Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 г
УМК: Школа России
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта
Тема |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
||
Цель |
Создание условий для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации. |
||
Формируемые УУД |
Предметные |
Метапредметные: |
Личностные |
· определять источники возникновения мусора и способы его утилизации. · понимать и обосновывать важность соблюдения чистоту в быту, в селе, на природе; · понимать необходимость раздельного сбора мусора; · находить применение бросовому материалу |
· задачу, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; · извлекать информацию из иллюстраций учебника и презентации; · выполнять практическую работу в группе, договариваться об общем варианте выполнения; группировать объекты по заданному признаку. |
· понимать ответственность за свои поступки; · бережно относиться к окружающему миру.
|
|
Основные понятия |
Мусор, раздельный сбор мусора, переработка мусора. |
||
Оборудование |
Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1 класс, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
|
Конспект урока
Этап урока Методы и приемы |
Содержание урока |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент
Словесный: мотивация обучающихся к учебной деятельности |
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.
|
Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку |
Развитие волевой саморегуляции |
2.Актуализация знаний
Словесный: ответы на вопросы
Наглядный: просмотр кормушек |
- Ребята давайте посмотрим на слайд и вспомним тему прошлого урока. -О чем мы говорили? (о птицах) -Почему птицы поделены на две группы? (перелетные и зимующие) -Верно, и особое внимание мы с вами уделили зимующим птицам, почему? (потому что зимой они нуждаются в нашей помощи) -Как мы им можем помочь? (изготовить кормушки) -Правильно! Ребята из нашего класса изготовили их. Давайте их рассмотрим. -Молодцы, а после уроков вы их можете развесить в парке.
|
Повторяют ранее изученную тему, отвечают на вопросы |
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
3. Постановка учебной задачи
Наглядный: просмотр видео
Словесный: Формулирование темы урока. |
- Сегодня на уроке нам будут помогать наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Чтобы определить, о чем мы сегодня будем говорить, они нам предлагают посмотреть отрывок из мультфильма «Валл-и».
- О чем же этот фрагмент из мультфильма? Именно так авторы этого мультфильма видят будущее нашей планеты. Каким они его увидели? - Как вы думаете, может ли такое произойти действительно? - Так о чем же будет наш урок? (О мусоре)
- Ребята, как только мы узнали тему урока тут как тут появилась Злючка- Грязючка. Как вы думаете, почему? (Она любит грязные места) - Верно, и наша задача помочь Муравьишке избавиться и от мусора, и от этой неприятной гостьи.
|
Смотрят видео, делятся впечатлениями. Приводят примеры из жизни.
Делают вывод, что разговор пойдёт о мусоре.
Составляют вопросы и определяют тему урока. |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4 «Открытие» учащимися новых знаний
Словесный: ответы на вопросы
|
- Откройте учебник на странице 78. и сравним, правильно ли мы определили тему урока.
Ребята, сегодня у нас будут слова помощники, к которым мы будем обращаться. Давайте подумаем, на какие вопросы нужно будет ответить в ходе урока? Откуда появляется мусор? Куда девается мусор? Что такое сортировка мусора? Как избавиться от мусора или сделать, чтобы его было меньше?
- Где мы будем искать ответы на эти вопросы? (в учебнике, спросить у учителя, расскажут Мудрая Черепаха и Муравьишка) |
Составляют вопросы, участвуют в диалоге
|
формулировать вопросы по искомой информации, оценивать информацию. |
Практический: работа в парах, работа с карточками.
Определение источников появления мусора
Практический: Проверка задания, Оценка своей работы
|
- Ребята, чтобы найти ответы на данные вопросы мы с вами будем работать в парах. Какие правила мы должны соблюдать? (обсуждать шепотом, слушать друг друга, оказывать помощь)
- Молодцы! А теперь мы готовы работать по теме урока. -Давайте еще раз прочитаем первый вопрос. (Откуда берётся мусор?)
