Класс: 3
УМК: «Гармония»
Урок: Чтение
Тема: « Волшебные сказки»
Цели: сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок, повторить понятие «сказка», группы сказок; развивать творческое мышление учащихся;
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.
Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент.
− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
- Давайте вспомним домашнее задание. (участие детей в игре радиотеатра)
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы научились пересказывать подробно и выборочно.)
− А какие произведения вы читали? (Мы читали сказки.)
− Вспомните ваши любимые сказки. (Баба Яга, «Падчерица и мачехина дочка и т.д.) Дети называют полюбившиеся сказки.
− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)
− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)
− Что это за качество человека? (…)
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.)
− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)
(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)
− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.
Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»
На доске - названия сказок:
«Баба Яга»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Каша из топора»
«Падчерица и мачехина дочка»
− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки.
У вас на парте лежит карточка со схемой, закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
− Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)
− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.
− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)
5. Реализация построенного проекта
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)
Каждая группа даёт свой ответ.
− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам).
− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.
− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных»)
− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)
− О чём шла речь? (О построении сказки.)
Вывешивается второй признак.
− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.
− В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.
− Скажите, вам всё понятно?
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)
Вывешивается третий признак.
− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)
Вывешивается четвёртый признак.
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
Вывешивается пятый признак.
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
На доске появляются схема с правильным ответом– дети сверяют со своим ответом.
− Итак, верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на сказке, которую вы читали дома. Проверка выполнения проводится фронтально.
7. Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по образцу. – Следующее упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности волшебной сказки. Дома вы прочитали сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Гуси -лебеди.». Текст сказок лежит у вас на партах (по вариантам). У каждого из вас есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный признак. После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки − У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке? − У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте? − У кого это задание не вызвало затруднений? |
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные сказки, стихи, рассказы?
− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
– Молодцы!
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.
Домашнее задание:
Сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».
Волшебные сказки особенности |
|
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. Какая борьба присутствует в сказках?
|
(Борьба добра со злом.)
|
С каких слов начинается сказка? Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином. |
(«Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…», За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.)
|
- Чем заканчиваются сказки? -Какими словами?
|
(У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.) Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
|
Сколько и какие части можно выделить в сказке? |
. (Зачин, действие, концовка.) |
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали. − Сформулируйте третий признак волшебной сказки.
|
(Волшебные числа. Число 3.) |
−. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?
|
Преодолеть препятствия. Путешествуя. |
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути.
|
(Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
|
. А что еще делает волшебную сказку волшебной? Что помогает героям в пути: |
Волшебные существа, волшебные предметы. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна - лягушка. Волшебные предметы. Примеры: скатерть - самобранка, ковёр - самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко. Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой. Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.