ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 классах
Гниздилова Виктория Александровна
Заместитель директора по УВР, учитель математики и информатики
МБОУ «Школа № 30 г. Донецка», г. Донецк, ДНР
e-mail: vika.ghnizdilova@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты использования современных инновационных технологий на уроках математики в 5-6 классах.
Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, компьютерные технологии, проектная технология, проблемное обучение.
Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the use of modern innovative technologies in mathematics lessons in grades 5-6.
Keywords: innovation, innovative technologies, computer technologies, project technology, problem-based learning.
Актуальность.
Актуальность проблемы использования инновационных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, развитием системы образования Донецкой Народной Республики и ее интеграцией в образовательное пространство Российской Федерации. Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активной личности, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся [2].
Анализ исследований и публикаций.
Проблема целесообразности использования инновационных технологий волнует учёных и педагогов последние десятилетия, но до конца так и не изучена.
Анисимова А. Е., Гордеев К. С., Жидков А. А., Слюзнева К. В., Закунова Е. Д. в своих статьях раскрывают основные причины введения инноваций в образовательную систему, предпосылки введения инноваций, а также представляют классификацию инноваций в зависимости от специфики и места использования.
Большое количество работ учёных посвящено различным инновационным методам обучения. Так, проектная деятельность является объектом исследования в работах Н.Ю.Пахомовой, А.Г.Асмолова. В работе Е.С.Полат рассматриваются особенности проектной деятельности на уроках математики. Игровым технологиям посвящены работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Г.К.Селевко, Т.А.Масловской, которые исследуют применение игровых технологий на уроках математики.
В своих работах Н.Р.Юсуфбекова, В.И.Загвязинский и Р.Атаханов определяют педагогическое новшество, как только лишь возможное изменение. В совместной работе В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой, также, как и в работах А.В.Хуторского отмечается, что инновация — это процесс, который развивается по определенным этапам. С точки зрения Ю.В.Громыко, инновации с одной стороны, позволяют строить будущее в соответствии с существующими тенденциями, с другой - обогащают практику [3].
Цель статьи – познакомить с теоретическими аспектами использования инновационных технологий на уроках математики в 5-6 классах.
Изложение основного материала.
Инновация – это всегда нововведение. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Но инновация, по словам П.С.Лернера - «это не просто некая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» [1].
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его умениям, навыкам и способностям. Главным в процессе обучения являются связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество. Ведь очень важно, чтобы на уроке дети не только слушали учителя, но и сотрудничали с ним, высказывали свои мысли, делились информацией. А результаты достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения.
В практической деятельности на уроках математики в 5-6 класах широко используются следующие инновационные технологии:
1. Информационно-коммуникативные технологии.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, необычными, продуманными, значимыми, мобильными, особенно в 5 классах.
Использование ИКТ на уроках математики имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
· Современность и актуальность учебного материала.
· Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
· Эстетичность и наглядность.
· Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
· Обучение через игровую или практическую деятельность.
· Повышение мотивации учащихся к учёбе.
· Более чёткая организация деятельности учителя.
· Обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Уроки с использованием ИКТ, электронных учебных пособий, различных сайтов, площадок стали привычными для учащихся. Особенно эффективно использовать ИКТ во время дистанционного обучения при проведении онлайн уроков, проверочных работ. Детям данной возрастной категории нравится работать с интерактивными тренажёрами на уроках математики, которые можно использовать на любом этапе урока.
Применение информационно-коммуникационных технологий актуально не только как способ передачи учебного материала, но и как демонстратор возможного пути познания, хода мыслительного процесса при решении проблемы, что и является неотъемлемой частью формирования математической грамотности школьников [7].
2. Проектная технология.
Работа над проектом занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методиках обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют активность, инициативу.
С этой точки зрения проект должен:
ü иметь практическую ценность;
ü предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
ü быть в одинаковой мере предсказуемым как в процессе работы над ним, так и при его завершении;
ü быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
ü предполагать возможность решения актуальных проблем;
ü давать ребенку возможность учиться в соответствии с его способностями;
ü содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;
ü способствовать налаживанию взаимодействия учеников.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребенка [2].
Но существуют и трудности в работе:
ü работа над проектом – объемная, кропотливая;
ü возникает опасность перегрузки учащихся.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей [4,5]
Например, при работе над проектом «Древние меры длины» учащиеся выясняют:
ü что такое мера;
ü какие меры длины существовали в древности;
ü подбирали пословицы, поговорки;
ü выполняли исследовательскую работу - измеряли рост одноклассников и членов своей семьи в саженях;
ü выполняли исследовательскую работу – измеряли расстояние от школы до своего дома.
