Конспект урока по географии на тему "Путешествие по материкам"
Оценка 4.8

Конспект урока по географии на тему "Путешествие по материкам"

Оценка 4.8
docx
24.02.2020
Конспект урока по географии на тему "Путешествие по материкам"
План-конспект урока. Абдуллаева Т.О.docx

План - конспект урока географии в 7 классе.

 

Тема: «Путешествие по материкам»

Урок проводил: учитель географии МБОУ СШ №6 Абдуллаева Татьяна Олеговна.

Цель урока: повторить знания о природе и географических особенностях материков, развивать умение быстро и чётко давать верные ответы на вопросы. / создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи урока:

  • способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
  • организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
  • актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;
  • организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом;
  • организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
  • учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  • учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
  • учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
  • учащиеся умеют корректировать свои действия.

Познавательные:

  • учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
  • учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
  • учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

Коммуникативные:

  • учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
  • учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

Предметные:

  • учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
  • учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок-игра-путешествие.

Оборудование: компьютер, экран, физическая карта мира, атласы.


 

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап

Актуализация знаний по теме.

Организация вводной беседы.

Создание учебной мотивации.

Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. 

Отвечают на вопросы ранее изученных тем. Повторение пройденного.

Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе.

Смотрят и отвечают на вопросы (беседа)

Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании.

Технологический этап

Организация работы по освоению новых знаний.

Организация работы в парах по выполнению практической работы

Организация работы с текстом и картами атласа

Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки.

Практическая работа. Определить по географическим картам крайние точки материков и их координаты, занести все данные в таблицу.

Дать небольшое описание каждого материка, опираясь на достопримечательности стран, которые послужили прототипами в мультфильмах Диснея.

Обобщение. Организация систематизации полученных знаний и их взаимопроверке.

Выполнение заданий в парах

Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы.

Организация промежуточной диагностики и работы с картами

Просмотр правильных ответов, обсуждение, исправление допущенных ошибок.

Практическая работа.

1. Знакомятся с содержанием таблицы, задают вопросы по оформлению.

2. Определяют географический объект и его координаты, заполняют таблицу.

3. Выслушать рассказ учителя, законспектировать основное.

4. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с таблицей.

Рефлексивный этап

1.Систематизируют   и закрепляют полученные знания, выполняя задание.

2. Организация обсуждения итогов работы.

3. Записывают домашнее задание.

1.Читают текст и выполняют задание

2. заполнение анкеты

3. сдают тетради с таблицей и анкету.

 


 

Ход урока

Приветствие, подготовка рабочего места

1.Вводно-мотивационный этап

Организационный момент. (Под фонограмму «Весёлый ветер»)

Стихотворение «Хорошо учиться географии» Свинухов А.

 

Хорошо учиться географии,

Опускаться в глубину морей

Подниматься на гору высокую

Защищать природу и зверей!

Хорошо учиться интересному,

Узнавать, как создана Земля,

Отчего и где землетрясения.

И откуда на Земле моря.

Хорошо учиться географии,

Чтоб постичь её, нужны года.

Очень многое Вы сделать сможете,

Если будете любить её всегда.

Сегодня вы будете работать по командам, каждая команда – это отдельный материк, какой, мы узнаем позже. Чтобы начать наше путешествие, нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о материках и океанах? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, за каждый правильный ответ команда получает жетон.

Повторение пройденного. Ответьте на вопросы:

1. Самый большой материк Земли. (Евразия)

2. Самая южная точка. (Южный полюс в Антарктиде)

3. Самая большая по площади страна. (Россия)

4. Страна, занимающая целый континент. (Австралия)

5. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? (Индийский океан)

6. Этот материк пересекают все меридианы. (Антарктида)

7. Экватор пересекает материк по середине. (Африка)

8. Название океана не соответствует его состоянию (Тихий)

9. Океан назван по имени омываемой стары. (Индийский)

10. Большую часть года океан покрыт льдом (Северо-ледовитый)

 

 

1.      Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?

2.      Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу нам предстоит решить на сегодняшнем уроке?

 

Сегодня мы с вами продолжим изучение «Географии материков и океанов». Для этого мы совершим небольшое путешествие по материкам.

 

А чтобы наше путешествие имело практическое значение, будем заносить все объекты в таблицу.


