конспект урока по физике 9 класс "Принципы радиосвязи и телевидения"

  • docx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Принципы радиосвязи и телевидения.docx

 

 

ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Тип урока: постановка учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о принципах радиосвязи и телевидения; формировать умение объяснять процесс амплитудной модуляции элек­трических колебаний

Планируемые результаты

Предметные: научатся объяснять принципы радиосвязи и телевидения

Метапредметные:

познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулиро­вать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: развитие настойчивости в до­стижении поставленной цели; готовность к саморазвитию и самообразованию

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемы

способы деятельности

1

2

3

4

I. Органи­зационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.


 Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых занятиях:

  1. Что представляет электромагнитное поле?
  2. Что такое электромагнитное колебание?
  3. Что такое электромагнитная волна? Каковы основные характеристики волны?
  4.  Что общего у всех ЭМ волн?
  5. Кто теоретически доказал существование электромагнитных волн?
  6. Кто получил электромагнитные волны на практике?
  7. Как называется система, в которой получают электромагнитные волны?
  8. От чего  зависит собственный период колебательного контура? Как его можно изменить? 

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

1.      Порождающие друг друга магнитное и электрическое поле

2.      Колебания свободных электронов

  1. Распространение в пространстве ЭМ колебаний.Длиной волны и частотой.
  2. Скорость равна 3*108 м/с.
  3.  Максвелл
  4. Герц
  5.  (Колебательнаяконтур, в которой могут существовать свободные колебания, состоит из конденсатора (или батареи конденсаторов) и проволочной катушки).
  6.  (Период колебаний определяется индуктивностью катушки и емкостью конденсатора).

Формировать навыки само­организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз?

а) Увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) увеличится в 4 раза;

г)  уменьшится в 4 раза

 

Умение оце­нивать свои достижения

II. Проверка

домашнего

задания

III. Актуа­лизация опорных знаний и жизненно­го опыта. Постановка учебной задачи

 Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз?

а) Увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) увеличится в 4 раза;

г) уменьшится в 4 раза

Предлагает учащимся рассказать, что им уже известно о передаче информации на далекие расстояния.

У каждого из вас в кармане есть телефон. Мы привыкли к этому и считаем это обычным явлением. И мало кто из вас задумывался о том, сколько труда было затрачено людьми на создание такой, казалось бы, простой вещи. Путь к созданию наших современных сотовых телефонов начинался почти 150 лет назад.

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

-   Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить принципы радиосвязи и телевидения?

Формулирует учебную задачу:

Исследовать принципы радиосвязи и телевидения

О т в е т: а)

Умение оце­нивать свои достижения

Развивать навыки целе- полагания

Рассказывают известные сведения о передаче информации

1. О радиоволнах я знаю...

2.  Я слышал такое объяснение, как передается информация на большие расстояния...

3.  Я часто задавался вопросом...

4.  Мне рассказывали родители...

На уроках физики я уже узнал о передаче информации...

IV. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организует совместное с обучаю­щимися формулирование целей и задач урока:

-    Внимательно прочитайте тему урока.

-    Какие незнакомые слова вы увидели?

-    Что необходимо узнать на уроке?

-    Чему нужно научиться на уроке?

Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока:

-   Усвоить суть принципов радиосвязи и телевидения;

- научиться объяснять процесс амплитудной модуляции электрических колебаний

Формировать

умения

принимать

и сохранять

учебную

задачу

V. Мотиви­рование к учебной деятель­ности

Способствует обсуждениюмотивационных вопросов:

-     Почему мне интересно узнать о принципах радиосвязи и телевидения?

-     

Отвечают на мотивационные вопросы.

-    Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки само­мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Созда­ние ситуа­ции затруд­нения. Изучение нового ма­териала

Организует обсуждение проблемных вопросов:

-        Как происходит передача и прием информации на боль­шие расстояния?

-        Как осуществляет вещание радиостанция?

-        Как происходит передача телевизионных программ?

Изучение блок-схемы процесса радиосвязи.

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы.

