Конспект урока по физике. Тема: Давление.
Оценка 4.7

Конспект урока по физике. Тема: Давление.

Оценка 4.7
docx
28.05.2024
Конспект урока по физике. Тема: Давление.
Технологическая карта урока по физике на тему _Давление_ (7 класс).docx

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Коваль Светлана Владимировна

Место работы

МАОУ «Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярск

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тематический блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.21 ч.

Давление. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами (3 ч)

Давление. Способы уменьшения и увеличения  давления.

 

Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, в  которых проявляется сила давления. Обоснование способов уменьшения и увеличения давления.

Изучение особенностей передачи давления твёрдыми телами. Обоснование результатов опытов  особенностями строения вещества в твёрдом состоянии.

Решение задач на расчёт давления твёрдого тела

Тема урока

Давление

Уровень изучения

Базовый

Тип

 Урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на льду.

Метапредметные:

 Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки явления;

— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

— выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать

гипотезы о взаимосвязях физических величин; 

устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о давлении в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

Базовые исследовательские действия:

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

Работа с информацией:

- анализировать, систематизировать информацию различных видов и форм представления;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

— в ходе обсуждения учебного материала задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

Универсальные регулятивные действия

Самоконтроль (рефлексия):

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту.

Предметные:

- различать явление (передача давления твёрдыми телами)  по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физическую величину давление твёрдого тела; при описании правильно трактовать физический смысл используемой величины, ее обозначение и единицу, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя  формулу

https://documents.infourok.ru/0f4d5da6-f658-4e9d-b216-a4f1f11dfbb3/0/image001.gif

- участвовать в планировании учебного исследования, проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений силы и размеров тел; выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц, делать выводы по результатам исследования

- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет

- приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности.

Ключевые слова: опыты и практические ситуации, в  которых проявляется сила давления, давление, единица давления,  способы уменьшения и увеличения  давления, правила безопасного поведения на льду.

Краткое описание: Урок по физике для 7 класса по теме «Давление».  Урок освоения новых знаний. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования:

- Слайд с иллюстрациями №1 (используется мультимедиа проектор).

 - Работа с учебником: учебник «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин; электронная форма учебника «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин (демоверсия).

- Слайд  №2.  План изучения физической величины  давление (используется мультимедиа проектор).

- Слайд  №3. Меры предосторожности и правила поведения на льду.

- Слайд  №4.  Тест «Давление твердых тел».

 - Слайд №5. Рефлексия

Оборудование: ноутбук;  проектор; раздаточный материал (динамометры, бруски, линейки).  

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Зачем надо изучать физику?

Слайд с иллюстрациями №1:

Перед тем, как приступить сегодня к изучению новой темы, посмотрите на экран и ответьте на вопрос:

 

http://www.gp3-vgd.ru/sites/default/files/images/user/123.jpgimage1

Кто  из этих мальчиков действует  правильно при оказании помощи  тонущему и почему? Попробуйте объяснить,  опираясь на известные вам знания по физике.

Ситуация, вроде бы всем  понятная.   Непонятно какие величины нужно сравнивать. Возникли сомнения в правильности ответов, т. к. мало знаний, и мы сомневаемся в правильности ответов.

Планируемые результаты: осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики (личностные),

формировать умения распознавать группы физических явлений; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

 Устный фронтальный опрос.

Новый материал  данного урока позволит нам решить эту проблему и  дать правильный ответ на этот вопрос. Но давайте вспомним, что мы уже знаем,  и  на что будем опираться в новой теме. Ответим с места на вопросы.

1.Что такое сила?

 Сила – это мера взаимодействия тел

2. Какие силы мы изучали?

Сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения.

3. В каких единицах измеряется сила?

Сила измеряется в ньютонах

4. Что такое сила тяжести?

Сила тяжести - это сила, с которой Земля притягивает к себе  тело.

5. Что такое вес тела?

Сила, с которой тело вследствие своего притяжения к Земле действует на опору или подвес.

6. По какой формуле определяется вес тела?

P=mg

7.Задание с выбором нескольких правильных ответов

Результат действия силы зависит от:

1)Модуля этой силы

2)Направления этой силы

3) Пути, который прошло тело

4) Точки приложения этой силы

Ответ:124

Планируемые результат: использовать изученные  понятия и величины; описывать изученные свойства тел и физические явления, ис-

пользуя физические величины (предметные).

Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь:

- О давлении твердых тел

- О физическом обосновании  правил соблюдения  техники безопасности на льду.

Ты научишься:

-Распознавать проявление силы давления

- Устанавливать связь давления с силой и площадью опоры

- Различать понятия давление и сила давления

-Обосновывать  способы уменьшения и увеличения давления

- Решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя  формулу для давления

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 Итак, результат действия силы зависит от: модуля этой силы, направления этой силы, точки приложения этой силы.

