Предмет |
География |
Тема. |
Состав и строение гидросферы |
Время |
Ход урока
|
Оборудование |
1мин |
1.Организационный момент |
|
10 мин |
2. Актуализация познавательной деятельности. - «Наш географический опыт». Учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: 1. Какие оболочки имеет земля? (содержание, стр. 190) 2. Какую из них вы изучили в 5 классе? (литосфера) 3. Что представляет собой литосфера? с.68
- Рассмотреть вопросы диагностической к/р
|
|
|
3. Мотивация познавательной деятельности. Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе. Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов. Этому необыкновенному веществу звучат строки: «…Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился и он несколько дней провёл под палящем солнцем. Об этом веществе можно говорить много, не только с точки зрения химии, физики, географии оказывается этому веществу посвящают оды, пишут стихи и музыку. Ты так податливо – упряма; Ты так спокойна, но горда, шепча, веками точишь камни, и побеждаешь их всегда! ты жизнь дала всему живому, и без тебя никак нельзя… когда грустишь – ты тихий омут; а в гневе – грозная река! ты – мощь и нежность, страсть и мягкость, уклончивая, как лоза, жизнь побеждает твоя кротость, в тебе ж рождается она! и даже смерть с тобой не спорит, когда на улице весна - увядший напоишь росток собою - он рвя асфальт, протянет листья в небеса!
|
|
|
4. Сообщение темы, цели, задач урока |
|
1 мин |
5.Изучение нового материала 1. Формирование понятия «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. 2. Работа с физической картой мира. Используя физическую карту мира и текст учебника (с. 94), учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что3/4 поверхности земного шара занято водой. 3. Заполнение схемы:
4. Рассмотреть рис. 61 учебника. Определить, какова доля вод морей и океанов, суши, атмосферы и живых организмов в гидросфере. Учитель обращает внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, т. е. в ней растворены химические соединения. 5. Заполнить схему.
Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою. Плавательные движения руками: Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Ходьба на месте: Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок.
6. Обсуждение. 1. Есть ли вода в литосфере, биосфере, атмосфере? Ребята приводят примеры Учитель приводит слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие её сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придаёт ей часть приобретённых от других сфер свойств. Учащиеся делают вывод о том, что все составные части гидросферы связаны между собой. 2. Благодаря каким свойствам вода свободно проникает в другие оболочки? 7. Изучить схему «Мировой круговорот воды» Используя рис. 63 учебника, учитель объясняет, как происходит Мировой круговорот воды. Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить начало круговорота и его этапы. Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая знания, учитель подчёркивает, что Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
|
Физ.карата мира
физ.минутка |
|
6. Закрепление, обобщение, систематизация изученного материала. 1. Выписать цифры из параграфа, характеризующие гидросферу. Объяснить их значение ¾ 1,4млрд. км³ 96,4% 98% 1,86% 0,01%
|
|
|
7. Домашнее задание 1) изучить § 28; 2) Составить схему «Мировой круговорот воды»
|
|
|
8. Итог урока.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.