Тема урока: Реформы Столыпина: «тихая революция»
Класс 9
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии системно - деятельностного подхода.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для: 1). Формирования у учащихся представлений о реформах П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; 2). Понимания политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства. 3)Понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А. Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.
Развивающая:
Ø Создать условия для развития умений анализировать, выделять главное, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, структурировать информацию;
Ø содействовать развитию умений участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать и вступать в диалог, осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.
Воспитательная: содействовать осознанию ценности совместной деятельности, формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
1. Учебник Л.М. Ляшенко, О.В.Волобуев. Е.В.Симонова. История России 19-начало 20 века.. 9 класс.
2. Портреты П.А. Столыпина, Николая ||.
3. Задания для групповой работы ( документы и т.д.)
4. Интерактивное оборудование.
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||
оргмомент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку |
Проверяют готовность к уроку |
|||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности
целеполагание
|
Прочитайте цитаты на слайде. Человек « достойный сесть на царский трон», « борец за благо России», « надежда страны» «одинокий реформатор», , «душитель свободы». «реакционер, который не брезговал никакими средствами для того, чтобы сохранить власть, и произвольно, с нарушением всяких законов, правил Россией», "мозг нации":
Как вы думаете речь идёт об одном человеке или это характеристика разных людей? Все эти высказывания характеризуют одного человека П.А.Столыпина. Можете ли вы сейчас предположить, почему такие разные оценки?
Что бы принять какую-либо оценку личности или сформулировать свою, что нужно узнать на уроке?
|
Высказывают свои предположения.
Учащиеся отвечают на уровне своих знаний и соображений. Вариант ответа- деятельность Столыпина была противоречивой, не всех устраивала, и.т.д.
Варианты ответов; узнать о П.А.Столыпине, о его деятельности, об итогах значении его деятельности,, т.д. Учащиеся предлагают формулировки темы урока, вопросы. |
|||||||||||||||||||
|
Тема нашего урока «Реформы П.А.Столыпина:_ тихая революция» |
|
|||||||||||||||||||
Актуализация
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить о том, какая была обстановка в России в 1906 г. Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к тому времени, могла развиваться по трем направлениям Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? Учитель, обобщая ответы, отмечает, что и первый и второй путь предполагали большие людские жертвы, третий же давал возможность избежать этого. |
Учащиеся отвечают. По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема. Альтернативы общественного развития России в 1906 году. - дальнейшее продолжение революции - бескомпромиссное подавление революционного движения, наступление контрреволюции - реформирование страны. Рассматриваются все точки зрения учащихся |
|||||||||||||||||||
Постановка проблемы |
Вопрос учителя? Давайте поразмышляем: с каким из этих путей развития можно соотнести тему сегодняшнего урока «Реформы Столыпина: «тихая революция»? Почему? Вспомните определение понятиям «революция», « реформа», как они соотносятся друг с другом? |
Рассматриваются все точки зрения учащихся Учащиеся дают определение понятий. |
|||||||||||||||||||
Открытие нового знания
|
Информирование учителем. П.А.Столыпин выразил смысл своих преобразований словами: « вперёд на лёгком тормозе». Его гражданскую позицию выражала формула: « успокоение и реформы». Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. В «Правительственном вестнике» 24 августа 1906 г говорилось: « За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна выражаться обязанность правительства и что оно должно предпринять? Ответ может быть один: цель и задачи правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо. Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». Вопросы учителя к классу: 1. Что понимал П.А. Столыпин под словами «восстановление возможности жить в стране и свободно трудиться?» 2. Какие задачи предстояло решить правительству, чтобы воплотить эту идею в жизнь |
Рассказ учащегося. Домашняя подготовка. Историческая справка-биография П.А. Столыпина. Учащиеся делают вывод о - происхождении, - образовании П.А.Столыпина -занимаемых должностях - чертах характера. Вывод: В 1906 г. П.А.Столыпин назначен Председателем Совета министров.
Учащиеся слушают и отвечают на заданные вопросы. В парах, формулируют задачи, которые должно решить правительство. Итог обсуждения: составление первоначального кластера.
Реформы Столыпина
|
|||||||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся |
Учитель предлагает классу поделиться на группы (зависит от количества учащихся в классе) Каждая группа получает рабочий лист с заданием.(приложение) |
Первой группе учащихся прочитать п. 2 &36 « Особенности революционных выступлений1906-1907г» документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г, документ. Л.Н.Толстой о карательной политике правительства. Второй группе прочитать п.1&37 « Столыпинская программа социальных преобразований» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г». из речи П.А.Столыпина в Государственном Совете 15 марта 1910г Третьей группе прочитать п. 1 &37 «Переселенческая политика» и ответить на вопрос: каковы плюсы и минусы переселенческой политики? Четвёртая группа Прочитать документы о военных реформах Столыпина, проекты превращения России в правовое государство. Ответить на вопросы.
