Конспект урока по теме: Сила, 7 класс
Цель: сформировать
понятие силы, как физической величины; сформирование научного – мировоззрения,
духовности человека, через физические понятия.
Планируемый результат обучения, в том числе и
формирование УУД:
Познавательные
УУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного
процесса поиска информации.
Коммуникативные
УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка;
осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной
деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных
произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач,
раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого
мышления.
Межпредметные связи: литература, математика.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация,
штатив, машинка на веревке, шарики из пластилина на каждую парту.
Ход урока
Я предлагаю познакомиться с биографией замечательного человека, не
побоюсь этого слова великого человека.
Родился 25 декабря 1642 года в Англии,
в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Бытует
легенда, что младенец был так мал, что поместился в рукавичку. Когда ребенку
исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на
попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным.
Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым
мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое
было невыносимо, и оставалось только одно...
Подумайте и закончите это предложение.
(учащиеся выдвигают свои предположения)
…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он
добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.
Сэр Исаак Ньютон. Он открыл:
• знаменитый закон всемирного тяготения;
• сформулировал основные законы механики;
• впервые объяснил движения и формы планет;
• пути комет, приливы и отливы океана;
• первый исследовал разнообразие световых лучей;
• сконструировал один из первых термометров;
• впервые построил отражательный
телескоп...
Скажите, что помогло Ньютону достичь таких
успехов в науке?
(учащиеся выдвигают свои предположения)
Выбирая перемены в своей жизни, человеку
необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных,
умственных и физических сил:
• духовная сила: сила убежденья, сила
красноречия;
• сила ума;
• сила воли;
• нравственная сила;
Не зря этот сильный духом человек исследовал
проявление сил в природе.
Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели
влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего
урока. Как называется тема урока?
Тема урока: «Сила».
Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?
Ученики формируют цель урока
Цель урока:
Сформировать понятие «сила».
Я предлагаю вам на уроке активно действовать, но
не бездействовать.
Перед вами лежит пластилиновый шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой?
Что
сейчас происходит?
Вывод:
Силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.
Теперь толкните шарик в сторону, где есть преграда.
Что произошло?
Вывод: Силу можно рассматривать как причину изменения направления движения.
Возьмите в руки пластилин и сожмите его. Что произошло?
Изменилась его скорость?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сила, действующая на тело, может не только
изменить скорость всего тела, но и его форму. В таких случаях
говорят, что тело деформируется.
Деформацией называется любое изменение формы и
размера тела.
В
учебнике найдите виды деформации и запишите в тетрадь.
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто
говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Давайте
сформулируем определение силы. (Ученики формулируют определение и записывают в
тетрадь)
Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть является мерой взаимодействия тел. Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]
В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы.
Демонстрация на рабочем столе:
Перед вами стоит машинка. Приложите к
ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Вывод: Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и
начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила, направление
скорости совпадает с направление силы.
Эксперимент: Если действовать на
щтатив в горизонтальном направлении, то он придет в движение, а если в
вертикальном, то останется в состоянии покоя
Вывод:
Результат действия силы на тело зависит от ее направления действия силы.
Эксперимент: вызывается к доске ребенок и ему
предлагается открыть входную дверь. Но сначала приложив усилие возле ручки, а
затем около дверных петель. Результат разный.
Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и
точки приложения.
Итак мы с вами познакомились с
понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из
проявлений силы в природе.
А для этого я предлагаю послушать филиппинскую
сказку Цапля и буйвол:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из
них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре
часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается
отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, -
с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду –
вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все
меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол
побежденным. »
Кто выпил больше воды?
Кто оказался сильнее?
В чем сила цапли? (сила разума)
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над
силой разума.
В этой сказке прослеживается другое физическое
явление. Какое? (приливы и отливы)
Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните
это явление?
Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы
образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле
крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела,
находящиеся на Земле. .
Для всех живущих на Земле особенное значение
имеет сила притяжения к Земле.
II. Закрепление нового материала.
Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.
Задача 1 .
Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?
Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.
Задача 2.
Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
Рефлексивный этап.
Наш урок подходит к концу. Ребята, чем вам запомнился этот урок? Какое значение он для вас имеет?
Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
Ребята, давайте, заканчивая урок, оценим. С каким настроением вы уходите с урока!
Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.