Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ФФНР по теме «Родственные слова»
Оценка 4.6

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ФФНР по теме «Родственные слова»

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
дефектология
22.04.2024
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ФФНР по теме «Родственные слова»
Тема: Словообразование. Родственные слова. Цель: закрепление навыка словообразования путем работы над родственными словами. Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: - познакомить с понятием "родственные слова"; - обучить простым словообразовательным моделям; - активизировать, уточнить и обогатить словарь детей; - стимулировать речевую активность детей. Коррекционно-развивающие задачи: - развивать навыки словообразования; - продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; - тренировать мыслительные операции: сравнения, обобщения, исключения анализа и синтеза слов; - развитие длительного речевого выдоха. Коррекционно-воспитательные задачи: - выполнять задания по речевой инструкции; - формировать навыки сотрудничества в коллективе, доброжелательности, самостоятельности. Оборудование: магнитная доска с набором магнитов, карточки с картинками по теме, индивидуальные плоскостные чашки с приклеенной ватой для дыхательной гимнастики, сундучок. Ход занятия: Орг. момент. Приветствие: Л.: -Здравствуйте ребята, посмотрите, какой чудесный сундучок я нашла. Ой, а тут записка. "Найдите ключик и откройте сундучок пройдя все испытания". Ну, что ребята, вы готовы? Интересно посмотреть, что внутри сундучка? Л.: Наше первое испытание. Запомните и повторите правильно цепочку слов: - цвет-цветник-цветочек; - дом-домашний-домовой; -боль-больница-больной; -муравей-муравейник-муравьед. Объявление темы: Л.: - Дети, а вы заметили, что каждому из вас досталась своя «семейка» слов? В каждой «семейке» все слова были похожи между собой. Такие слова называются «родственными» - это слова похожие друг на друга по звучанию и по смыслу. Сегодня мы будем говорить о таких словах. 1. (Испытание 2) Отгадайте загадки. Л.: Следующее задание - загадки: Мама испекла печенье Подала на стол варенье Быстрей водичка закипай Что же пить мы будем? ... (ЧАЙ) Кто на плите стоит, бурчит, Вздыхает, булькает, хрипит? Песни громко распевает, Воду носом разливает? Кто над чашками начальник? Отвечайте, дети…(ЧАЙНИК) Вспомните первую отгадку (чай), а вторая (чайник). Л.: - Наши отгадки похожи между собой? Вот послушайте: чай, чайник. Отв. детей: Л.: - А кто знает, как называется чашка, из которой пьем чай? Д.: - Чайная чашка. Л.: - А как вы думаете, какое слово здесь главное, от какого слова получились эти слова? Послушайте: чай, чайник, чайная. Д.:- От слова «чай». Л.: - Правильно, ребята. А теперь выпьем чай. Ой, какой горячий... Дыхательная гимнастика: "Подуем на чай". Л.: Что нужно сделать, что бы чай немного остыл? Правильно, подуем на него. По моей команде делаем вдох и подуем на "пар", щечки не раздуваем, губы вытягиваем трубочкой. (У детей плоскостные чашки с приклеенной ватой). 2. Посмотрю, есть ли еще испытания? (Испытание 3) Дидактическая игра «Угадай свою семейку». Л.: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинка с главным словом. Назовите каждый свое слово. Вам нужно к слову найти его родственников. Когда услышите «родственное» слово к вашей картинке, поднимите руку. Карточки: вода, снег, лес, земля. Слова: водопад, водяной, водолаз; Снеговик, снегурочка, снегоход; Лесок, лесник, лесовичок; Землекоп, земляника, землянин. Л.: - Молодцы, ребята! А теперь каждый еще раз назовет главное слово и его «родственников». ОТЛИЧНО, справились с этим испытанием. Готовы к следующему? 3. (Испытание 4) Найдите лишние слова. Дидактическая игра «Найди лишнее слово». Л.: - Ребята, в наши дружные «семейки» попали лишние слова, нам нужно их найти. - гусь, гусеница, гусенок; - море, моряк, морж; - гора, горе, горка; - рис, рисунок, рисование; - лень, лентяй, лента. 5. Испытание (5) Отгадайте слово. Игра "Подбери картинку". Л.: - Посмотрите, пожалуйста, здесь много картинок. Выберете картинки родственные к слову «звезда», и то на доске останутся только родственные картинки к слову... а вот к какому, мы узнаем потом. Дети подбирают картинки. Звезда - звездопад, звездолет, созвездие, звездочет. Л.: - Какие картинки остались? Рукав, рукавица, рукомойник, безрукавка. Л.: - Как вы думаете, ребята, какое слово здесь будет главным? Правильно, это слово - рука. Ой, посмотрите, что здесь спрятано? Это же ключик, который мы так искали! 6. Подведение итогов занятия. Открывается сундучок, обнаруживаются конфеты. Л.: Сладости возьмете в конце занятия, а сейчас скажите: «Вам понравились наши приключения и испытания? Что вам запомнилось? Ребята, вы МОЛОДЦЫ, получайте угощение!!!!
Конспект словообразование.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект подгруппового логопедического занятия

с детьми с ФФНР

по теме «Родственные слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Словообразование. Родственные слова.

Цель: закрепление навыка словообразования путем работы над родственными словами.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить с понятием "родственные слова";

- обучить простым словообразовательным моделям;

- активизировать, уточнить и обогатить словарь детей;

- стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать навыки словообразования;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание;

- тренировать мыслительные операции: сравнения, обобщения, исключения анализа и синтеза слов;

- развитие длительного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- выполнять задания по речевой инструкции;

- формировать навыки сотрудничества в коллективе, доброжелательности, самостоятельности. 

