ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ |
|||||
Тип урока: постановка учебной задачи |
|||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о принципах радиосвязи и телевидения; формировать умение объяснять процесс амплитудной модуляции электрических колебаний |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: научатся объяснять принципы радиосвязи и телевидения |
Метапредметные: познавательные - управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; регулятивные - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Личностные: развитие настойчивости в достижении поставленной цели; готовность к саморазвитию и самообразованию |
|||
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемы способы деятельности |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
I. Организационный момент |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
|
Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. 1. Порождающие друг друга магнитное и электрическое поле 2. Колебания свободных электронов
|
Формировать навыки самоорганизации |
||
|
|
|
|
|
Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз? а) Увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) увеличится в 4 раза; г) уменьшится в 4 раза |
|
Умение оценивать свои достижения |
II. Проверка домашнего задания III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи |
Организует выполнение задания: - Как изменится период собственных колебаний контура, если его индуктивность увеличить в 10 раз, а емкость уменьшить в 5 раз? а) Увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) увеличится в 4 раза; г) уменьшится в 4 раза Предлагает учащимся рассказать, что им уже известно о передаче информации на далекие расстояния. У каждого из вас в кармане есть телефон. Мы привыкли к этому и считаем это обычным явлением. И мало кто из вас задумывался о том, сколько труда было затрачено людьми на создание такой, казалось бы, простой вещи. Путь к созданию наших современных сотовых телефонов начинался почти 150 лет назад. Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить принципы радиосвязи и телевидения? Формулирует учебную задачу: Исследовать принципы радиосвязи и телевидения |
О т в е т: а) |
Умение оценивать свои достижения Развивать навыки целе- полагания |
Рассказывают известные сведения о передаче информации 1. О радиоволнах я знаю... 2. Я слышал такое объяснение, как передается информация на большие расстояния... 3. Я часто задавался вопросом... 4. Мне рассказывали родители... На уроках физики я уже узнал о передаче информации... |
|||
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока |
Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: - Внимательно прочитайте тему урока. - Какие незнакомые слова вы увидели? - Что необходимо узнать на уроке? - Чему нужно научиться на уроке? |
Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - Усвоить суть принципов радиосвязи и телевидения; - научиться объяснять процесс амплитудной модуляции электрических колебаний |
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности |
Способствует обсуждениюмотивационных вопросов: - Почему мне интересно узнать о принципах радиосвязи и телевидения? - |
Отвечают на мотивационные вопросы. - Создают условия для успешной учебной деятельности |
Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала |
Организует обсуждение проблемных вопросов: - Как происходит передача и прием информации на большие расстояния? - Как осуществляет вещание радиостанция? - Как происходит передача телевизионных программ? Изучение блок-схемы процесса радиосвязи. |
Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы.
Изучают передающее устройство, состоящее из генератора высокочастотных колебаний, микрофона, модулирующего устройства и передающей антенны. Изучают предложенную информацию. Выделяют ключевые слова, которые необходимо понимать для осмысления информации. Заполняют таблицу: |
Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение обрабатывать информацию. |
||
Информация |
Ключевые понятия |
Понимаю (+) / Не понимаю (-) |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
В микрофон поступают звуковые колебания |
Звуковые колебания |
|
|||
Звуковые колебания преобразуются в электрические колебания |
Электрические колебания |
|
|||
Из микрофона низкочастотные электрические колебания поступают в модулирующее устройство |
Низкочастотные электрические колебания, модулирующее устройство |
|
|||
В модулирующее устройство из генератора подаются высокочастотные колебания постоянной амплитуды |
Генератор, высокочастотные колебания, амплитуда |
|
|
|
|
|
||
|
Объясняет учащимся: - Процесс изменения амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала, называется амплитудной модуляцией. - Под воздействием высокочастотных модулированных колебаний в передающей антенне возникает переменный ток высокой частоты. Этот ток порождает в пространстве вокруг антенны электромагнитное поле, которое достигает антенн радиоприемных устройств. - Для преобразования высокочастотных модулированных колебаний в звуковые производят детектирование. - При передаче телевизионных программ высокочастотные колебания модулируются не только звуковым, но и видеосигналом |
|
Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
||
|
|
|
|||
В модулирующем устройстве амплитуду высокочастотных колебаний изменяют с помощью электрических колебаний звуковой частоты |
Звуковая частота |
|
|||
Высокочастотные модулированные по амплитуде колебания несут в себе информацию о форме звукового сигнала |
Форма звукового сигнала, высокочастотные колебания |
|
|||
Делают записи в рабочей тетради. |
|||||
VII. Закрепление изученного материала |
Организует беседу по вопросам: - Что называется радиосвязью? - Приведите примеры использования линий радиосвязи. - Частота каких колебаний называется несущей? - В чем заключается процесс амплитудной модуляции электрических колебаний? - Почему в радиосвязи не используются электромагнитные волны звуковых частот? - В чем заключается процесс детектирования колебаний? |
Отвечают на вопросы. - Радиосвязью называют передачу или прием информации с помощью электромагнитных волн. - Радиосвязь используется для передачи теле- и радиосигналов, в радиотелефонах, для связи со спутниками и для исследования космоса. - Несущей частотой называется частота высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала. — Процесс амплитудной модуляции электрических колебаний заключается в изменении амплитуды высокочастотных колебаний с частотой, равной частоте звукового сигнала. — Такие волны маломощны и очень быстро затухают. - Процесс детектирования колебаний заключается в выделении из модулированного высокочастотного сигнала низкочастотных электрических колебаний звуковых частот. Сначала с помощью детектора из высокочастотных модулированных колебаний получают пульсирующий ток, а затем он сглаживается и преобразуется в колебания звуковых частот |
Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
|
VIII. Решение заданий |
Задание. Период колебаний зарядов в антенне, излучающей радиоволны, равен.10-7 с. Определите частоту этих радиоволн |
Ответ: v = 107 Гц |
Развитие умений самостоятельно принимать решения |
|
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросам и: - Что нового я узнал о передаче информации на далекие расстояния? - Лучше ли я теперь понимаю принципы радиосвязи и телевидения? - Достиг ли я поставленных целей и задач урока? Доволен ли я своей работой на уроке? |
Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Отслеживать цель учебной деятельности |
. |
X. Домашнее задание |
§ 46 учебника. - Ответы на вопросы |
Записывают домашнее задание |
Формировать навыки самоорганизации |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.