Конспект урока по географии "Соседи Солнца"
Оценка 4.9

Конспект урока по географии "Соседи Солнца"

Оценка 4.9
docx
24.02.2020
Конспект урока по географии "Соседи Солнца"
На небе есть звёзды.docx

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

И свет этот ярок, но разных оттенков.
Планеты отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности? в чём же секрет.
Изучим планеты - поищем ответ.

Тема

Посмотрите на схемку и скажите, что же находится в самом центре? (Солнце)

А что вокруг Солнца расположено? (планеты)

А можем ли мы назвать планеты и Солнце соседями?

Какая же тема нашего урока? (Соседи Солнца)

Открываем тетради, сегодня это наши дневники исследователей. Записываем тему.

Цели урока, задачи урока:

Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на сегодняшнем уроке? (изучать планеты)

Посмотрите на картинку и скажите, одинаковы ли все планеты? (нет) А в чем их разница? (…)

Мы можем сказать, что каждая планета имеет свою особенность? (да)

Так какая же цель нашего урока?

Цель урока: выявить особенности планет

А что нам нужно для этого сделать?

Задачи:

-изучить каждую планету

-сравнить планеты по плану

-уважать себя и своих одноклассников

И для изучения планет я вам предлагаю отправиться в путешествие! Перед вами маршрут нашей экскурсии по бескрайнему космосу. А так же план, по которому мы и будем сравнивать объекты нашего исследования. Ну что, готовы? Три, два, один, поехали!

Посмотрите, мы оказались в открытом космосе, что мы видим? (Солнце и планеты)

Скажите, а как мы можем назвать Солнце и вращающиеся вокруг Солнца планеты? (Солнечная система). Давайте запишем это понятие в наш дневник исследователя. Кто сможет сформулировать понятие? Солнечная система – это… Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

Записали

Посмотрите на наш маршрут. Какая планета первая в нашем списке? (Меркурий) Отправляемся!

Ой, ребята, а кто это? (Незнайка)

А где путешествовал Незнайка? (на Луне)

Оказывается наш Незнайка не только по Луне путешествовал, но и на других планетах побывал и позаботился о нас, все свои знания записал в инструкцию, которую мы называем просто – учебник. Давайте прочитаем что же записал Незнайка о Меркурии?

Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета (рис. 53). Своё название она получила в честь древнеримского бога Меркурия — бога торговли, покровителя путешественников. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. Поверхность Меркурия похожа на лунную: те же многочисленные кратеры, горы. Слово «кратер» в переводе с греческого означает «большая чаша». Диаметры некоторых кратеров — 200 км, а высота гор достигает 4 км. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400 °С. Меркурий практически лишён газовой оболочки — атмосферы. Спутников у Меркурия нет.


Ну что, давайте заполним первую планету в нашем плане. Итак, сверху указаны планеты, а слева характеристики, которые мы и будем изучать. Какая первая характеристика? (В честь кого планета названа?) В честь кого же? (бог торговли, покровителя путешественников). Занесем в план.

Вторая характеристика? (удаленность от Солнца). Меркурий какая по счету планеты от Солнца? (Первая) Запишем. Третий пункт характеристики? (Поверхность) Давайте найдем в учебнике, какая же поверхность у Меркурия? (многочисленные кратеры, горы). Запишем. Далее? (Температура и поверхность) Какая температура воздуха на Меркурии? (+400) А что с атмосферой? (практически лишён газовой оболочки) Что еще нам нужно узнать? (Спутники) Есть ли спутники у Меркурия? (Нет) Проверяем, все ли так?

Готовы лететь дальше? Что у нас по маршруту? (Венера) Приземляемся. Прочтем, что написал Незнайка про Венеру.

 

Венера. Эта планета получила своё название в честь римской богини любви и красоты. И это не случайно. На небе она сияет ярче всех звёзд и хорошо видна невооружённым глазом (рис. 54). По размерам Венера лишь немного меньше Земли.

Большую часть поверхности Венеры занимают холмистые равнины. Обнаружены на

планете и горные районы. В одном из таких районов возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. Спутников Венера не имеет. Венера имеет плотную облачную атмо-

сферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает

тепло, поэтому температура на Венере даже выше, чем на Меркурии, — до +500 °С!

Что запишем в первом пункте? (в честь римской богини любви и красоты) Далее? (Вторая) Далее? (холмистые равнины, горные районы) Температура и атмосфера? (до +500 °С, плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа ) Спутники? (Нет) Проверяем, все ли так?