А может еще от  чего - то зависеть результат действия силы?

Возьмите карандаш и с одинаковой силой нажмите на лист бумаги сначала острым концом, затем тупым. Что наблюдаете? В первом случае  на бумаге возникла заметная вмятина! Рассмотренная нами ситуация на льду и другие примеры и опыты подтверждают это.

Работа с учебником:

Слайд  №2:

 Прочитайте параграф учебника и обсудите в парах свои  ответы на  следующие пункты плана изучения величины давление:

План изучения физической величины.

1.Какое явление или свойство тел характеризует данная величина

2. Определение величины.

3. Определительная формула.

4.Какая это величина – скалярная или векторная.

5. Единицы  данной величины в СИ.

6.  Способы измерения величины.

Планируемые результат: анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления,  — выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать

гипотезы о взаимосвязях физических величин  (метапредметные), описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (предметные).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Проверим результаты вашей работы в парах. Постарайтесь лаконично сформулировать свои  ответы на  пункты плана изучения величины давление

План изучения физической величины.

1.Физический смысл величины.

- Результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. Давление характеризует действие силы в зависимости от площади, на которую она действует.

2. Определение величины.

- Давление – это отношение  силы к площади,  на которую  перпендикулярно действует сила.

 3. Определительная формула.

                        ,

давление - р, 1 Па.

сила - F, 1Н

 площадь поверхности- S, 1м2

4.Какая это величина – скалярная или векторная.

- Давление скалярная величина: характеризуется только числовым значением.

Чем отличается давление от силы давления?

- Сила давления в отличие от давления  имеет направление и является векторной величиной. Она направлена перпендикулярно поверхности, на которую  действует. Единицы различны.

5. Единицы  данной величины в СИ.

1 Па.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Она называется паскалем (Па )

 - Используются также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа), килопаскаль (кПа), мегапаскаль (МПа).

1 гПа = 100 Па       1 кПа = 1000 Па     1 МПа=1000000 

6.  Способы измерения величины.

Измерить можно косвенно. Нужен динамометр для измерения силы и линейка для измерения размеров опорной поверхности.

Молодцы! Надеюсь, что эти два прибора и умение измерять ими помогут вам успешно выполнить экспериментальную работу.

Планируемые результат: описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физическую величину давление твёрдого тела; при описании правильно трактовать физический смысл используемой величины, ее обозначение и единицу, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

А.Эйнштейн утверждал, что: « Истина - это то, что выдерживает проверку опытом».

Выполните  экспериментальную работу:

 Тема «Определение давления  деревянного бруска на поверхность стола  разными гранями  и проверка зависимости давления  от площади поверхности   и модуля  силы, действующей на эту  поверхность»

В классе учащиеся делятся на 4 группы.

Обсудите и спланируйте в группах теоретическую и  экспериментальную часть экспериментальной работы. Определитесь с набором необходимого оборудования.   После анализа результатов планирования  в группах  план фиксируется на доске.

1.  С помощью динамометра измерим вес бруска  Р.

2. Измерим линейкой длину а и ширину в нижней грани бруска. Вычислим площадь грани по формуле S=a b. Выразим ее в квадратных метрах.  

         1 см2= 0,0001 м2

3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле

4.Заполним таблицу.

5. Сделаем вывод.

По окончании работы учитель выборочно проверяет учащихся из разных групп, представители  групп заносят результаты в таблицу на доске  и учащиеся делают общий вывод работы.

Группы

Р, Н

S, см2

S, м2

р, Па

1 - брусок на меньшей грани

 

 

 

 

2 – брусок  на большей грани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 – брусок и 1 груз на меньшей  грани

 

 

 

 

4 - брусок и 2  груза на меньшей  грани

 

 

 

 

Общий вывод работы: 1) При одинаковой силе,  чем больше площадь, тем меньше давление.

                                           2) При одинаковой площади,  чем больше сила, тем больше давление

Планируемые результаты: участвовать в планировании учебного исследования, проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений силы и размеров тел; выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц, делать выводы по результатам исследования (предметные)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Так, кто  же из этих мальчиков действует  правильно при оказании помощи  тонущему и почему? Попробуйте объяснить,  опираясь на полученные вами знания по физике.

Слайд с иллюстрациями №1:

http://www.gp3-vgd.ru/sites/default/files/images/user/123.jpgimage1

- Больше шансов провалиться под лед у мальчика на коньках, так как площадь опоры на лед у него значительно меньше, чем у мальчика, ползущего с раскинутыми в сторону руками. А мы сегодня убедились, что при одинаковой силе,  чем больше площадь, тем меньше давление.

