Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
Разработка урока
по биологии
на тему: «Происхождение человека»
Разработала: Иванова Валентина
Владимировна ,
преподаватель ГАПОУ Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
Талица, 2022
Тема урока: Происхождение человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология урока: технология развивающего обучения (проблемное, частично- поисковое обучение), информационные технологии.
Цель урока: формирование целостной научной картины происхождения и эволюции человека, как части важнейшего этапа макроэволюции и закрепление полученных знаний.
Задачи:
образовательная: продолжить формирование научных взглядов о происхождении человека, обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; месте человека в системе органического мира, стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза, специфических особенностях человека, единстве происхождения человеческих рас;
развивающая:
создать условия для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов; развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, извлекать необходимую информацию и оперировать ею, способствовать формированию информационной компетентности, формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной компетентности и уважительного отношения к мнению другого человека,
воспитание культуры общения, добросовестности, чувства ответственности за результат своего труда.
Планируемые результаты:
Задачи
направлены на достижение следующих
планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:
- приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, с печатными источниками информации, находить нужную информацию, выбирать главное.
2. Личностные УУД:
- развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы однокурсников.
3. Регулятивные УУД:
- уметь организованно выполнять задания преподавателя,
- анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.
4. Коммуникативные УУД:
- обмениваться информацией с однокурсниками.
Обучающиеся должны знать:
- основные гипотезы происхождения человека,
-систематическое положение человека,
-основные стадии (этапы) антропогенеза,
- о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека,
- единство происхождения человеческих рас.
Обучающиеся должны уметь:
-приводить доказательства о происхождении человека от животных,
-характеризовать основные стадии антропогенеза,
-участвовать в дискуссиях, формировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для её аргументации.
Основные термины, понятия:
- происхождение человека
- австралопитек
- питекантроп
- неандерталец
- кроманьонец
- рамапитек
- рудименты
- атавизмы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, коллекция «Происхождение человека».
Группа обучающихся делится на команды (группы)
План урока:
№ п/п |
Этапы урока |
время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный этап |
1-2 мин |
Проверка готовности обучающихся к уроку |
Обучающиеся проверяют свою готовность |
2. |
Мотивационный этап Актуализация знаний Формулирование учениками темы урока: «Происхождение человека» Формулирование учениками цели и задач урока, мотивов изучения данной темы.
|
6 мин
|
Стимулирует обучающихся на активность |
Формулируют тему урока: «Происхождение человека» Формулируют цель и задачи урока, мотивы изучения данной темы.
|
3. |
Этап освоения новых знаний в группах. Выполнение заданий в группах с использованием методических материалов, Интернет источников и других. Задание группам - поиск информации по теме: 1 группа - «Гипотезы происхождения человека» 2 группа – «Возможность происхождения человека от животных (доказательства) 3 группа – «Основные этапы эволюции человека» 4 группа – «Единство происхождения человеческих рас»
|
21 мин
|
Помогает группам с выполнением заданий, контролирует процесс работы группы |
Осуществляют самостоятельную деятельность по достижению цели и задач урока |
4. |
Этап предъявления новых знаний всей группе |
35 мин |
Ведёт беседу, направляет деятельность групп |
Обмениваются информацией, делают записи в тетрадях (заполняют таблицу) |
5. |
Этап закрепления новых знаний |
8 мин |
Организует повторение новых понятий по теме |
Составляют глоссарий по теме |
6. |
Этап контроля и самоконтроля знаний |
10 мин |
Контролирует выполнение задания, организует взаимопроверку тестовых заданий |
Выполняют тестовое задание, взаимопроверка заданий |
7. |
Домашнее задание (3 мин): на выбор студентов: Написать биологическое эссе на тему: «Мой взгляд на происхождение человека» Составить кроссворд минимум слов 10
|
|||
8. |
Подведение итогов
|
3 мин |
Характеристика работы группы. Взаимооценка работы на уроке |
Анализируют свою работу, оценивают результат. |
9. |
Рефлексия
|
2 мин |
Мобилизует обучающихся на рефлексию своего поведения |
Реализуют рефлексивный алгоритм: «Я», «Мы» |
Конспект урока:
Ход урока.
Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
Оформление доски:
Эпиграф урока: «В цепи человек стал последним звеном.