Сравнительная характеристика традиционного и проектного обучения [8]
Традиционный подход к обучению |
Проектный подход к обучению |
Ориентирован на учителя |
Ориентирован на ученика |
Преподаватель - источник знаний, помогающий приобретать необходимые знания |
Преподаватель – наблюдатель, создающий условия для применения учащимися своих знаний на практике |
Преподавание – процесс объяснения |
Преподавание – творческий процесс |
Преподаватель выбирает для учащихся формы работы и уровень сложности материала |
Учащиеся самостоятельно выбирают формы работы из ряда предложенных |
Учащиеся работают индивидуально |
Учащиеся работают в сотрудничестве |
Учащиеся воспринимают знания пассивно |
Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения |
Короткие и не связанные друг с другом виды деятельности и уроки |
Долгосрочные проекты |
Мотивация учащихся определяется тем, чтобы учитель был ими доволен |
Заинтересованность и вовлеченность учащихся обеспечивают внутреннюю мотивацию и способствуют достижению успехов |
3. Проблемное обучение.
В 5-6 классах дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению.
Например, при изучении геометрических фигур можно предложить рассмотреть плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники в зеленый. Даётся информация, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые пятиугольниками?» Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.
Главная ценность проблемного обучения в том, что дети получают возможность сравнить, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка [6].
4.Игровая технология.
Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать любой урок более интересным и увлекательным.
Одно из эффективных средств развития интереса к математике – дидактическая игра:
· помогает снять чувство усталости;
· раскрывает способности детей, их индивидуальность;
· усиливает непроизвольное запоминание.
Обучая детей посредством игры, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.
2. Доступность для учащихся данного возраста.
3. Умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
- инсценировки;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс «Самый умный», урок-путешествие «В Стране невыученных уроков», урок – КВН, урок – исследование, урок - сказка);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (сделать вычисления, составить текстовую задачу, разгадать математический ребус и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, рефлексия, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, олимпиады, блиц-турниры, «Звёздный час», «Что? Где? Когда?» и т.п.) [4, 6].
На уроках математики учителя нашей школы применяют игровые методы, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, кроссворды.
Практически на каждом уроке в той или иной степени проводятся игры. Это могут быть игры: «Кто быстрее?», «Сходим в гости», «Молчанка», «Исправь ошибку», «Поднимись по лесенке» и т.д.
В процессе проведения той или иной игры учителя стараются достичь цели, поставленной в начале урока. Это, как правило, совершенствование вычислительных навыков, умения сравнивать, решать задачи, выражения, делать выводы, аргументировать.
Дети с большим интересом принимают участие в играх и незаметно для себя усваивают необходимый материал.
Например, при изучении темы «Цена, количество, стоимость» в 5 классе проводится игра «В магазине». Ребята выступают в качестве продавца и покупателей. Дети во время игры знакомятся с новыми понятиями, учатся работать в паре, группе, свободно выражают свою точку зрения. Данная игра способствует быстрому усвоению материала, содействует развитию уверенности в собственных силах, самоанализу, повышению мотивации к изучению математики.
Выводы. Использование инновационных технологий на уроках математики в 5-6 классах способствует повышению качества знаний учащихся, содействует развитию инициативности, уверенности, самостоятельности, саморазвитию, самосовершенствованию
Литература:
1.Анисимова, А.Е., Гордеев, К.С., Жидков, А.А., Слюзнева, К.В., Закунова, Е.Д. Классификация инноваций в педагогике // Современные научные исследования и инновации: электронный журнал. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88352. – Дата публикации: декабрь 2018
2. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития / С.В.Булаева, О.Н.Исаева. – Рязань, 2018. – 128 с.
3. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения / О.М.Горева, Л.Б.Осипова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 18 – 21.
4. Гузеев, В.В. Образовательная технология. / В.В.Гузеев. – Москва: Дрофа, 20012. – 228 с.
5. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем / О.В.Ковальчук // Человек и образование. – 2018. – № 3 (36). – С. 92 – 97.
6. Лизинский, В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. / В.М.Лизинский. – Москва: Наука, 2014. – 223с.
7. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – Москва: Академия, 2007. – 272 с.
8. Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе / А.И.Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 101 – 108.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.