Используя иллюстрации,  прокомментируйте правила поведения на льду, опираясь на знания, полученные на уроке: Слайд  №3.

Планируемые результаты: формировать умения распознавать группы физических явлений; распознавать проблемы, которые можно

 решить при помощи физических методов (предметные).

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Перед выполнением теста поясняем, что в №5 необходимо пояснение выбранного ответа,  в №7   необходимо привести решение, в №8 указываем все верные ответы.

Слайд  №4.  Тест «Давление твердых тел»

1. Давлением твердого тела называют величину, равную...

    а) произведению силы, действующей на поверхность, на площадь этой поверхности;

    б) отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;

    в) отношению площади поверхности к силе, действующей перпендикулярно этой поверхности.

  2. Единицей измерения давления является.....

    а) кг/м3;         б) м/с;          в) Н;         г) Па.

3. Давление 8 кПа соответствует давлению равному:

    а) 0,8 Па;     б) 800 Па;     в) 8000 Па;      г) 0,008 Па

             4. Какой брусок производит меньшее давление на стол (рис.)?

а) 1;    б) 2;    в) 3;    г) давление во всех случаях одинаково.

          5. Три цилиндра медный, алюминиевый и стальной имеют одинаковые размеры. Какой из цилиндров будет оказывать большее давление на поверхность?

а) медный;          б) алюминиевый;                в) стальной;        г) все цилиндры оказывают одинаковое давление.

         6. Какой лопатой легче копать?

а) б)

               7.  Мальчика весом 400 Н везут на санках, площадь полозьев ко­торых 0,06 м2. Какое давление они оказывают на снег? Вес са­мих санок 20 Н.

а) 24 Па   б) 240 Па    в) 700 Па     г) 7000 Па

              8.Давление тела на стол можно уменьшить, если

а) сделать поверхность тела более гладкой
б) увеличить площадь его опоры
в) уменьшить площадь его опоры
г) уменьшить массу тела

Ответы:

1.б      2.г     3.в      4.в       5.а       6.б       7.г         8.б, г

Критерии оценивания: 8 правильных – «5»,  7-6 – «4»,  5-4 – «3».

Планируемые результаты: — выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, (метапредметные); 

-  объяснять физические явления, процессы и свойства тел,  в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе

анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные (таблица плотностей), необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины (предметные)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Слайд №5. Предлагаю продолжить фразу:

1.      1. Сегодня на уроке было трудно (что?); интересно (что?);

2.      2. У меня есть вопрос …

3. Я узнал …

Планируемые результаты:  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту (метапредметные).

Этап 5.2.Домашнее задание

Задание 1.Решить задачи (Генденштейн Л.Э. Физика 7 класс: задачник для общеобразовательных учреждений.):

№ 20-17. Трактор массой 6000 кг имеет площадь опоры 2000 см2 . Какое давление оказывает он на почву?

Ответ: 300 кПа.

№20-32. Мальчик стоял на коньках, но потерял равновесие и упал. Ширина лезвия конька 4 мм, длина 30 см; площадь соприкосновения лежачего мальчика со льдом 0, 1 м2 . Во сколько раз уменьшилось давление на лед?

Ответ: в 42 раза

Задание 2.(По желанию)

Создать 2  слайда презентации  с примерами-иллюстрациями  наличия/создания/ самых больших и самых маленьких давлений в природе и технике.

Слайд должен содержать:  иллюстрацию,   числовое значение  давления в паскалях  и перевод с использование десятичных приставок.

Планируемые результаты:

-  решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя  формулу для давления;

- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет (предметные).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

Метапредметные: Универсальные познавательные действия

Метапредметные: Универсальные познавательные действия

Интернет - приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности

Интернет - приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности

Кто из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему и почему?

Кто из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему и почему?

Результат действия силы зависит от: 1)Модуля этой силы 2)Направления этой силы 3)

Результат действия силы зависит от: 1)Модуля этой силы 2)Направления этой силы 3)

Планируемые результат: анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, — выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать…

Планируемые результат: анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, — выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать…

БЛОК 3. Применение изученного материала

БЛОК 3. Применение изученного материала

Больше шансов провалиться под лед у мальчика на коньках, так как площадь опоры на лед у него значительно меньше, чем у мальчика, ползущего с раскинутыми…

Больше шансов провалиться под лед у мальчика на коньках, так как площадь опоры на лед у него значительно меньше, чем у мальчика, ползущего с раскинутыми…

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Мальчика весом 400 Н везут на санках, площадь полозьев ко­торых 0,06 м 2

Мальчика весом 400 Н везут на санках, площадь полозьев ко­торых 0,06 м 2

Планируемые результаты: объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту (метапредметные)

Планируемые результаты: объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту (метапредметные)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024