Конспект урока ОРКСЭ
Основы православной культуры.
|
Тема |
Россия - наша Родина |
||
|
Тип урока |
изучение нового материала |
||
|
Цель |
создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество), гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны. |
||
|
Методы |
частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог, технология оценивания. |
||
|
Средства |
учебник, иллюстрации, карточки, видео, физическая карта России. |
||
|
Межпредметные связи |
|
||
|
Планируемые результаты изучения темы (для учащихся) |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
|
получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
|
умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
|
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Орг. момент
Актуализация опорных знаний
Постановка целей и задач урока
Изучение нового материала
Работа по учебнику
Работа в парах по карточкам.
Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику
Работа в группах
Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику
Просмотр видеоролика
Индивидуальная работа по карточкам
Домашнее задание Рефлексия (ответы по желанию).
|
Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета - Прочитайте название модуля, с которым мы будем знакомиться на уроках ОРКСЭ в течении этого учебного(Основы православной культуры) - Хочется ли вам изучать новый предмет? Почему? - Рассмотрите обложку учебника, прочтите название. - Прочитайте на стр. 3 темы предстоящих уроков. («Содержание») - Какие темы вас заинтересовали? Почему?
Послушайте стихотворение Петра Полякова. О чём оно? Что такое Родина? - О чём это стихотворение? - А что для вас слово Родина?
Какова будет тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой?
Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Не может человек выбрать родителей. Не может выбрать Родину. Сначала человек появляется на свет. Потом узнает, что его Родина зовется Россией. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей. С первых лет жизни человека окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи... И однажды приходит понимание, что кроме дома, двора, улицы, района, города, есть еще Страна. Вслушайтесь в имя Родина, Россия, Русь. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила... - Сегодня поговорим о нашей Родине. Как она называется? От какого слова произошло название страны? (род) Прочитайте в словаре Ожегова что означает это слово. – Россия – огромная страна. Велики и прекрасны ее просторы. Посмотрите на карту России. - Какие достопримечательности России вы знаете, может из вас кто-то посещал их и хочет поделиться своими впечатлениями? – Какие города вы видите на карте России? - Найдите на карте Российской Федерации место, где мы живём? - Как называется наша малая родина? Чем или кем знаменита Архангельская область?
Откройте учебники с. 4, прочитайте ещё раз тему урока, материал, который представлен в учебнике на с. 4-8. - Что такое Родина? Как оно написано в учебнике? (с большой буквы). Почему? - Как называется страна в которой мы живём? - Какие непонятные слова встретились? - Какие новые факты вы узнали из прочитанного материала?
А сейчас возьмите карточки и в парах выполните задание. Какое из перечисленных слов не является однокоренным и близким по значению слову родина? Выбери один правильный ответ. Родители, родной, родня, народ, родимый, родственник, город, родник, родинка, породниться. Проверка.
А сейчас внимание на доску (кадры до 6 включительно) https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2889343/demonstration. Учитель: -Назовите столицу нашей Родины. -Объясните, что означают цвета нашего Флага. - Что изображено на Гербе нашей Родины. эмблема государства). – Герб показывает традиции государства или города. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Этот герб появился более 500 лет назад в 1497 году после битвы московского князя Дмитрия на Куликовом поле. Он показывает в условной форме знаменитое сражение. Внутри Российского герба – герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
- Что такое Гимн? – Слово гимн образовано от греческого «гимнос» – восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна – поэт С.Михалков.
- Прочитаем на странице 6 слова из Гимна России. Как вы их понимаете?
Предложить ребятам работу в группах вставить пропущенные слова в гимне, а потом всем вместе спеть.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России.
- Это отрывок из стихотворения ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА! Ивакина Александра Как понимаете смысл? – Россия – семья многих народов. Нашу страну населяют русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие. – У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые – поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие. – Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни, и надо с уважением к этому относиться.
Прочитать информацию в учебнике с.8-9 - Что объединяет все народы России? Что для них является главными ценностями в жизни?
Самым многочисленным народом России является русский народ. Большая часть жителей страны считают себя православными христианами. - А как вы понимаете значение этих слов слова? (выслушать мнения детей). -Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем, что означает слово христианство. - Одно из направлений в христианстве – ПРАВОСЛАВИЕ (правильно славить). - И наш модуль называется Основы православной культуры.
Православие имеет важное значение в становлении российской государственности. Православное христианство утвердилось на Руси в конце X века и постепенно заменило собой языческие верования. Жития святых, написанные еще средневековыми авторами, архитектура храмов, иконы, фрески, церковные песнопения — всё это во многом определило направление российской культуры, национальный характер, способы существования.
Посмотреть видеоролик «Родина – это мы». https://clever-lab.pro/mod/glossary/showentry.php?eid=31&displayformat=dictionary Беседа после просмотра - Как вели себя люди в этом фрагменте? - Кого вы осуждаете? Почему? - Кто поступил правильно? Почему? - Как мы должны относится к символам государства? Почему?
А сейчас я предлагаю вам, ребята, поработать по карточкам
Вставить пропущенные слова в тексте К.Д. Ушинского. Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. ………… мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. …………… мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; ………….. - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и ………. . Проверить. _ А как вы думаете есть ли разница между словами Родина и Отечество Составьте синквейн к этому тексту.
Прочитать материал учебника с.4-8. Подобрать пословицы к прочитанному материалу. Закончи предложение • На уроке я узнал, что … • Мне очень понравилось, что … • Я хочу знать, что … • Оказывается, что …
|
Работа с учебником. Фронтальная форма работы Беседа
Дети определяют тему урока, ставят цель.
Фронтальная форма работы Беседа
Работа в парах
Фронтальная форма работы
Групповая работа
Фронтальная форма работы Беседа
Просмотр видеоролика, беседа.
Индивидуальная работа |
На рабочем листе можно использовать следующий материал:
1) ребус

2) Раскрасить флаг:

3) Какое из перечисленных слов не является однокоренным и близким по значению слову родина? Выбери один правильный ответ.
Родина: родители, родной, родня, народ, родимый,
родственник, город, родник, родинка, породниться.
4) Дописать формулировку слов:
Родина-
Гимн-
Народ-
Христианство-
Православие-
5) Продолжи:
Моя малая родина:
6) Вставить пропущенные слова в тексте К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. ………… мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. …………… мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; ………….. - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и ………. .
Синквейн.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.