 

Крайние точки материков.

 

Материк

Север

Юг

Запад

Восток

Евразия

мыс Челюскин, 78°с.ш., 105°в.д.;

мыс Пиай, 1°с.ш., 104°в.д.;

мыс Рока, 39°с.ш., 9°з.д.;

мыс Дежнева, 67°с.ш., 170°з.д.

Африка

мыс Рас-Энгела, 38°с.ш., 10°в.д.;

мыс Игольный, 35°ю.ш., 20°в.д.;

мыс Альмади, 15°с.ш., 17°з.д.;

мыс Рас-Хафун, 11°с.ш., 51°в.д.

Северная Америка

мыс Мерчисон, 72°с.ш., 94°з.д.;

мыс Марьято, 8°с.ш., 81°з.д.;

мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д.;

мыс Сент-Чарльз, 52°с.ш., 56°з.д.

Южная Америка

мыс Гальинас, 12°с.ш., 72°з.д.;

мыс Горн, 56°ю.ш., 72°з.д.;

мыс Париньяс, 5°ю.ш., 81°з.д.;

мыс Кабу-Бранку, 8°ю.ш., 35°з.д.

Австралия

мыс Йорк, 10°ю.ш., 143°в.д.;

мыс Вильсон, 39°ю.ш., 146°в.д.;

мыс Стип-Пойнт, 26°ю.ш., 113°в.д.;

мыс Байрон, 28°ю.ш., 153°в.д.

Антарктида

мыс Сифре,

63° ю. ш.

57° з. д.

 

 

 

 

 

И первый материк, куда мы отправимся – Евразия.

 

Чем особен этот материк? Какие две части света расположены на этом материке? Об этом нам расскажет Диана.

Европа – настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Европа – часть света, западная часть материка Евразии. Площадь Европы (включая острова) 10. 507 тыс. кв. км. Площадь островов 730 тыс. кв. км.

 

А Азией в древние времена обозначалась греческая провинция к востоку от Эгейского моря, а также именовались скифские племена за Каспием (азии, азианы). Азия – по легенде одна из дочерей бога-титана Океана. Обычно она изображалась сидящей на верблюде со щитом в одной руке и ящиком с восточными пряностями в другой. Азия – часть света, восточная часть материка Евразии. Площадь её около 43 тысяч кв. км., в том числе более 10 миллионов кв. км. острова и полуострова. Азия – величайшая часть света, составляет 30% всей суши Земли.

 

Давайте попробуем найти крайние точки Евразии. Я буду называть координаты этих точек, а вы в атласах попробуйте их найти, потом у доски проверим. (ответ у доски).

Влад, давай попробуем теперь найти эти точки на нашей карте.


 

А наш корабль движется дальше, а чтобы узнать, куда мы приплыли, попросим Арсений рассказать об этом материке.

 

Там мыс Игольный, мыс Альмади,

Сухие русла рек там, вади.

Там реки быстро протекают.

И в разные моря впадают.

Там есть вулкан Килиманджаро.

Наделал много он пожаров.

 

О каком материке идёт речь? Как вы догадались? Верно, это Африка!

Маша, что мы знаем об Африке?

В древности (V в. до н.э.) Африку, не зная её истинных размеров, считали полуостровом Азии. Древние греческие историки и географы, начиная с Геродота, Африку называли Ливией. Африка – второй по величине после Евразии материк. Площадь (включая острова) – 30,3 млн. кв. км. Африка – самый жаркий континент. На севере Сахара, в Ливии, была зарегистрирована самая высокая температура на планете + 57,8 0С.

Давайте отметим крайние точки этого жаркого материка и запишем их в таблицу их в таблицу.

Материк

Север

Юг

Запад

Восток

Евразия

мыс Челюскин, 78°с.ш., 105°в.д.;

мыс Пиай, 1°с.ш., 104°в.д.;

мыс Рока, 39°с.ш., 9°з.д.;

мыс Дежнева, 67°с.ш., 170°з.д.

Африка

мыс Рас-Энгела, 38°с.ш., 10°в.д.;

мыс Игольный, 35°ю.ш., 20°в.д.;

мыс Альмади, 15°с.ш., 17°з.д.;

мыс Рас-Хафун, 11°с.ш., 51°в.д.