И лучшее все воплощается в нем» (Абулькасим Фердоуси)
Опережающее задание группам - поиск информации по теме:
1 группа - «Гипотезы происхождения человека»
2 группа – «Возможность происхождения человека от животных (доказательства)
3 группа – «Основные этапы эволюции человека».
«Современное положение человека в системе органического мира»
4 группа – «Единство происхождения человеческих рас»
2. Мотивационный этап (этап актуализации знаний)
Преподаватель: Высказывание Б. Кемпбелла о происхождении человека.
Наследие это слагается из биологических корней, как в строении человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его сущность. Только разобравшись в своём, доисторическом прошлом, мы сумеем понять, кем мы были и как стали такими, какие мы есть.
Обратите внимание на последнюю строчку: «Как мы стали такими, какие мы есть?» -проблемный вопрос..Этот вопрос интересовал всё человечество во все времена и продолжает интересовать. Мы с вами сегодня ответим на этот вопрос. Сформулируйте тему урока и цели.
Обучающиеся формулируют тему урока: « Происхождение человека» и основные вопросы, которые помогут её раскрыть.
Мы будем работать в группах. Для этого мы разделились на 4 команды (численность участников в команде разная и зависит от объема материала)..
Каждая команда получила задания по определённой теме на прошлом уроке и весь собранный материал вы сейчас обработаете, чтобы представить всем участникам урока.
1 группа - «Гипотезы происхождения человека»
2 группа – «Возможность происхождения человека от животных (доказательства)
3 группа – «Основные этапы эволюции человека»
«Современное положение человека в системе органического мира»
4 группа – «Единство происхождения человеческих рас»
Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах:
Каждый из вас делает записи по работе в тетрадях. На следующем уроке будет проведен тест – контроль по теме.
Выполнение заданий в группах с использованием методических материалов, Интернет источников и других.
4. Этап предъявления новых знаний всей группе (выступление участников групп и обсуждение вопросов).
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вы с ними познакомитесь. Предъявление информации первой командой.
«Гипотезы происхождения человека»
Взгляды, основаны на том, что человека создал Бог или боги.
Например:
- «Первого человека ( разумеется мужчину!) создал бог по образу и подобию своему. Увидев, что мужчине одному дискомфортно, тот же бог достал у него ребро и сотворил из этого ребра первую женщину».
- По месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.
- Согласно представлениям индуистов, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.
Сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. Защитники религии всячески стараются подчеркнуть исключительность человека как существа, наделенного бессмертной душой. Фактически, утверждение о божественном творении человека – одна из самых важных догм всех религий.
Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Проблемный вопрос – какая из теорий более реальная?
Обсуждение и вывод о происхождении человека от животных.
А существуют ли доказательства происхождения человека от животных?
Предъявление информации второй командой.
«Возможность происхождения человека от животных (доказательства)
Доказательства родства человека и человекообразных обезьян: Современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков- наземных человекообразных обезьян- дриопитеков (от греческого “Дриос” – дерево, “Питекос” – обезьяна). Они появились 17 – 18 млн. лет назад и вымерли около 8 млн. лет назад. Дриопитеки обитали в тропических лесах. Некоторые их виды, видимо, положили начало эволюции человека. Хотя ископаемые останки дриопитеков находят во всём Старом Свете, местом возникновения человека считается Африка.
Строение тела человека и шимпанзе.
О близком родстве между человеком и шимпанзе свидетельствуют общий характер телосложения, редукция хвоста, наличие ногтей, форма глаз и ушей, одинаковое количество резцов, клыков и коренных зубов.
Существуют черты физиологического сходства: общие группы крови, болезни. У человека и шимпанзе обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Число хромосом у шимпанзе равно 48, а у человека- 46.
Но между человеком и шимпанзе имеются различия. Шимпанзе живет на деревьях. В связи с этим, у них длинные передние конечности, крюкообразные кисти со слаборазвитым большим пальцем, хватательный тип стопы.
Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Вертикальное положение туловища у человека обусловило ряд изменений в строении скелета (особенно позвоночника, таза, кисти), мускулатуры, в расположении внутренних органов. Большой палец руки хорошо развит, сильно противопоставляется остальным и очень подвижен, благодаря чему кисть человека способна к разнообразным точным движениям.