 

Изучают передающее устройство, состоящее из генера­тора высокочастотных колебаний, микрофона, модулиру­ющего устройства и передающей антенны. Изучают предложенную информацию. Выделяют ключе­вые слова, которые необходимо понимать для осмысления информации. Заполняют таблицу:

Выражать свои мысли в соответст­вии с зада­чей.

Умение об­рабатывать информацию.

Информация

Ключевые понятия

Понимаю (+) / Не понимаю (-)

1

2

3

В микрофон поступают звуковые колебания

Звуковые колебания

 

Звуковые колебания преоб­разуются в электрические колебания

Электриче­ские коле­бания

 

Из микрофона низкоча­стотные электрические колебания поступают в модулирующее устрой­ство

Низкоча­стотные электриче­ские коле­бания, мо­дулирую­щее устрой­ство

 

В модулирующее устрой­ство из генератора подают­ся высокочастотные коле­бания постоянной ампли­туды

Генератор, высокоча­стотные ко­лебания, амплитуда

 

 

 

 

 

 

 

Объясняет учащимся:

-       Процесс изменения амплитуды высокочастотных колеба­ний с частотой, равной частоте звукового сигнала, называ­ется амплитудной модуляцией.

-    Под воздействием высокочастотных модулированных колебаний в передающей антенне возникает переменный ток высокой частоты. Этот ток порождает в пространстве вокруг антенны электромагнитное поле, которое достигает антенн радиоприемных устройств.

-       Для преобразования высокочастотных модулированных колебаний в звуковые производят детектирование.

-                     При передаче телевизионных программ высокочастотные колебания модулируются не только звуковым, но и видео­сигналом

 

Умение с помощью вопросов добывать недостаю­щую инфор­мацию

 

 

 

В модулирующем устрой­стве амплитуду высокоча­стотных колебаний изме­няют с помощью электри­ческих колебаний звуковой частоты

Звуковая частота

 

Высокочастотные модули­рованные по амплитуде колебания несут в себе ин­формацию о форме звуко­вого сигнала

Форма зву­кового сиг­нала, высо­кочастотные колебания

 

Делают записи в рабочей тетради.

VII. Закреп­ление изу­ченного ма­териала

Организует беседу по вопросам:

-       Что называется радиосвязью?

-       Приведите примеры использования линий радиосвязи.

-       Частота каких колебаний называется несущей?

-       В чем заключается процесс амплитудной модуляции электрических колебаний?

-        Почему в радиосвязи не используются электромагнитные волны звуковых частот?

-    В чем заключается процесс детектирования колебаний?

Отвечают на вопросы.

-      Радиосвязью называют передачу или прием информации с помощью электромагнитных волн.

-      Радиосвязь используется для передачи теле- и радиосиг­налов, в радиотелефонах, для связи со спутниками и для исследования космоса.

-      Несущей частотой называется частота высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала.

   Процесс амплитудной модуляции электрических колеба­ний заключается в изменении амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала.

   Такие волны маломощны и очень быстро затухают.

-      Процесс детектирования колебаний заключается в выде­лении из модулированного высокочастотного сигнала низ­кочастотных электрических колебаний звуковых частот. Сначала с помощью детектора из высокочастотных моду­лированных колебаний получают пульсирующий ток, а за­тем он сглаживается и преобразуется в колебания звуковых частот

Осуществ­лять актуали­зацию полу­ченных на уроке зна­ний и умений

 

 

VIII. Реше­ние заданий

Задание. Период колебаний зарядов в антенне, излуча­ющей радиоволны, равен.10-7 с. Определите частоту этих радиоволн

Ответ:

v = 107 Гц

Развитие умений само­стоятельно принимать решения

 

IX. Подве­дение ито­гов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися. Спо­собствует размышлению обучающихся над вопросам и:

-       Что нового я узнал о передаче информации на далекие расстояния?

-       Лучше ли я теперь понимаю принципы радиосвязи и те­левидения?

-       Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

Доволен ли я своей работой на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

.

X. Домаш­нее задание

§ 46 учебника.

-       Ответы на вопросы

Записывают домашнее задание

Формировать навыки само­организации