Северная Америка

мыс Мерчисон, 72°с.ш., 94°з.д.;

мыс Марьято, 8°с.ш., 81°з.д.;

мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д.;

мыс Сент-Чарльз, 52°с.ш., 56°з.д.

Южная Америка

мыс Гальинас, 12°с.ш., 72°з.д.;

мыс Горн, 56°ю.ш., 72°з.д.;

мыс Париньяс, 5°ю.ш., 81°з.д.;

мыс Кабу-Бранку, 8°ю.ш., 35°з.д.

Австралия

мыс Йорк, 10°ю.ш., 143°в.д.;

мыс Вильсон, 39°ю.ш., 146°в.д.;

мыс Стип-Пойнт, 26°ю.ш., 113°в.д.;

мыс Байрон, 28°ю.ш., 153°в.д.

Антарктида

мыс Сифре,

63° ю. ш.

57° з. д.

 

 

 

Давайте покажем крайние точки на карте и проверим, правильно ли вы их определили. А поможет нас Арсений.


 

Продолжаем наше путешествие. Виолетта, расскажи, куда мы приплыли?

 

Волшебная земля,

На много километров раскинулась она,

На востоке - равнины, на западе горы,

Есть там реки, озёра и море.

Равнины богаты рудою,

В горах залегает металл.

Там реки богаты водою,

И гор ты таких не видал!

Там пальмы в небо уходят,

Лианы бушуют в тени,

Индейцы какао разводят,

Бананы, табак и бобы.

 

О чём это стихотворение?

 

Верно, часть света – Америка, а материки? (Северная и Южная Америка)

Антон, расскажи нам об Америке.

Принято считать, что название части света «Америка» получено от имени флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, который составил подробное описание материка. Но вы, конечно, знаете, что открыл материк Христофор Колумб. Так что не всё так однозначно. Америка – часть света, образуемая двумя материками: Северная Америка и Южная Америка, которые, в свою очередь, состоят из трёх Америк: Северной, Центральной и Южной. Общая площадь Америки более 42 миллионов кв. км.

 

Яна, покажите на карте крайние точки Северной Америки. Давайте занесем их в таблицу.

Материк

Север

Юг

Запад

Восток

Евразия

мыс Челюскин, 78°с.ш., 105°в.д.;

мыс Пиай, 1°с.ш., 104°в.д.;

мыс Рока, 39°с.ш., 9°з.д.;

мыс Дежнева, 67°с.ш., 170°з.д.

Африка

мыс Рас-Энгела, 38°с.ш., 10°в.д.;

мыс Игольный, 35°ю.ш., 20°в.д.;

мыс Альмади, 15°с.ш., 17°з.д.;

мыс Рас-Хафун, 11°с.ш., 51°в.д.

Северная Америка

мыс Мерчисон, 72°с.ш., 94°з.д.;

мыс Марьято, 8°с.ш., 81°з.д.;

мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д.;

мыс Сент-Чарльз, 52°с.ш., 56°з.д.

Южная Америка

мыс Гальинас, 12°с.ш., 72°з.д.;

мыс Горн, 56°ю.ш., 72°з.д.;

мыс Париньяс, 5°ю.ш., 81°з.д.;

мыс Кабу-Бранку, 8°ю.ш., 35°з.д.

Австралия

мыс Йорк, 10°ю.ш., 143°в.д.;

мыс Вильсон, 39°ю.ш., 146°в.д.;

мыс Стип-Пойнт, 26°ю.ш., 113°в.д.;

мыс Байрон, 28°ю.ш., 153°в.д.

Антарктида

мыс Сифре,

63° ю. ш.

57° з. д.

 

 

 

 

Проверим, что у нас получилось.

Что же касается Южной Америки? Где ее крайние точки?

Антон, давай попробуем их найти.

 

Путешествие продолжается. Лиза, где мы остановились?

 

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там, в октябре, а не в июле, лето,

Там протекают реки без воды,

(они в пустыне протекают где-то).

 

О каком материке это стихотворение? Как вы догадались?

Верно, это материк Австралия.

Рената, расскажи нам об Австралии.