Строение мозга и черепа человека и шимпанзе.
Различия шимпанзе и человека наблюдается в строении черепа мозга. Череп человека не имеет сплошных надбровных дуг, мозговая часть преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. Мозг человека в 2 - 2,5 раза больше мозга шимпанзе. Теменные, височные и лобные доли, в которых расположены важнейшие центры психических функций и речи, сильно развиты. Только человек обладает членораздельной речью.
Как называется процесс эволюционного происхождения и развития вида?
Антропогенез- процесс эволюционного происхождения и развития вида
Какие существуют доказательства эволюции?
Доказательства антропогенеза:
-Палеонтологические (ископаемые останки)
-Эмбриологические (сходство зародышей на ранних стадиях развития)
-Сравнительно-анатомические доказательства
Эмбриологические доказательства (сходство зародышей на ранних стадиях развития) Какие общебиологические законы выполняются?
Выполняется закон К.Бэра «На ранних стадиях развития зародыши разных классов позвоночных животных сходны, а затем отклоняются в своем развитии друг от друга».
Выполняется биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».
- Назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов – мозговых пузырей и напоминает мозг рыбы).
Сравнительно-анатомические доказательства
Рудиментарные органы - органы, утратившие свое значение. Примеры: отросток слепой кишки - аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, копчиковые позвонки(остатки скелета хвоста); волосяной покров на голове пятимесячного зародыша; ушные мышцы позволяющие человеку шевелить ушами.
Атавизмы – появление у человека признаков далеких предков, но утраченные в ходе эволюции. Примеры: сильное оволосение всего тела; многососковость, рождение ребенка с хвостом.
Доказательства молекулярной биологии
У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.
Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%.
Предъявление информации третьей командой.
«Основные этапы эволюции человека»
«Современное положение человека в системе органического мира»
Систематическое положение человека в живой природе.
Человек – часть живой природы. Какое место он имеет в системе органического мира?
2 ученика составляют схему из карточек на доске (проверка, обсуждение, вывод).
(Империя – Клеточные; Надцарство – Ядерные; Царство – Животные; Подцатство – Многоклеточные животные; Тип – хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд- Приматы; Семейство – Гоминиды (люди); Род – Человек; Вид –Человек Разумный.)
Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?
Человеческий мозг устроен сложнее; умственные способности выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение; большой палец противоположен остальным и является органом труда.
Восстановите эволюционное древо человека (работа с таблицей у доски, обсуждение, выводы ).
Стадии антропогенеза:
Предшественники человека (австралопитеки).
Древнейшие люди (прогрессивные австралопитеки: человек умелый и архантропы: питекантропы, синантропы, атлантропы).
Древние люди (палеоантропы: неандертальцы).
Современные люди (неоанропы: кроманьонцы).
Этапы эволюции человека (группа дает характеристику основных этапов, обучающиеся заполняют таблицу).
Австралопитеки:
строение зубов сходно с человеческими
объём головного мозга – до 500 см3
масса тела – 35-55кг
способны к прямохождению
Человек умелый:
умел изготавливать примитивные орудия труда из гальки и осколков камней
рост 150 см
объём мозга – 650 г
зубы человеческого типа
большой палец стопы не был отведен в сторону
Архантропы (питекантропы, синантропы, атлантролы и др.)
Человек прямоходящий.
рост –160 см и более
объём головного мозга – 800-1200см3
умели изготавливать каменные орудия труда
обладали зачатками членораздельной речи
черепная коробка такая же как у человека, но низкая и кости толстые
лоб покатый низкий
челюсти выдавались вперёд
подбородок отсутствовал
умели изготавливать каменные орудия труда
пользовались огнём
жили стадами
Неандертальцы
рост –160 см и более
объём головного мозга – 1400 см3
низкий скошенный лоб
большие надбровные дуги
нижняя челюсть без подбородка
обладали зачатками членораздельной речи
умели изготавливать каменные орудия труда
пользовались огнём
жили группами по 50-100 человек
Кроманьонцы
рост – до 180 см
объём мозга – до 1600 см3
мозговой отдел черепа преобладал над лицевым
отсутствовал сплошной надглазничный валик надбровных дуг
развит подбородочный выступ , а значит развита речь.
Высокий прямой лоб
Жили родовым обществом
Каковы движущие силы (факторы) антропогенеза?
