Открытый урок по химии в 8 классе учителя химии
МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»
Ибрагимовой Фатимат Мурадагаевной
Тема урока:«Закон постоянства состава веществ. Химические формулы».
Цели урока:
образовательная: ознакомить учащихся с законом постоянства состава веществ и его применением; научить записывать химические формулы простых и сложных веществ, пользуясь химическими символами и индексами;
развивающая: продолжить развивать навыки анализа материала, умение делать выводы, обобщать, сравнивать, осознанно и обоснованно вести диалог;
воспитательная: продолжить воспитывать личность, способную критически мыслить в процессе обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Базовые понятия: химические формулы, индекс, коэффициент.
Оборудование: ИКТ .прибор для разложения воды ,
Межпредметные связи: с математикой, биологией, русским языком.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Актуализация знаний. «Мозговой штурм» (индивидуальная и групповая работа).
Что такое вещества?
Какие вещества называются простыми?
Что такое молекула?
Что такое атом?
Дайте определение химического элемента.
2. Работа по карточкам (по вариантам)
3.Работа у доски (два ученика). «Отгадай загадку». Правильно записанные символы элементов помогут составить искомое слово и прочитать по-русски. Запиши в строчку знаки химических элементов: водород, кислород, углерод. Что получилось? Прочитайте знаки - аш, о, це. А по русски? Что у тебя на лице? (нос).
Углерод, кислород, калий. Це, О, Калий на часок зашли в кафе и пили? (сок).
II. Изучение нового материала.
1.Состав вещества.
Работа с учебником.
Стр.35 - выяснить: какой состав определяется у вещества и что это такое?
2.Проблема: различается ли по составу чистое вещество вода, текущая из крана, родниковая и полученная синтетическим путём? Эта проблема легла в основу открытия одного из законов химии. Какого? §7, стр.35 – 37. (Закон постоянства состава веществ). Состав веществ записывают с помощью…(химических формул). Записывается тема урока. Работа с учебником и презентацией. (учащиеся находят ответы в учебнике). Когда и кем
был открыт закон постоянства состава веществ? Как читается закон?
3.экспериментальное подтверждение закона
а) рассмотреть рисунки на стр.36 и прочитать инструкцию к опыту стр. 35-36.
Получили воду, в которой соотношение водорода к кислороду по объему составляет 2:1, а затем можно рассчитать и отношения масс.
б) получение и испытание углекислого газа.
Выясняем его свойства. Он не поддерживает горения. Проводим опыт.
Двумя способами получаем СО2, рассматриваем рис.24 на стр. 37 – один атом углерода и два атома кислорода.
CaCO3 = CaO + CO2↑
CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Ca + H2O + CO2↑
Испытываем лучинкой горящей. Она гаснет. Это углекислый газ, полученный разными способами, но свойства не изменяются.
в)закон постоянства состава веществ.
Да! Теперь – это прошлое, а было это не всегда так. Проблема определения состава вещества всегда волновала умы ученых. Так ученый француз Жозеф Луи Пруст с 1799 по 1806 годы исследовал состав ряда химических соединений и установил, что вещества имеют постоянный состав независимо: находятся они в природе или получены в лаборатории.
Где бы и как бы вещество не получили – состав будет один и тот же!
Вещества имеют постоянный состав независимо от способа получения
Учитель: Закон справедлив только для веществ молекулярного строения. И все равно он сыграл важную роль в науке, создал теоретическую основу для выражения состава вещества с помощью формул.
4.химическая формула
При изучении химии очень важно научиться составлять формулы химических веществ. Это химический язык, буквами в котором служат символы химических элементов, с помощью которого химики из разных стран могут общаться и понимать друг друга. Работа с учебником и у доски.
Учитель:Для изучения нового материала нам нужны понятия.
Химическая формула-это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Индекс-это цифра, которую записывают справа внизу у знака элемента, она показывает число атомов элемента, входящих в состав данного вещества. Записать химические формулы воды, углекислого газа и кислорода, железа. Каково значение данных веществ в жизни человека?
Учитель:H2O если в составе молекулы один атом элемента, то индекс цифрой 1 не записывается. Читается: аш – два - о. Одна молекула воды. Суммарное число атомов в молекуле 3.
Для записи количества молекул или отдельных атомов используется коэффициент. Его ставят перед химической формулой или атомом, если молекула одна и атом один, то коэффициент 1 опускается.
3H2O три молекулы воды; читается три-аш-два-о; суммарное число атомов девять.Ученик:(шаростержневая модель молекулы углекислого газа).СO2 Читается? Число молекул? Вопрос к классу: Вода и углекислый газ- простые или сложные вещества? Почему? Ученик: (молекула кислорода состоит из двух атомов) - O2 Читается? Число молекул? 2О Что обозначает запись? Формулы металлов обозначаются знаком: железа Fe. Почему кислород и железо простые вещества?
III. Закрепление:
1. Составить формулы веществ, состоящих из:
I-вариант. II-вариант.
(мела) (серной кислоты)
одного атома кальция двух атомов водорода
одного атома углерода одного атома серы
трёх атомов кислорода четырёх атомов кислорода
2. Прочитать;
3. Определить суммарное количество атомов.
Правильный ответ.
CaCO3 H2SO4
кальций-це-о- три аш-два-эс-о-четыре
5 7
I V. Домашнее задание.
Изучить §7, Выполнить задание 2 на стр.38.
V. Рефлексия. Своей работой на уроке: доволен (довольна)
я не совсем доволен (довольна)
янедоволен (недовольна), потому что…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.