Ф.И.О.: Кулинич Жанна Ивановна
Дата_________ № урока________
Конспект урока по химии в 8 классе по теме: «Физические и химические явления»
Наименование ОУ: МБОУ «Симеизская СШ»
8-а, 8-б класс
Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»
Личностные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью
Метапредметные: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемное изложение;
· частично-поисковый.
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор, учебник «Химия 8 класс» под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, издательство «Просвещение»,2022 год.
Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.
Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, стружка магния, соляная кислота
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. (1 минута)
2. Мотивация к уроку (9 минут)
В окружающем нас мире постоянно происходят различные явления: политические, социальные, геологические, биологические, атмосферные, солнечные, а также физические и химические.
-В чём может состоять различия между физическими и химическими явлениями?
Учитель показывает опыт№1: скручивает алюминиевую проволоку в пружину
(нового вещества не получилось, только изменилась
форма).
Учитель показывает опыт №2: Медную проволоку нагревает над пламенем
горелки (увидели на медной проволоке чёрный
налёт, т.е. получилось новое вещество)
(Предполагаемые ответы: в физических явлениях изменяется только форма вещества, а в химических- появляются новые вещества.)
На столе зажженная свеча
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
…Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)
Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?
· плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
· затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Вопрос. Как называются такие явления?
· горение парафина (свет и выделение тепла)? Предметом этого урока будут физические и химические явления.
Учитель записывает тему урока на доске. Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.
План урока:
· Явления природы.
· Сущность физических и химических явлений.
· Значение физических и химических явлений.
· Условия возникновения и протекания реакций.
· Экзо- и эндотермические реакции.
3. Изучение нового материала. (25 минут)
Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?
Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла.
В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) .
Различают два вида явлений в природе: физические и химические.
Ø Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.
Ø Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \
Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.
Полученные результаты заносим в таблицу.
№ опыта |
Название опыта |
Результат |
1 |
Растирание кусочка мела. |
Физическое явление |
2 |
Разрезание бумаги. |
Физическое явление |
3 |
Диффузия перманганата калия. |
Физическое явление |
4 |
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. |
Химическое явление |
5 |
Взаимодействие карбоната натрия с раствором соляной кислоты. |
Химическое явление |
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №5. К раствору карбоната натрия прильем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: наблюдается выделение пузырьков газа. Произошла химическая реакция.
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Признаки химических реакций:
· Изменение окраски;
· Образование осадка;
· Появление запаха;
· Выделение газа;
· Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).
Запись в тетрадь учащегося.
4.Физкультминутка (2 мин).
В ходе беседы определяется вид явления. Химическое явление-круговые движения руками, физическое явление-хлопают в ладоши.
….На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть…..
(А. Ахматова)
Ответ: это химическое явление.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Серёжею они
Просто издеваются.
В стенку не вбиваются.
(В. Берестов)
Ответ: это физическое явление.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
(И. Суриков)
Ответ: это химическое явление.
Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).
Примером может быть процесс извержения вулкана
- Что мы наблюдаем в ходе извержения вулкана?
- Дым, пламя огня, раскаленная лава.
Эти реакции в химии называются экзо- и эндотермическими.
Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.
Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?
Условия протекания:
· Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
· Нагревание до определённой температуры:
А) необходимо для начала реакции.
Б) необходимо на протяжении всей реакции.
· Действие электрическим током
· Облучение светом
Учитель:
Ø Какое значение имеют физические и химические явления?
Ø Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Ø Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Ø Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
5.Обобщение и систематизация знаний (3 мин) .Установите соответствие:
Вариант 1. Физические явления: _______
Вариант 2. Химические явления: _______
1. Морской прилив;
2. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
4. Растворение сахара в воде;
5. Появление ржавчины на железном гвозде;
6. Золотую проволоку вытянули в нить;
7. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
8. Ледяная игрушка весной растаяла;
9. Высыхание дождевых луж;
10. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)
Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9
Химические явления: 2,5, 7, 10
6. Домашнее задание (2 мин): §_____. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. Физические и химические явления проиллюстрировать.
7.Рефлексия (3 мин). В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.
Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось поделиться…
Для закрепления знаний посмотрим несколько видеоопытов.
· «Вулкан»
· «Дым без огня»
· «Обугливание крахмала»
Приложение №1. Задание по функциональной грамотности.
Дедушка Савелий купил про запас 10 кг сахара. Сахар простоял 10 лет и с ним не произошло никаких изменений. Внук Саша решил на свой день рождения угостить друзей. Он нагрел и расплавил весь сахар, получив большой коричневый леденец. Какое произошло явление? Выберите верное утверждение:
А-физическое явление (изменилось только агрегатное состояние)
Б-химическое явление (изменился цвет)
Ответ: А.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.