Учащиеся самостоятельно осмысливают полученную информацию, оценивают ее, делают записи в тетрадях. После окончания работы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы рабочего листа.
|
|||||||||||||||||||
Закреплениеприменение |
Учитель возвращает учащихся к кластеру, мы можем его уточнить. Почему такие разные характеристики Столыпина? Какие слои общества выступали против реформ Почему? Почему, на ваш взгляд, Столыпина можно назвать одиноким реформатором? |
Учащиеся ведут обсуждение, в ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, (приложение 1) Одновременно идет закрепление и повторение материала. |
|||||||||||||||||||
Итог урока |
Почему же и насколько точно столыпинские реформы именуются « тихой революцией? Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина также остается дискуссионным. |
Учащиеся ведут обсуждение |
|||||||||||||||||||
|
Домашнее задание: Ниже приведены три точки зрения на политику П.А.Столыпина.
Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Выставляются оценки за работу на уроке. |
|
Приложение 1.
Реформы Столыпина.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Цель: -создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений
- снятие социальной напряжённости на селе
- отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель
- сохранение всех форм частной собственности ( включая помещичью)
«Сначала успокоение, а потом реформы» П.А. Столыпин.
2. Аграрная реформа. 3 Военная реформа. 4 Подавление
1) разрешение крестьянам 1) Перевооружение революционного
свободно выходить из армии и флота. движения.
общины с закреплением 2) улучшение системы 1) деятельность военно-
в частную собственность обучения командного полевых судов; рассмат-
своих наделов и рядового состава . ривали дела о терроре за
2) Переселение желающих 3) Строительство 48 часов, приговоры при-
Крестьян в Сибирь и Казах- стратегических водились в 24 часа.
стан на свободные земли за железных дорог в 2) В 1906 -1910 гг. казне-
счёт государства. западных областях но ок. 4000 человек.
Рост имущественного Рост с/х Рост промышленного Спад революции
неравенства среди 8 Рост влияния П.А. Столыпина
крестьян.
Обострение классовой Ненависть революционеров Ненависть окружения
борьбы. Николая II.
5. Превратиь страну в правовок государство : ( большая часть из них не осуществилась)
-введение свободного вероисповедания
- установления гражданского равноправия
-улучшение быта рабочих
- реформа местного самоуправления
- реформа высшей и средней школы
- введение всеобщего начального образования
- полицейская реформа.
6.Итоги: - К 1916 г. Из общины выделилось 25-27% крестьянских дворов ( в форме хуторов и отрубов), это 2 млн. крестьянских дворов
- Рост с/х производства, увеличение посевных площадей на 10%и увеличение экспорта хлеба за границу на 35 %.
- начало разрушения общины.
- появление с/х кооперации
7.Причины незавершённости реформы: - незначительные временные сроки
- сопротивление со стороны правых и левых политических сил
- сложные отношения окружения царя и Столыпина
- значительная часть крестьянства не приняла реформы.
1 сентября 1911 года П.А. Столыпин был убит анархистом и агентом полиции Дмитрием Богровым.
Приложение 2.
Рабочий лист 1 группа
прочитать п. 2 &36 « Особенности революционных выступлений1906-1907г»документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г, документ. Л.Н.Толстой о карательной политике правительства.
Вопросы:
С какой целью вводились военно-полевые суды?
Что означает фраза «столыпинские галстуки»?
Как Л.Н.Толстой относился к карательной политике правительства, к деятельности военно-полевых судов? Как эти меры воспринимала интеллигенция?
Документ « Об учреждении военно-полевых судов» (19 августа 1906г.):
«На основании статьи 87 Свобода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал – губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предовать обвиняемого военно-полевому суду, с примечанием в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:
1) Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех членов из офицеров от войска или флота.
2) Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указывается лицо, предоваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.
3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течении двух суток.
4) Разбирательство дела производиться при закрытых дверях…
5) Приговор… немедленно вступает в законную силу и … не позже суток, приводится в исполнение…».
Л.Н.Толстой. « Не могу молчать»
Вы говорите, что вы совершаете все эти ужасы для того, чтобы водворить спокойствие, порядок. Вы водворяете спокойствие и порядок!
Чем же вы его водворяете? Тем, что вы, представители христианской власти, руководители, наставники, одобряемые и поощряемые церковными служителями, разрушаете в людях последние остатки веры и нравственности, совершая величайшие преступления: ложь, предательство, всякого рода мучительство и -- последнее самое ужасное преступление, самое противное всякому не вполне развращенному сердцу человеческому: не убийство, не одно убийство, а убийства, бесконечные убийства, которые вы думаете оправдать разными глупыми ссылками на такие-то статьи, написанные вами же в ваших глупых и лживых книгах, кощунственно называемые вами законами. Вы говорите, что это единственное средство успокоения народа и погашения революции, но ведь это явная неправда.