1. биологические (мутации, дрейф генов, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор).
2. социальные (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление, культура).
Какова роль социальных факторов в эволюции человека?
Какова роль отбора в эволюции человека?
Естественный отбор отбирал:
- приспособляемость к меняющимся условиям среды;
- особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;
- стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:
-
прямохождение
- развитая кисть руки
- крупный мозг
Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).
Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.
Её результаты: морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества.
Вывод: (формулируется совместно). Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества, антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез
Предъявление информации четвертой командой.
«Единство происхождения человеческих рас»
Расы. Биологическая равноценность человеческих рас.
Выявите морфологические признаки каждой расы, укажите их значение. Нужно разделить признаки на три расы.
Каждый участник группы работает со всеми обучающимися и называет вместе с ними признаки 1 расы.
Негроидная |
Монголоидная |
Европеоидная |
|
||
|
||
|
||
|
Признаки: тёмный цвет кожи, глаза от голубого до черного, узкий нос, вьющиеся волосы, тёмные глаза, жёлтый цвет кожи, тонкие или средние губы, широкий нос, выступающие скулы, белый или светло- коричневый цвет кожи, толстые губы, чёрные прямые волосы, сильно развитая складка верхнего века, мягкие прямые или волнистые волосы.
Вывод обучающихся: в основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки, носящие адаптивный характер.
Докажите принадлежность человеческих рас к одному биологическому виду?
- В клетках человека любой расы содержится 46 хромосом
- От брака людей разных рас рождается нормальное плодовитое потомство
- Кровь человека одной расы можно перелить человеку другой расы (учитывая группу крови)
Вывод обучающихся:
1.Все расы одинаковы по генетическим, физиологическим и биохимическим признакам.
2. Могут свободно скрещиваться (вступать в брак)
3. Их потомство плодовито т. к. все расы относятся к одному биологическому виду - Homosapiens.
Как внутри вида Homo sapiens могли возникнуть разные человеческие расы?
Выводы обучающихся:
- На ранних стадиях развития действовали биологические факторы, и на первом месте был естественный отбор.
- Естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков, помогающих приспособиться к различным условиям среды, к разным климатическим условиям.
- Признаки каждой расы наследуются, но они не остаются неизменными.
Есть ли чистые расы?
Вывод обучающихся:
1) Чистых рас на Земле нет.
2) Основные факторы расогенеза
- наследственная изменчивость
- естественный отбор
- изоляция
Проблемный вопрос - «Идет эволюция человека в настоящее время или нет?»
Итак, как по-вашему, какова перспектива эволюции рас на нашей планете?
Обучающиеся делают вывод, что эволюция идет по трем направлениям:
5. Этап закрепления новых знаний
Составляют глоссарий по теме (обучающиеся выделяют в теме новые слова и дают им объяснение).
Выводы по уроку:
1.Человек произошёл от животных.
2.Эволюция шла постепенно под действием биологических и социальных факторов от древнейших людей к современному человеку.
3.Всё современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества возникает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас.
4.Ведущую роль играют социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого подчинена биологическим законам
6. Этап контроля и самоконтроля знаний
Этапы эволюции человека. Узнай кто это:
Каждая группа получает задание дать характеристику каждой стадии антропогенеза (по рисункам, таблице).
Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. (Неандерталец).
Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство. (Кроманьонец).
Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. (Питекантроп).
Тестовый контроль по теме: Происхождение человека.
Часть А (с выбором одного правильного ответа)
1.Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:
а) ароморфоза;
б) рудимента;
в) атавизма;
г) идиоадаптации;
2.У человека в связи с прямохождением
а) когти превратились в ногти;
б) сформировался свод стопы;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставляется всем остальным;
3.В отличие от человекообразных обезьян у человека
а) имеется резус – фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырёхкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление;
4.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
а) возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) нарушении развития плода в организме;
г) происхождении человека от животных;
5.Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
а) использованию различной пищи;
б) наземному образу жизни;
в) жизни в различных природных условиях;
г) невосприимчивости к различным заболеваниям;
6. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих.
7. К социальным факторам эволюции относят:
а) направленная деятельность (труд).
б) естественный отбор.
в) изменчивость.
г) дрейф генов.
8.Кто лишний?