- Перед вами лежат карточки, ваша задача распределить изображения в правильной последовательности, что было сначала, а что потом. При готовности руки поднимаем.
Проверка. - Давайте составим предложения по нашим картинкам. (яблоко-огрызок, машинка- сломанная машинка, мяч- лопнувший мяч, конфеты-фантики) Какой мы вывод можем сделать по этому заданию? (мусор создает человек) -Верно, мусор производим мы сами.
- Оцените свою работу в парах. Если у вас всё получилось, поднимите зеленый знак, если были ошибки, то красный. |
Работают в парах, Определяют порядок вещей
Проверяют результат своей работы |
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Словесный: Слово учителя
Словесный: фронтальная работа, ответы на вопросы, Определение способов утилизации
|
- Мудрая Черепаха хочет нам рассказать интересные факты о мусоре. Давайте их послушаем. Дело в том, что каждый человек ежедневно оставляет после себя около 1 килограмма мусора. Это примерно столько, сколько весит литровый пакет сока. А если в небольшом городе, например, 100 тысяч жителей, значит, за день у них набирается 100 тысяч килограммов мусора? Примерно столько весят 17 африканских слонов. Но это в небольшом городе. А вот, например, в Москве, почти 12 миллионов жителей. Это значит, что каждый день вывозятся настоящие горы мусора. А теперь представьте себе, что будет, если весь этот мусор выбрасывать на улице! Или в лесу. А если на берегу реки или озера? (люди скоро просто утонут в мусоре, который сами и выбрасывают)
- Но пока этого не произошло, Муравьишка предлагает нам ответить на второй вопрос. Давайте его прочитаем: Куда девается мусор?
Злючка Грязючка: Я знаю, я знаю. Многие бросают мусор, где попало. Молодцы! Вот, что из этого получается. Я могу быть такой и такой, и даже такой. Люблю людей, которые бросают мусор, где попало.
- Нет, Злючка. Мы так не раскидываем мусор. Ребята, объясните, куда нужно убирать мусор? (урна, мусорное ведроà контейнер для мусора à свалка)
- Как вы думаете в любом ли месте можно организовать свалку?
- Верно, все не так просто, к свалкам предъявляется ряд требований. Как вы думаете, где они должны находиться?
- Молодцы, да, они должны находиться за территорией населённого пункта, иметь ограждение, удобный подъезд, поблизости не должно быть реки и т.д.
-Но скажите, пожалуйста, хорошо ли это? Ведь свалки превращаются в горы дурнопахнущего мусора, который отравляет и землю, и воздух. А количество мусора всё увеличивается и увеличивается… - Конечно же, нет! - Ребята, а вы хотите, чтобы ваша прекрасная планета превратилась в одну большую мусорную свалку? Я уверена, что нет. Но что же делать? |
Слушают учителя |
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Словесный: слово учителя
Практический: работа в парах, сортировка объектов
|
- Итак, перед нами появляется третий вопрос: Что такое сортировка мусора?
Самый хороший вариант - это отвозить на завод по переработке мусора. В России есть 240 комплексов по переработке мусора. Самые крупные в Москве, Новокузнецке, Курске, Красноярске. За 1 час можно переработать 25 тонн мусора. Но, к сожалению, у нас поблизости такого завода нет, поэтому мы вывозим на свалку. В Германии уже 18 лет перерабатывают мусор, но для этого мусор сначала сортируют: собирают в разные контейнеры. Для чего они это делают? (чтобы легче перерабатывать мусор)
- Перед вами на партах лежат карточки с изображением различного мусора и контейнеры. Как же нам помочь избавиться Муравьишке от него и Злючки-Грязючки? -Правильно, нам нужно рассортировать мусор.
Злючка Грязючка. Нет! Нет! Только не это!! (Взрыв. Злючка Грязючка исчезает). - Она исчезла, потому что вы согласились разобрать мусор у Муравьишки.
