Конспект урока по чтению и развитию речи
Класс: 7б
Тема урока: А.С.Пушкин.
Тоска и грусть поэта, его любовь к няне в стихотворении «Зимний вечер».
Цель урока: расширение представления детей об окружающем
мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и
эстетических ценностях.
Задачи урока:
• Образовательные:
- способствовать восприятию стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»;
- способствовать формированию умений
понимать настроение лирического героя;
- способствовать совершенствованию навыков анализа поэтического текста.
• Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков,
умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию и обогащение речи детей;
- способствовать развитию умения выделять средства выразительности речи.
• Воспитательные:
- способствовать формированию универсальной духовно-нравственной компетенции.
Оформление доски: презентация, портрет А.С.Пушкина, портрет няни, словарик настроений, домашнее задание, репродукция картины.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Пожелания
детям успешной работы на уроке. Настрой на эмоциональное восприятие
произведения А.С. Пушкина.
2. Проверка домашнего задания.
3.1. Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»
Можно провести викторину, показывая иллюстрации из сказок, зачитывая строки, задавать просто вопросы (см. Приложение). Максимум 10 вопросов.
3.2. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску и на экран.
Попробуйте определить тему урока...(предположения детей)
- Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А.
Пушкина “Зимний вечер”. Это стихотворение Пушкина тоже посвящено его няне.
4. Актуализация знаний.
Живя в Петербурге, Пушкин был светским человеком, он бывал в обществе, был любимцем
публики и женщин.
(Дети закрывают глазки и представляют картину).
И вот… Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда Александр Сергеевич
Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только
няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи и друзей,
от дома, Пушкин продолжал писать. В Михайловском он создал более 100
произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить
о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. В долгие зимние
вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки.
Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его
стихотворении “Зимний вечер”.
(Поднимите руку, кому удалось представить эту картину). Дети рассказывают о
том, какие картины они представляют.
5. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
5.1. Первичное восприятие. Чтение стихотворения «Зимний вечер».
(Читает учитель или заранее
подготовленный ученик).
- Что вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Какие чувства оно вызывает?
5.2. Вторичное восприятие
стихотворения. Словарно-лексическая работа.
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.
Самостоятельная работа. (Обучающиеся
выделяют слова: кроет, веретено, жужжание, ветхая лачужка, кровля обветшалая).
- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому
словарю).
Обучающиеся находят в
словаре значения слов и зачитывают их, подбирают синонимы
-О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре).
- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.
5.3. Анализ стихотворения.
• Выразительное чтение 1-ой
строфы.
- Какое настроение создает описание состояния природы и погоды в начале стихотворения?
(Грусти, одиночества, тоски, тревоги)
- При помощи чего автору удается передать это настроение? (Поэт рисует образ
бури, которая напоминает то зверя, то плачущего ребенка, то ветер, шумящий
соломой, то путника. Маленький и старенький домик, в котором находится
лирический герой со своей няней, занесён снегом и тоже кажется одиноким).
- Какие средства выразительности речи использовал поэт для создания образа
бури? (Олицетворение, эпитеты, сравнения).
• Выразительное чтение 2-ой строфы.
- Передается ли это настроение обитателям избушки? (Да, передается.
Лирический герой замечает, что его старушка приумолкла у окна: то ли няня
устала слушать завывания бури, то ли задремала).
• Перечитайте ещё раз 1-ую и 2-ую строфу.
- Какой прием использует поэт в первых двух строфах? (Прием контраста - резко
выраженная противоположность).
- Дочитайте стихотворение до конца.
- Как поэт называет няню? (Он называет её ласково: добрая подружка, моя
старушка, мой друг).
- Можно ли утверждать, что Пушкин хорошо помнит свое общение с няней в детстве,
что он благодарен ей? Докажите своё мнение.
Вывод. Няня Александра Сергеевича Пушкина – простая русская женщина. Рассказывая сказки и былины, она поведала поэту историю России, русского народа, раскрыла его характер, а это подтолкнуло Пушкина на создание новых произведений.
6. Физкультминутка
7. Работа с картиной галереей художника.
Можно провести беседу по картинам Виктора Попкова “Моя бабушка и её ковёр”, Адонина Мила «Моя бабушка Женя», Шилов Александр Максович «Моя бабушка» , Николай Баскаков «Белеет парус» и др.
- Предлагаю вам познакомиться с картиной
художника …. Рассмотрите её.
- Какие вопросы у вас возникли?
1) Почему бабушка художника изображена в центре картины (или чуть с краю)?
Какую черту ее характера таким образом подчёркивает автор картины?
2) Как одета старушка? Это нарядная или будничная одежда?
3) В какой позе сидит старушка? Что выражает эта поза?
4) Почему картина называется … ?
5) На что хотел обратить внимание
зрителя художник?
Вывод:
- Как вы думаете, старушка позировала художнику, когда он ее писал, или это
случайная сцена, которую увидел художник
8. Рефлексия.
- Что объединяет стихи Пушкина и картину
… ?
- О чём заставляют задуматься эти произведения?
- Есть ли у вас такой человек, который помог вам, когда вы нуждались в защите?
Хотелось бы вам рассказать о нём, поделиться мыслями?
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.
9. Домашнее задание: выучить наизусть
стихотворение «Зимний вечер», стр.70.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.