а) Питекантроп
б) Синантроп
в) Гейдельбергский человек
г) Неандерталец
Часть В (с выбором нескольких верных ответов)
1. Результатом эволюции является:
а) дрейф генов
б) многообразие видов
в) мутационная изменчивость
г) приспособленность организмов к условиям внешней среды
д) повышение организации живых существ
е) борьба за существование
2. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.
а) неандерталец
б) питекантроп
в) австралопитек
г) кроманьонец
д) дриопитек
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответы
Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)
1а, 2б. 3г, 4г, 5в, 6б, 7а, 8г
Часть В (за каждый правильный ответ 0, 5 балла) 1. б, г, д. 2. д ,в. б, а. г
Критерии оценки:
«5» - 10-12 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 6-7 баллов
«2» -менее 6 баллов
Вместе с обучающимися создается эталон.
Организуется самопроверка и взаимопроверка по эталону.
Домашнее задание (3 мин): на выбор студентов: Написать биологическое эссе на тему: «Мой взгляд на происхождение человека»
Составить кроссворд минимум слов 10
Подведение итогов. Характеристика работы группы. Взаимооценка работы на уроке. Обучающиеся анализируют свою работу, оценивают результат. Выставляют оценки за работу в группе по вкладу каждого участника.
Рефлексия. Проведите самооценку своей деятельности. Что изменилось в вашем представлении о положении человека в системе органического мира ?
Какое открытие сделали? Выскажитесь предложением, выбирая фразы из рефлексивного ряда : -сегодня я узнал –было интересно -я понял, что… -теперь я могу -я научился у меня получилось –меня удивило -мне захотелось
Список использованной литературы
1. Высоцкая, М.В. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания/сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень»/ Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафонова. – 2-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей- Москва : Академия, 2016.
5. Мишакова, В.Н. Решение задач по генетике: учеб.пособие/ В.Н.Мишакова, Л.В.Дорогина, И.Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2010.
6. Левитина, Т.П., Левитин, М.Г. Общая биология. Словарь понятий и терминов. – СПб. «Паритет», 2002.
7. Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.
8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. «Практикум по общей биологии. 10- 11» - М: «Просвещение», 2002.
9. Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
Интернет ресурсы:
1. http://www.virtulab.net
2. http://blog-matveev.livejournal.com/607451.htm
3. http://www.kp.ru/daily/24468/627882/
4. http://festival.1september.ru/articles/502912/pril5.doc
Приложение 1.
Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».
№ п/п |
Учёный |
Взгляд на антропогенез |
1 |
Анаксимандр (610-546гг. до н.э.) |
Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных. |
2 |
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) |
Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки. |
3 |
Исократ (учитель красноречия) |
Человек стал человеком благодаря речи. |
4 |
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) |
Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо». |
5 |
К.Линней (1707 – 1778) |
Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»). |
6 |
И.Кант (18 в.) |
Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи». |
7 |
А.Н.Радищев (1749 – 1802) |
«Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе …, но и растению, грибу …. Паче всего сходственность человека примечательна с животными». |
8 |
А.Каверзнев (в 1775 г.) |
Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян. |
9 |
Ж.-Б.Роббинс |
Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека. |
10 |
Ж.-Б.Ламарк (начало 19 в.) |
Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах. |
11 |
Ч.Дарвин (1872 – 1872) |
Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм. |
12 |
Ф.Энгельс (20 в.) |
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд. |
Приложение 2.
Характеристика рас:
1. Европеоидная раса
-светлая кожа
-прямые или волнистые светло- или тёмно-русые волосы
серые, серо-зелёные, каре-зелёные, голубые широко открытые глаза
неширокий выступающий нос
нетолстые губы
хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин
2. Монголоидная раса
жёлтая или жёлто-коричневая кожа
тёмные жёсткие прямые волосы
широкое уплощённое скуластое лицо
узкие глаза с эпикантусом во внутреннем углу глаза
плоский и широкий нос
редкая растительность на лице и теле
3.Австрало-негроидная раса
Негроиды:
тёмная кожа
тёмные курчавые волосы
широкий и плоский нос
карие или чёрные глаза
редкая растительность на лице и теле
Австралоиды:
тёмные волнистые волосы
тёмная кожа
широкий плоский нос
значительный волосяной покров на лице и теле
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.