Практическая работа в парах (разложить картинки предметов мусора по группам. Бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические, пищевые отходы) Проверка выполнения работы у доски. - Ну какие же мы с вами молодцы! Теперь этот мусор не принесёт вреда природе! Помогли Муравьишке!
Муравьишка. Спасибо, ребята! Вы меня очень выручили.
Мудрая Черепаха. Злючка Грязючка появляется везде, где бросают мусор. Может появиться на улице, в лесу, на речке.
- Мусор не только портит красоту природы, но и содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Стеклянные предметы могут пролежать сотни лет в земле. Опасным являются некоторые виды пластмасс. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили вид природы. Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.
|
Слушают учителя
Группируют по заданному признаку, выполняют проверку.
|
Классифицировать объекты. Учить договариваться при решении общих задач в совместной деятельности
Классифицировать объекты. Учить договариваться при решении общих задач в совместной деятельности |
6.Физкультминутка Практический: Снятие напряжения, отдых, повторение изученного материала. |
Физкультминутка. Игра «Хорошо или плохо» Если совет правильный, то вы хлопайте в ладоши, если неправильный – топайте.
Бросай, куда попало мусор. Отдать мусор на переработку. Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха. Экономно используй тетради, бумагу. Бросайте мусор в урну. Оставлять мусор у подъезда. Выходить на уборку территории. Выбрасывать мусор из окна.
|
Если совет правильный, то хлопают. Если неправильный – топают. |
Прививать чувство ответственности за свои поступки. |
7. Включение в систему знаний Наглядный: работа с учебником
Практический: работа со схемами |
-Переходим к последнему вопросу: Что же делать, чтобы мусора стало меньше? - Давайте рассмотрим картинки в учебнике на с.79. Скажите, пожалуйста, куда лучше вывезти мусор? Объясните свой ответ. (на завод) -Но что же делают с мусором на перерабатывающем заводе? -Ребята, предметы, выброшенные в качестве мусора, можно переработать в другие вещи.
Работа со схемами на слайде. - Как вы думаете, что можно сделать из бумаги? (картон, туал.бумагу) - Что можно получить из переработанного стекла? (бутылки и тд.) - Что делают из пластика? (ткань, которая легко стирается, быстро сохнет и не растягивается, ведра и т.д) - Что делают из металла? (гвозди, машина, запчасти, рельсы) -Молодцы! |
Рассматривают схемы,
отвечают на вопросы,
Приводят примеры из жизни.
|
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
8. Закрепление изученного
Практический: тестирование |
- Сейчас я вам буду зачитывать вопросы, а вы поднимаете карточку с ответом, правильный ответ на слайде выделяется красным цветом. (Ученики, ответившие правильно, комментируют ответы.)
В какой контейнер нужно выбросить бутылку? Кто поступает правильно? Какие отходы можно закопать в лесу? Куда лучше вывести мусор? Бросишь ли ты фантик от конфеты на улице?
- Молодцы, вы отлично справились с заданием! |
Выбирают правильный ответ, объясняют, оценивают свои ответы. |
Оценка, контроль, коррекция
|
Словесный: подведение итогов |
Подведение итогов. - Ребята, давайте подведем итоги нашего урока, ответив на вопросы, которые появились у нас в начале урока.
Откуда берётся мусор? Куда девается? Кто создаёт мусор? Как сделать, чтоб мусора стало меньше?
|
Отвечают на вопросы, рассуждают |
Оценка, контроль, коррекция
|
9.Рефлексия
Словесный: самооценка результатов своей деятельности. |
- А теперь оценим свою работу на уроке, продолжив предложения:
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Чью работу на уроке вам хочется похвалить? Какой момент на уроке тебе понравился больше всего? Что было самым сложным на уроке? Как изученное на уроке нам пригодится в жизни?
- А теперь посмотрите ещё раз на то, как прекрасна наша планета. Я надеюсь, что вы сбережёте свою планету, и она всегда будет такой красивой! Спасибо за урок! |
Оценивают свою работу, аргументируют. |
Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.