лучшедома
конспект урока по физике " Сила"

конспект урока по физике " Сила"

docx
23.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект урока в 7 классе Сила.docx

Конспект урока по теме: Сила, 7 класс

Цель: сформировать понятие силы, как физической величины; сформирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: 
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка; осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
Межпредметные связи: литература, математика.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация, штатив, машинка на веревке, шарики из пластилина на каждую парту. 

Ход урока

Я предлагаю познакомиться с биографией замечательного человека, не побоюсь этого слова великого человека.
          Родился 25 декабря 1642 года в Англии, в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Бытует легенда,  что младенец был так мал, что поместился в рукавичку. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно... 
Подумайте и закончите это предложение.

(учащиеся выдвигают свои предположения)
…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом. 
Сэр Исаак Ньютон. Он открыл:
• знаменитый закон всемирного тяготения;
• сформулировал основные законы механики;
• впервые объяснил движения и формы планет;
• пути комет, приливы и отливы океана;
• первый исследовал разнообразие световых лучей;
• сконструировал один из первых термометров;
• впервые построил отражательный телескоп... 
Скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? 

(учащиеся выдвигают свои предположения)
Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил: 
• духовная сила: сила убежденья, сила красноречия; 
• сила ума; 
• сила воли; 
• нравственная сила;
Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. 

Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?
Тема урока: «Сила». 
Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?

Ученики формируют цель урока
Цель урока: 
Сформировать понятие «сила».

 Я предлагаю вам на уроке активно действовать, но не бездействовать.
 Перед вами лежит пластилиновый шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?

Толките аккуратно шарик рукой?

Что сейчас происходит?
Вывод: Силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

Теперь толкните  шарик в сторону, где есть преграда.

Что произошло?

Вывод: Силу можно рассматривать как причину изменения направления движения.

            Возьмите в руки пластилин и сожмите его. Что произошло? 
Изменилась его скорость?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и его форму.
В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

            В учебнике найдите виды деформации и запишите в тетрадь.
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Давайте сформулируем определение силы. (Ученики формулируют определение и записывают в тетрадь)

Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть является мерой взаимодействия тел. Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]

В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы.

Демонстрация на рабочем столе:
          Перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Вывод: Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила,  направление скорости совпадает с направление силы. 
          Эксперимент: Если действовать на щтатив в горизонтальном направлении, то он придет в движение, а  если в вертикальном, то останется в состоянии покоя

Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее направления действия силы.
Эксперимент: вызывается к доске ребенок и ему предлагается открыть входную дверь. Но сначала приложив усилие возле ручки, а затем около дверных петель. Результат разный. 
Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. 
           Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.
А для этого я предлагаю послушать филиппинскую сказку Цапля и буйвол:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »
Кто выпил больше воды?
Кто оказался сильнее?
В чем сила цапли? (сила разума)
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.
В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)
Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?
Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. .
Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле. 

II. Закрепление нового материала.

Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.

Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Задача 1 .

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?

Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.

Задача 2.

Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.

Рефлексивный этап.

Наш урок подходит к концу. Ребята, чем вам запомнился этот урок? Какое значение он для вас имеет?

Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Ребята, давайте, заканчивая урок, оценим. С каким настроением вы уходите с урока!

 

Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)