Так что всё, что вы делаете теперь, с вашими обысками, шпионствами, изгнаниями, тюрьмами, каторгами, виселицами -- всё это не только не приводит народ в то состояние, в которое вы хотите привести его, а, напротив, увеличивает раздражение и уничтожает всякую возможность успокоения. "Но что же делать, говорите вы, что делать, чтобы теперь успокоить народ? Как прекратить те злодейства, которые совершаются?" Ответ самый простой: перестать делать то, что вы делаете
Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами и великими преступлениями, но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, и не делали в несравненно большей степени. Они делают только то же самое, что и вы: вы держите шпионов, обманываете, распространяете ложь в печати, и они делают то же; вы отбираете собственность людей посредством всякого рода насилия и по-своему распоряжаетесь ею, и они делают то же самое; вы казните тех, кого считаете вредными,--они делают то же. для подражания, мучеников, погибших за истину и свободу, не меньше, чем у вас.
Так что, если есть разница между вами и ими, то только в том, что вы хотите, чтобы всё оставалось, как было и есть, а они хотят перемены. И вы-то, люди старые, руководители других людей, исповедующие христианство, вы говорите, как подравшиеся дети, когда их бранят за то, что они дерутся: "Не мы начали, а они", и лучше этого ничего не умеете, не можете сказать вы, люди, взявшие на себя роль правителей народа. И какие же вы люди?
Рабочий лист 2 группа
Прочитать п.1&37« Столыпинская программа социальных преобразований» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября1906г». из речи П.А.Столыпина в Государственном Совете 15 марта 1910г
Вопросы
Сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы
Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
• Какое право каждому крестьянину давал этот Указ? Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого домохозяина.
• Какова процедура выхода крестьян из общины?
Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения.
• Попробуйте сформулировать определения “Хутор”, “Отруб”
Назовите основные мероприятия реформы итоги аграрной реформы
Назовите положительные результаты реформы
Назовите отрицательные результаты реформы?
Документ «Разрушение общины» и документ «Из указа
Правительствующему сенату 9 ноября 1906г.» № 6.
«Манифест Нашим от 3 ноября 1905г. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…
4. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».
П.А.Столыпин Документ №2
«Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения того вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков… .
Цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым… т.к. где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность.
Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа… . Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освободиться от культурных традиций, им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».
«Где бомбами взрываются поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики и реакции».
Рабочий лист 3 группа.
прочитать п. 1 &37
«Переселенческая политика» и ответить на вопрос: каковы плюсы и минусы
переселенческой политики?
Рабочий лист 4 группа. Военная реформа Столыпина. Проекты по превращению России в правовое государство.
Прочитать высказывания П.А.Столыпина , дополнительный материал и ответить на вопросы:
Какое значение придавал П.А.Столыпин реформированию флота?
Какие проекты были предложены Столыпиным по превращению России в правовое государство?
...Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, господа; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы. (Речь о Финляндии, произнесенная в вечернем заседании Гос. думы 5 мая 1908 года.)
(Гос. Дума; речь П. А. Столыпина в защиту воссоздания флота 24 мая 1908 года.)
России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих.
(Речь о морской обороне, произнесенная в Государственной думе 24 мая 1908 года.)
..Вы хирурги, собравшиеся вокруг одурманенного больного. Больной этот — флот, ошеломленный вашей критикой. Вы, господа, взяли ланцет и режете его, потрошите его внутренности, но одна неловкость, одно неосторожное движение, и вы уже будете не оперировать больного, а анатомировать труп. Господа! Я верю, что ваше решение, каково бы оно ни было, уйдет продиктовано вам велением вашей совести и тем чистым патриотизмом, о котором говорил тут член Государственной думы Пуришкевич, — этим и ничем более. Вы станете выше партийных расчетов, выше фракционной тактики. Не сетуйте, господа, если и правительство высказало вам свое мнение прямо и определенно.
Я уверен, что всякая заминка в деле флота будет для него гибельной, нельзя на полном ходу останавливать или давать задний ход машине — это ведет к ее поломке. Господа, в деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль — “вперед”.
(Гос. Дума третьего созыва; речь П. А. Столыпина в защиту сооружения Амурской железной дороги. 31 марта 1908 года. Наш орел, наследие Византии, — орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…
Проекты П.А. Столыпина
Реформы затрагивали местное самоуправление, национальную и религиозную политику, образование, решение рабочего вопроса и проведение налоговой политики. Представленный в 1906 г. проект земской реформы (новые критерии формирования курий, создание низшего уровня земского самоуправления) не нашёл поддержки в Государственной думе и совете. Предложение организовать земства в Литве, Белоруссии и Западной Украине (предполагалось снизить имущественный ценз для русских помещиков и православного духовенства) было одобрено. В итоге земства в западных губерниях созданы указом императора в 1911 г.
Всего из 43 проектов Столыпина принято около 10, некоторые реализованы после его смерти. В 1912—1913 гг. введено страхование
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.