Конспект урока по химии 8 класс "Химические и физические явления"
Оценка 4.6

Конспект урока по химии 8 класс "Химические и физические явления"

Оценка 4.6
docx
09.01.2024
Конспект урока по химии 8 класс "Химические и физические явления"
конспект урока по химии 8 класс-физ. и хим. явления.docx

Ф.И.О.:  Кулинич Жанна Ивановна

Дата_________      № урока________

Конспект урока по химии в 8 классе по теме:  «Физические и химические явления»

Наименование ОУ: МБОУ «Симеизская СШ»                         

8-а, 8-б класс

Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Личностные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью

Метапредметные: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

·         объяснительно-иллюстративный;

·         проблемное изложение;

·         частично-поисковый.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор, учебник «Химия 8 класс» под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, издательство «Просвещение»,2022 год.

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, стружка магния, соляная кислота

Ход урока:

1.             Организационный момент. Приветствие. (1 минута)

2.             Мотивация к уроку (9 минут)

В окружающем нас мире постоянно происходят различные явления: политические, социальные, геологические, биологические, атмосферные, солнечные, а также физические и химические.

-В чём может состоять различия между физическими и химическими явлениями?

Учитель показывает опыт№1: скручивает алюминиевую проволоку в пружину

                                              (нового вещества не получилось, только изменилась

                                                форма).

Учитель показывает опыт №2: Медную проволоку нагревает над пламенем

                                                     горелки (увидели на медной проволоке чёрный

                                                     налёт, т.е.  получилось новое вещество)

(Предполагаемые ответы: в физических явлениях изменяется только форма вещества, а в химических- появляются новые вещества.)

На столе зажженная свеча

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Учитель: мы с вами изучаем  науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)

Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».

Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

·         плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

·         затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вопрос. Как называются такие явления?

·         горение парафина (свет и выделение тепла)? Предметом этого урока будут физические и химические явления.

Учитель записывает тему урока на доске. Ученики  записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

План урока:

·         Явления природы.

·         Сущность физических и химических явлений.

·         Значение физических и химических явлений.

·         Условия возникновения и протекания реакций.

·         Экзо- и эндотермические реакции.

 

 

 

3.      Изучение  нового материала. (25 минут)

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла.

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) .

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

Ø  Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все  параметры или отдельно каждый из них.

Ø  Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты  заносим в таблицу.

 

№ опыта

Название опыта

Результат

1

Растирание кусочка мела.

Физическое явление

2

Разрезание бумаги.

Физическое явление

3

Диффузия перманганата калия.

Физическое явление

4

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.           

Химическое явление

5

Взаимодействие карбоната натрия с  раствором соляной кислоты.

Химическое явление

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.                                                                                                            Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.            Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                     Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору карбоната натрия прильем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                            Вывод: наблюдается выделение пузырьков газа. Произошла химическая реакция.                                

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

 

Признаки химических реакций:

·         Изменение окраски;

·         Образование осадка;

·         Появление запаха;

·         Выделение газа;

·         Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.

4.Физкультминутка (2 мин).

В ходе беседы определяется вид явления. Химическое явление-круговые движения руками, физическое явление-хлопают в ладоши.

 

 

….На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть…..

                               (А. Ахматова)

Ответ: это химическое явление.

 

Гвозди гнутся,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются,

Над Серёжею они

Просто издеваются.

В стенку не вбиваются.

                           (В. Берестов)

Ответ: это физическое явление.

 

И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко.

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко.

                            (И. Суриков)

Ответ: это химическое явление.

 

Учитель.  Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).

Примером может быть процесс извержения вулкана 

- Что мы наблюдаем в ходе извержения вулкана?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава.

 Эти реакции в химии называются экзо- и эндотермическими.

 Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. 

 

Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания:

·         Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).

·         Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

·         Действие электрическим током

·         Облучение светом

 

Учитель:

Ø  Какое значение имеют физические и химические явления?

Ø  Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Ø  Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Ø  Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

 

5.Обобщение и систематизация знаний (3 мин) .Установите соответствие:

Вариант 1.  Физические явления: _______

Вариант 2.  Химические явления: _______

1.      Морской прилив;

2.      Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

3.      Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

4.      Растворение сахара в воде;

5.      Появление ржавчины на железном гвозде;

6.      Золотую проволоку вытянули в нить;

7.      Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

8.      Ледяная игрушка весной растаяла;

9.      Высыхание дождевых луж;

10.  Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)

Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9

Химические явления: 2,5, 7, 10

 

6. Домашнее задание (2 мин): §_____. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.  Физические и химические явления проиллюстрировать.

7.Рефлексия (3 мин). В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось поделиться…

 Для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов.

·         «Вулкан»

·         «Дым без огня»

·         «Обугливание крахмала»

Приложение №1. Задание по функциональной грамотности.

 Дедушка Савелий купил про запас 10 кг сахара. Сахар простоял 10 лет и с ним не произошло никаких изменений. Внук Саша решил на свой день рождения угостить друзей. Он нагрел и расплавил весь сахар, получив большой коричневый леденец. Какое произошло явление? Выберите верное утверждение:

А-физическое явление (изменилось только агрегатное состояние)

Б-химическое явление (изменился цвет)

Ответ: А.

 

 

                                      


 

Скачано с www.znanio.ru

Ф.И.О.: Кулинич Жанна Ивановна

Ф.И.О.: Кулинич Жанна Ивановна

Ход урока: 1.

Ход урока: 1.

Сущность физических и химических явлений

Сущность физических и химических явлений

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений

Признаки химических реакций: ·

Признаки химических реакций: ·

Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение)

Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение)

Сегодня я понял … 2. Теперь я могу… 3

Сегодня я понял … 2. Теперь я могу… 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024