 

Отправляемся дальше. Что же так манит? Какое притяжение? Какая планета впереди? (Земля) А кто это ждет нас на Земле? (Знайка) Что же нам хочет сказать Знайка?  

Друзья, не волнуйтесь, если не знаете, в честь кого названа наша планета! Ведь, когда всем планетам давали имена, Земля вовсе не считалась планетой. Некоторым астрономам, как вы уже знаете, приходило в голову, что Земля вращается вокруг Солнца. Поэтому была просто земля, со строчной буквы, которая означала «песок под ногами». 

Значит, оставляем первый пункт пустым. Какая Земля по счету от Солнца? (третья) Какая поверхность на нашей планете? (Суша и океаны) Какая температура на Земле? (неравномерная), а атмосфера? (благоприятная). Спутники? (Луна) Отлично справились! Залетим по пути на Луну? Ой, ребята, а это кто? (Лунтик) Лунтик хочет с нами поиграть. Давайте все станем. Физминутка.

 

На Луне жил звездочёт

(руку ко лбу)
Он планетам вёл учёт:

(другую руку к потолку)
МЕРКУРИЙ — раз,

(описываем руками круг)
ВЕНЕРА — два-с,

(хлопок)
Три — ЗЕМЛЯ,

(присели)
Четыре — МАРС,

(встали)
Пять — ЮПИТЕР,

(наклон вправо)
Шесть — САТУРН,

(наклон влево)
Семь — УРАН,

(наклон вперед)
Восемь — НЕПТУН,

(наклон головой назад)
Девять — дальше всех ПЛУТОН,

(на носочки)
Снится ему сладкий сон!

(глаза закрыли)

 

Присаживайтесь, ребята. И полетим дальше, помашем Лунтику на прощание!

 

Куда мы держим путь? (на Марс) Верно! Приземляемся!

 

Посмотрим, что нам расскажет Незнайка

 

Эта красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны (рис. 57). Она в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе.

Поверхность Марса — пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Например, потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.

У Марса тонкая разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Они состоят из замёрзшей смеси воды и углекислого газа. Средняя температура на Марсе составляет –70 °С. Только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0 °С. На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой. Марс имеет два спутника — Деймос и Фобос.

Разберем? В честь кого назван Марс? По счету? Какая поверхность? Температура и атмосфера? Спутники?

Здорово, молодцы! Летим дальше! Посмотрите, на нашем пути пояс Койпера, Незнайка, подскажи  нам, что это?

 Пояс Койпера — ледяной мир на окраине Солнечной системы. Это пространство, состоящее из малых объектов. Многие из них меньше нашей подружки — Луны. Пояс расширяется за орбитой Нептуна и выглядит, как пончик: толстенький и круглый.

Учёные считают Пояс Койпера родным домом комет. Там рождаются короткопериодические кометы. Они проходят по орбите менее, чем за 200 лет.

Количество жителей ледяного семейства неизвестно. Предполагаются сотни тысяч объектов и триллион комет. На данный момент подтверждено существование 1300. Я предлагаю остановиться здесь, чтобы поподробнее изучить это явление, и продолжить полет на следующем занятии.

Пожалуй, я соглашусь с Незнайкой, давайте изведаем пояс. Посмотрите, что это? Это кометы. И на каждой комете кто-то летит? Это же загадки. Попробуем их отгадать, чтобы подойти к комете поближе? Но чтобы не спугнуть кометы, давайте решим эти задачки молча.

Солнце:

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

Земля:

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Луна:

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)

 

Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Ответ: (марс)

Здорово, ребята, мы разгадали все загадки. А чтобы проверить, правильно ли мы все решили, поменяйтесь тетрадками со своим соседом. Поставьте оценку.

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего путешествия?

А задачи? Выполнили ли мы их? ДЗ


 

В пространстве космическом воздуха нет

В пространстве космическом воздуха нет

И для изучения планет я вам предлагаю отправиться в путешествие!

И для изучения планет я вам предлагаю отправиться в путешествие!

Вторая характеристика? (удаленность от

Вторая характеристика? (удаленность от

Земле? (неравномерная), а атмосфера? (благоприятная)

Земле? (неравномерная), а атмосфера? (благоприятная)

Поверхность Марса — пустыни, кратеры, горы

Поверхность Марса — пустыни, кратеры, горы

На планете чудеса: Океаны и леса,

На планете чудеса: Океаны и леса,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020