Оборудование: магнитная доска с набором магнитов, карточки с картинками по теме, индивидуальные плоскостные чашки с приклеенной ватой для дыхательной гимнастики, сундучок.

 

Ход занятия:

 

Орг. момент. Приветствие:

Л.: -Здравствуйте ребята, посмотрите, какой чудесный сундучок я нашла. Ой, а тут записка. "Найдите ключик и откройте сундучок пройдя  все испытания". Ну, что ребята, вы готовы? Интересно посмотреть, что внутри сундучка?

 Л.: Наше первое испытание. Запомните и повторите правильно цепочку слов:

- цвет-цветник-цветочек;

- дом-домашний-домовой;

-боль-больница-больной;

-муравей-муравейник-муравьед.

 

Объявление темы:

Л.: - Дети, а вы заметили, что каждому из вас досталась своя «семейка» слов? В каждой «семейке» все слова были похожи между собой. Такие слова называются «родственными» -  это слова похожие друг на друга по звучанию и по смыслу. Сегодня мы будем говорить о таких словах.

 

1. (Испытание 2) Отгадайте загадки.

Л.: Следующее задание - загадки:

Мама испекла печенье

Подала на стол варенье

Быстрей водичка закипай

Что же пить мы будем? ... (ЧАЙ)

 

Кто на плите стоит, бурчит,

Вздыхает, булькает, хрипит?

Песни громко распевает,

Воду носом разливает?

Кто над чашками начальник?

Отвечайте, дети…(ЧАЙНИК)

 Вспомните первую отгадку (чай), а вторая (чайник).

Л.: - Наши отгадки похожи между собой? Вот послушайте: чай, чайник.

Отв. детей:

Л.: - А кто знает, как называется чашка, из которой пьем чай?

Д.: - Чайная чашка.

Л.: - А как вы думаете, какое слово здесь главное, от какого слова  получились эти слова? Послушайте: чай, чайник, чайная.

Д.:- От слова «чай».

Л.: - Правильно, ребята. А теперь выпьем чай. Ой, какой горячий...

Дыхательная гимнастика: "Подуем на чай".

Л.: Что нужно сделать, что бы чай немного остыл? Правильно, подуем на него. По моей команде делаем вдох и подуем на "пар", щечки не раздуваем, губы вытягиваем трубочкой.

(У детей плоскостные чашки с приклеенной ватой).

2. Посмотрю, есть ли еще испытания? (Испытание 3) Дидактическая игра «Угадай свою семейку».

Л.: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть картинка с главным словом. Назовите каждый свое слово. Вам нужно к слову найти его родственников.   Когда услышите «родственное» слово к вашей картинке, поднимите руку.

Карточки: вода, снег, лес, земля.

Слова: водопад, водяной, водолаз;

Снеговик, снегурочка, снегоход;

Лесок, лесник, лесовичок;

Землекоп, земляника, землянин.

Л.: - Молодцы, ребята! А теперь каждый еще раз назовет главное слово и его «родственников». ОТЛИЧНО, справились с этим испытанием. Готовы к следующему?

3. (Испытание 4) Найдите лишние слова.

 Дидактическая игра «Найди лишнее слово».

Л.: - Ребята, в наши дружные «семейки» попали лишние слова, нам нужно их найти.

- гусь, гусеница, гусенок;

- море, моряк, морж;

- гора, горе, горка;

- рис, рисунок, рисование;

- лень, лентяй, лента.

5. Испытание (5) Отгадайте слово.

 Игра "Подбери картинку".

 

Л.: - Посмотрите, пожалуйста, здесь много картинок.   Выберете картинки родственные к слову «звезда», и то на доске останутся только родственные картинки к слову... а вот к какому, мы узнаем потом.

Дети подбирают картинки.

Звезда - звездопад, звездолет, созвездие, звездочет.

Л.: - Какие картинки остались?

Рукав, рукавица, рукомойник, безрукавка.

Л.: - Как вы думаете, ребята, какое слово здесь будет главным?

Правильно, это слово - рука. Ой, посмотрите, что здесь спрятано? Это же ключик, который мы так искали!

6. Подведение итогов занятия.

Открывается сундучок, обнаруживаются конфеты.

Л.: Сладости возьмете в конце занятия, а сейчас скажите: «Вам понравились наши приключения и испытания?

Что вам запомнилось?

Ребята, вы МОЛОДЦЫ, получайте угощение!!!!


Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с

Тема: Словообразование. Родственные слова

Тема: Словообразование. Родственные слова

Л.: Наше первое испытание. Запомните и повторите правильно цепочку слов: - цвет-цветник-цветочек; - дом-домашний-домовой; -боль-больница-больной; -муравей-муравейник-муравьед

Л.: Наше первое испытание. Запомните и повторите правильно цепочку слов: - цвет-цветник-цветочек; - дом-домашний-домовой; -боль-больница-больной; -муравей-муравейник-муравьед

Д.: - Чайная чашка. Л.: - А как вы думаете, какое слово здесь главное, от какого слова получились эти слова?

Д.: - Чайная чашка. Л.: - А как вы думаете, какое слово здесь главное, от какого слова получились эти слова?

Испытание (5) Отгадайте слово.

Испытание (5) Отгадайте слово.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024