Австралия – самый маленький материк (7,7 млн. кв. км). Если кто-то захочет обойти этот маленький материк, то ему придётся прошагать всего-то полгода. Для сравнения: чтобы обойти Евразию, например, придётся потратить 25 лет жизни. Австралия – рекордсмен по сухости климата. Кроме того, это самый малонаселённый из обитаемых материков. Открыт материк был в 1606 году голландским мореплавателем В. Янсзоном и был назван Новой Голландией. Своё современное название материк получил в XIX веке (1814). Австралия (по-латыни australis) означает «южный».

 

Давайте покажем крайние точки Австралии на карте и занесем их в таблицу.

Лиза, помоги нам.

Материк

Север

Юг

Запад

Восток

Евразия

мыс Челюскин, 78°с.ш., 105°в.д.;

мыс Пиай, 1°с.ш., 104°в.д.;

мыс Рока, 39°с.ш., 9°з.д.;

мыс Дежнева, 67°с.ш., 170°з.д.

Африка

мыс Рас-Энгела, 38°с.ш., 10°в.д.;

мыс Игольный, 35°ю.ш., 20°в.д.;

мыс Альмади, 15°с.ш., 17°з.д.;

мыс Рас-Хафун, 11°с.ш., 51°в.д.

Северная Америка

мыс Мерчисон, 72°с.ш., 94°з.д.;

мыс Марьято, 8°с.ш., 81°з.д.;

мыс Принца Уэльского, 65°с.ш., 168°з.д.;

мыс Сент-Чарльз, 52°с.ш., 56°з.д.

Южная Америка

мыс Гальинас, 12°с.ш., 72°з.д.;

мыс Горн, 56°ю.ш., 72°з.д.;

мыс Париньяс, 5°ю.ш., 81°з.д.;

мыс Кабу-Бранку, 8°ю.ш., 35°з.д.

Австралия

мыс Йорк, 10°ю.ш., 143°в.д.;

мыс Вильсон, 39°ю.ш., 146°в.д.;

мыс Стип-Пойнт, 26°ю.ш., 113°в.д.;

мыс Байрон, 28°ю.ш., 153°в.д.

Антарктида

мыс Сифре,

63° ю. ш.

57° з. д.

 

 

 

 


 

 

И наконец, последний материк – Антарктида. Ксюша, что ты знаешь об Антарктиде?

 

Поскольку Южный полюс находится как раз в пределах Антарктиды, то крайняя точка у неё может быть только ОДНА - самая северная. Для полюса нет направления на восток или на запад, там все направления на север.

 «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов… его горизонты окрашены розовыми, голубыми и зеленоватыми тонами» - так описывает Антарктиду известный американский полярный исследователь Ричард Бэрд. Площадь материка около 14 млн. кв. км. Это почти в два раза больше Австралии и почти в полтора раза больше площади Европы.

 

На этом наше путешествие закончилось, давайте подведем итоги и проверим наши знания.

И так, какой же была тема урока? А какая была цель? Как вы думаете, достигли мы этой цели? Теперь у вас есть таблички с крайними точками материков, которые помогут вам проплыть все моря и океаны, точно зная, где находится суша.

И напоследок давайте разгадаем небольшой кроссворд с ключевым словом (Получается слово «Спасибо»).

  1. Имя человека, который открыл Америку
  2. Фамилия человека, который дал название современной Америке
  3. Самый большой материк
  4. Государство имеет то же название, что и материк
  5. Часть света, одной из крайних точек которой является мыс Принца Уэльского
  6. 'Шар' в географии
  7. Часть света, включающая в себя большое скопление островов

Что у нас получилось? Спасибо за урок!


 

План - конспект урока географии в 7 классе

План - конспект урока географии в 7 классе

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Ход урока Приветствие, подготовка рабочего места 1

Ход урока Приветствие, подготовка рабочего места 1

Крайние точки материков.

Крайние точки материков.

А наш корабль движется дальше, а чтобы узнать, куда мы приплыли, попросим

А наш корабль движется дальше, а чтобы узнать, куда мы приплыли, попросим

Продолжаем наше путешествие. Виолетта, расскажи, куда мы приплыли?

Продолжаем наше путешествие. Виолетта, расскажи, куда мы приплыли?

Путешествие продолжается. Лиза, где мы остановились?

Путешествие продолжается. Лиза, где мы остановились?

И наконец, последний материк –

И наконец, последний материк –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020