Биология 5 класс. Лишайники
Тема урока: «Лишайники»
Цель: организация совместного «открытия» нового знания.
Задачи:
Образовательные:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование:
Ход урока:
- Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).
- Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).
- Что такое симбиоз?
(Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).
-Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?
(Дети отвечают, что это микориза).
-Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.
- Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».
Чтобы сформулировать цели урока, я предлагаю вам вместе со мной заполнить эту таблицу (на доске до урока начерчен «каркас» таблицы, подписаны названия колонок.). Сначала мы заполним только первую колонку. (Ученики высказывают свои суждения, учитель заполняет на доске первую колонку таблицы).
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
|
|
|
-А что бы вы хотели еще знать о лишайниках? (Дети вместе с учителем заполняют вторую колонку таблицы).
- Теперь мы можем сформулировать цели нашего урока. Они станут для нас этапами работы по изучению новой темы. (Ученики устно формулируют цели урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, черты приспособленности к различным условиям существования, выяснить роль лишайников в природе и жизни человека).
-Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.
Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».
Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.
Тип слоевища |
Особенности строения |
Примеры |
Накипные лишайники |
В виде корочки или пены высотой до 5 мм, плотно срастаются с субстратом |
Леканора, лецидея, бацидия, графис. |
Листовые лишайники |
Округлой формы, в диаметре до 20см,расчленены на мелкие лопасти. Соединены с субстратом пучками гиф. |
Пармелия, ксантория, лобария. |
Кустистые лишайники |
Слоевище в виде кустика до 50см. |
Кладония(ягель), уснея, цетрария. |
Изучив текст учебника параграфа «Лишайники» (учебник В. В. Пасечника §15) и рассмотрев коллекцию лишайников на ваших столах, заполните таблицу:
Т и п ы л и ш а й н и к о в
-Какое же строение имеет слоевище?
Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.
(Ученики по очереди рассматривают под микроскопом микропрепарат лишайника, приготовленный учителем заранее, делают в тетрадях схематический рисунок «строение лишайника»)
- Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?
(учитель выслушивает предположения учеников)
- нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.
Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.
-А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.
Каково же значение лишайников в природе и жизни человека?
Чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 3 группы:
1 группа будет изучать значение лишайников в природе;
2 группа – использование лишайников в хозяйственной деятельности человека;
3 группа – охрана лишайников.
Вы можете использовать текст учебника и информацию на листах с текстом. (Приложение 1)
Ученикам предлагается ознакомиться с материалом внутри группы и подготовить рассказ на 1-2мин. Тезисы предлагается написать на листе (составить кластер).
Группы представляют результаты своей работы.
Значение лишайников в природе:
· Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
· Участвуют в почвообразовании.
· Участвуют в разрушении горных пород.
· Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
· Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
· Являются пищей для многих копытных.
· Являются важной частью многих экосистем.
Значение лишайников в жизни человека:
Здесь учитель или ученик-старшеклассник может представить результаты исследований по определению чистоты воздуха в разных местах поселения, района или области методом лихеноиндикации.
Охрана лишайников:
Причины гибели лишайников:
· неконтролируемый выпас скота,
· разрушение на поверхности почвы в тундре тяжелой транспортной техникой,
· загрязнение воздуха вредными веществами в крупных городах.
Устранение этих причин способствует сохранению и восстановлению лишайников.
- А теперь еще раз вспомним, что мы узнали на уроке. Вернемся к его началу, к поставленным целям и плану наших действий. (В результате обобщающей беседы учитель заполняет третью колонку таблицы на доске и соотносит с тем, что хотели узнать.)
На столе лежат карточки с названиями лишайников или с описанием форм их слоевищ или с любыми терминами по теме.
Ученик берет карточку и пытается объяснить другим детям, что за термин указан в карточке. При этом нельзя использовать однокоренные слова. Дети должны догадаться, какое слово написано на карточке.
Рефлексия
Учитель: - Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали? Что помогло нам в работе? Кому было интересно? Кому было трудно? Почему? Оцените результаты своей работы на уроке.
Домашнее задание:
l Параграф 15 читать, ответы на вопросы устно.
l Письменно доклад «Охрана лишайников»
Симбиоз водоросли и гриба
|
Кустистые лишайники
|
Накипные лишайники
|
Листоватые лишайники
|
Ягель (кустистый лишайник) пища для оленей
|
— используются для получения антибиотиков (цетрария, кладония, пармелия, уснея)
- используются для получения ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния)
- лишайники употребляют в пищу жители пустынных районов Среднего Востока, в Японии считают деликатесом умбиликарию съедобную.
— участвуют в химическом выветривании горных пород, часто являются пионерами в освоении новых территорий;
— является ценным кормом для северных оленей благодаря высокому содержанию углеводов;
- Лишайники являются отличными биодатчиками. Они моментально реагируют на загрязнение воздуха. Поэтому ученные, изучая экологическую ситуацию в регионе, первым делом берут на анализ образцы лишайников. К тому же эти растения удерживают внутри себя тяжелые металлы, следовательно, благодаря им можно обнаружить даже незначительные всплески радиации.
- Принимают участие в процессе почвообразования (они
подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами),
т.е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых
бесплодных местах они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают
горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие
растения.
- Многие виды лишайников являются источниками желирующих веществ, применяемых в кондитерской промышленности. Является источником витамина С.
— используются для получения антибиотиков (цетрария, кладония, пармелия, уснея)
- используются для получения ароматических веществ и фиксаторов запахов (лобария, эверния)
- лишайники употребляют в пищу жители пустынных районов Среднего Востока, в Японии считают деликатесом умбиликарию съедобную.
— участвуют в химическом выветривании горных пород, часто являются пионерами в освоении новых территорий;
— является ценным кормом для северных оленей благодаря высокому содержанию углеводов;
- Лишайники являются отличными биодатчиками. Они моментально реагируют на загрязнение воздуха. Поэтому ученные, изучая экологическую ситуацию в регионе, первым делом берут на анализ образцы лишайников. К тому же эти растения удерживают внутри себя тяжелые металлы, следовательно, благодаря им можно обнаружить даже незначительные всплески радиации.
- Принимают участие в процессе почвообразования (они
подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами),
т.е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых
бесплодных местах они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают
горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие
растения.
- Многие виды лишайников являются источниками желирующих веществ, применяемых в кондитерской промышленности. Является источником витамина С.
Симбиоз водоросли и гриба
|
Кустистые лишайники
|
Накипные лишайники
|
Листоватые лишайники
|
Ягель (кустистый лишайник) пища для оленей
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.