Конспект урока по физике "Сила трения", 10 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по физике "Сила трения", 10 класс

Оценка 4.9
docx
09.10.2020
Конспект урока по физике "Сила трения", 10 класс
Сила трения, 10 кл..docx

Конспект урока

на тему:

«Сила трения»

Радовиченко Н.А.,

учитель физики

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №22»,

г. Луганск

 

Цель урока:

образовательная: учащиеся должны знать понятие силы трения и знать виды трения,  уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения, устанавливать причины возникновения силы трения.

развивающая:   развитие логического мышления, формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов.

воспитательная: привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности.

Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла, 2 полоски наждачной бумаги, лупа.

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Проверка выполнения домашнего задания и блиц-опрос.

Блиц-опрос.

Продолжи фразу:    сила – это …

Виды сил:

Единица измерения силы …

Сила измеряется прибором …

Сила является векторной величиной. Что это значит?

Сила упругости возникает …

Как вычислите силу тяжести, действующую на тело массой 200 г?

III. Мотивационное начало урока 

Учитель: Ребята, почему карандаш оставляет свой след на листе, мел оставляет след на доске? Ответы учащихся.

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал сегодняшнего урока.

Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком рисунок, сделанный карандашом в тетради?»(Трение)

Учитель: Верно. А для этого вы прикладываете к ластику силу – силу трения.

IV. Изучение нового материала

Демонстрационный эксперимент:

·         Вывели маятник (шарик на нити) из положения равновесия. Он совершил несколько колебаний и остановился.

·         Толкнули шарик на столе. Он покатился и остановился

Как вы думаете, с точки зрения физики, что объединяет демонстрационные опыты?

(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)

Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Как вы думаете, какие цели у нашего урока?

- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.

С явлением трения вы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.

Опыт первый:

Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло?

Учитель: Тело остановилось.

Учитель: Почему, что его тормозит?

Ученик:- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.

Итак: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения..

Опыт второй:

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?

ВЫВОД Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.

Учитель: В чем же тут дело?

Рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла.

Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.

Опыт 3 и 4. “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт 3: возьмем 2 стеклянные пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвинем одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капнем пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторим опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 4: возьмем 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрим поверхность этих тел. Сложим 2 полоски наждачной бумаги с шероховатыми сторонами друг к другу и попробуем сдвинуть их относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения. Ответы учащихся.

Выводы:1.Шероховатость поверхности. 2.Молекулярное взаимодействие.

Ребята, существует три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.  

http://festival.1september.ru/articles/610552/1.gif

 

1. Фронтальный опыт 

1) Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра.
Б) Добавьте на брусок еще один груз. Запишите показания.
В) Добавьте на брусок третий груз. Запишите показания динамометра.
Г) Сравните полученные результаты измерений, и сделай те вывод.

Вывод: Чем больше вес, тем больше сила трения.

 

Способы уменьшения трения: Шлифование. Смазка. Уменьшение нагрузки

Силу трения скольжения заменить силой трения качения

Общий вывод: Сила трения зависит от: силы тяжести, действующей на движущееся тело; качества поверхности; площади трущихся поверхностей; вида трения.

V. Первичная проверка понимания материала.

1.     Для чего иголки тщательно полируют? 
Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить.

2.     Какую роль играет слюна при глотании пищи? 
Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.

3.     Почему мел оставляет след на классной доске? 
Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.

4.     18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…Как вы думаете – какого?

 

Ответы учащихся.

Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Ответы учащихся.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону и взаимооцениванием.

Вариант 1

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется сила трения? 
А. м
Б. Н 
В. м/с
2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения?

А. Fп. < Fск.
Б. Fп. = Fск. 
В. Fск. Fп.
3. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки?

А. чтобы увеличить силу трения 
Б. чтобы уменьшить силу трения
В. сила трения не изменяется
4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …

А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

1. Каким прибором можно измерять силу трения?
А. линейкой
Б. мензуркой 
В. динамометром
2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения?
А. Fп. < Fк.
Б. Fп. = Fк. 
В. Fк. Fп.
3. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?

А. на тело действует сила трения скольжения
Б. на тело действует сила трения качения
В. на тело действует сила трения покоя
4. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

 

Ключ к тесту:

 

1

2

3

4

Вариант 1

Б

В

Б

Б

Вариант 2

В

В

А

Б

Критерии оценок:    оценка «5» за 5 верных;   оценка «4» за 4 верных; оценка «3» за 3 верных ответа

VII. Подведение итогов.

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дом. задани姧 25-26 (для всех) Проекты: «Трение и спорт», «Трение в быту»

«Трение в жизни животных», «Трение в жизни растений» (для желающих)


Конспект урока на тему: «Сила трения»

Конспект урока на тему: «Сила трения»

Учащиеся выдвигают свои предположения

Учащиеся выдвигают свои предположения

Фронтальный опыт 1) Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола

Фронтальный опыт 1) Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола

В каких единицах измеряется сила трения?

В каких единицах измеряется сила трения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2020