Конспект урока ОРСЭ по теме "Смысл жизни и счастье" для учащихся 4 класса
Оценка 4.9

Конспект урока ОРСЭ по теме "Смысл жизни и счастье" для учащихся 4 класса

Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
doc
Междисциплинарный 4
19.10.2020
Конспект урока ОРСЭ по теме "Смысл жизни и счастье" для учащихся 4 класса
Конспект урока ОРСЭ по теме "Смысл жизни и счастье" для учащихся 4 класса
ОРКСЭ по теме Смысл жизни и счастье 4 класс.doc

   План-конспект  урока по курсу ОРКСЭ                                            модуль «Основы светской этики»

 

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

  1.  познакомить с новыми понятиями, создать условия для  правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  2.  учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

  1. развивать речь учащихся;
  2.  воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3.  развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата «А4».

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

 

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

-  Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос, который волнует нас всех.

- Знаете ли, вы, что такое притча? Урок я хотела бы начать с притчи.

 

Притча - это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

 

 - Сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

- Читает притчу учитель, а  обучающие слушают её.

                                 Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму.                         В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: —                                           Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме, попросил: — Красивая женщина,                             если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы                               я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне                                себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

 

- Как вы думаете,  о чём эта притча?  (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

- На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

- Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

- Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Задание: Ребята,  скажите: какое состояние души могут отражать лица  людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же  можно обобщить ваши высказывания, одним словом?

Ответы детей (они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного    

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

 Это большое участье:

 Забота, тепло, вниманье

 И общность переживания.

 Ещё есть такое мнение,

 Что счастье – это горение:

 Поиск, мечта, работа

 И дерзкие крылья взлёта!

 А счастье, по-моему, просто

 Бывает разного роста:

 От кочки и до Казбека,

 В зависимости от человека.

 Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

 – Как вы поняли строки этого стихотворения?

 – О чём оно? Какова главная мысль?

 (визуальный ряд – разное счастье, что это?)

 – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации

Счастье  (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего                        не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше.                 Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие,                  и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

 

- Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.                                     ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое  счастье.

- А из, какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В. Катаев)

- Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя:

                   «Лети, лети лепесток через запад на восток, »…

(вспоминаем сказку по этапам)

- А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

- Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

- Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье?                                                           ( Мальчик стал счастлив.  Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других,…….

- У каждого человека свое счастье. 

Составление интеллект - карты по группам

- А счастье, ребята,  неразрывно связано со смыслом жизни

-  Подумайте что такое смысл жизни?

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»

Разнообразие смыслов жизни

- Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево».                       А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

- Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть)

- Возможно цель  нашей жизни в работе или в полном покое?

- Может цель нашей жизни в богатстве?

- Власть и слава?  (стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

- Жизнь ради детей?

- Жить ради знаний?  Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

- Сохранение здоровья? ( мы можем своими усилиями продлить здоровье)

- Итак, каждый по своему понимает, в чем смысл жизни.

Задание для работы в парах

- А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

- Обсудите в парах смысл их изречений.

 

Беседа с учащимися по вопросам.

 

- Зачем живёт человек?

- Каково его предназначение в мире?

 - Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

- С какими новыми понятиями работали сегодня?

- Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?


Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока по курсу

План-конспект урока по курсу

Что нужно Тебе? — переспросил брат

Что нужно Тебе? — переспросил брат

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни,…

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»)— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни,…

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни -

А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни -

Рефлексия. - С какими новыми понятиями работали сегодня? -

Рефлексия. - С какими новыми понятиями работали сегодня? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020