большой буквы). Почему?

- Как называется страна в которой мы живём?

- Какие непонятные слова встретились?

- Какие новые факты вы узнали из прочитанного материала?

   

 

А сейчас возьмите карточки и в парах выполните задание.

Какое из перечисленных слов не является однокоренным и близким по значению слову родина? Выбери один правильный ответ.

Родители, родной, родня, народ, родимый, родственник, город, родник, родинка, породниться.

Проверка.

 

А сейчас внимание на доску (кадры до 6 включительно)    

 https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2889343/demonstration.

Учитель:

-Назовите столицу нашей Родины.

-Объясните, что означают цвета нашего Флага.

- Что изображено на Гербе нашей Родины. эмблема государства).

– Герб показывает традиции государства или города. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Этот герб появился более 500 лет назад в 1497 году после битвы московского князя Дмитрия на Куликовом поле. Он показывает в условной форме знаменитое сражение. Внутри Российского герба – герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

 

- Что такое Гимн?

– Слово гимн образовано от греческого «гимнос» – восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна – поэт С.Михалков.

 

- Прочитаем на странице 6 слова из Гимна России. Как вы их понимаете?

 

Предложить ребятам работу в группах вставить пропущенные слова в гимне, а потом всем вместе спеть.

 

 Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

 Русский, татарин, башкир и якут.

 Разных народов большая семья,

 И этим гордиться должны мы друзья.

 Россией зовется общий наш дом,

 Пусть будет уютно каждому в нем.

 Любые мы трудности вместе осилим

 И только в единстве сила России.

 

- Это отрывок из стихотворения ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА! Ивакина Александра

Как понимаете смысл?

– Россия – семья многих народов. Нашу страну населяют русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие.

– У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые – поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.

– Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни, и надо с уважением к этому относиться.

 

Прочитать информацию в учебнике с.8-9

- Что объединяет все народы России? Что для них является главными ценностями в жизни?

 

Самым многочисленным народом России является русский народ. Большая часть жителей страны считают себя православными христианами.

- А как вы понимаете значение этих слов слова? (выслушать мнения детей).

-Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем, что означает слово христианство.

- Одно из направлений в христианстве – ПРАВОСЛАВИЕ (правильно славить).

- И наш модуль называется Основы православной культуры.

 

Православие имеет важное значение в становлении российской государственности. Православное христианство утвердилось на Руси в конце X века и постепенно заменило собой языческие верования. Жития святых, написанные еще средневековыми авторами, архитектура храмов, иконы, фрески, церковные песнопения — всё это во многом определило направление российской культуры, национальный характер, способы существования.

 

Посмотреть видеоролик «Родина – это мы».

https://clever-lab.pro/mod/glossary/showentry.php?eid=31&displayformat=dictionary

Беседа после просмотра

- Как вели себя люди в этом фрагменте?

- Кого вы осуждаете? Почему?

- Кто поступил правильно? Почему?

- Как мы должны относится к символам государства? Почему?

 

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поработать по карточкам

 

Вставить пропущенные слова в тексте К.Д. Ушинского.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. ………… мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. …………… мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; ………….. - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и ………. .

Проверить.

_ А как вы думаете есть ли разница между словами Родина и Отечество

Составьте синквейн к этому тексту.

 

Прочитать материал учебника с.4-8. Подобрать пословицы к прочитанному материалу.

Закончи предложение

  На уроке я узнал, что …

  Мне очень понравилось, что …

  Я хочу знать, что …

  Оказывается, что …

 

 

Работа с учебником.

Фронтальная форма работы

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют тему урока, ставят цель.

 

 

Фронтальная форма работы

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма работы

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

На рабочем листе можно использовать следующий материал:

1)      ребус

 

Как разгадывать ребусы | Справка по играм | Как играть в наши игры… | Игры  | Логозаврия: сайт детских компьютерных игр!

 

2)      Раскрасить флаг:

Раскраска Герб и флаг России Распечатать бесплатно | Флаг, Раскраски,  Шаблоны

3)      Какое из перечисленных слов не является однокоренным и близким по значению слову родина? Выбери один правильный ответ.

Родина: родители, родной, родня, народ, родимый,

              родственник, город, родник, родинка, породниться.

 

4)      Дописать формулировку слов:

Родина-

Гимн-

Народ-

Христианство-

Православие-

5)      Продолжи:

Моя малая родина:

6)      Вставить пропущенные слова в тексте К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. ………… мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. …………… мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; ………….. - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и ………. .

Синквейн.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru