Урок окружающего мира "Моря и острова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний построен в ТРКМ.
Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

                Окружающий мир.         

              2-й класс МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»    

              Тип урока: урок открытия новых знаний.      Урок построен в ТРКМ.

              Учитель: Мухина Ольга Александровна

 

 

Технологическая карта урока.

Тема

Моря и острова

Цели

 

Формировать умение называть характерные особенности морей, островов и полуостровов; находить и показывать на карте моря, острова, полуострова.

 

Формировать умения:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по плану; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе (коммуникативные УУД);

извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (познавательные УУД).

Приёмы ТРКМ

«Бортовой журнал».

Основные понятия

Остров, полуостров, море.

Ресурсы

 

– Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й класс. Часть 1. С. 120123.

- оборудование для опыта

- карта полушарий

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в паре.

 

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 

Деятельность

учителя

 

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

ВЫЗОВ

 

 

 

 

 

I. Мотивация к учебной деятельности(1 мин.).

1. Прочитать девиз урока.

2. Определить тип урока.

– Прочитайте девиз нашего урока.

 

– Значит, мы сегодня на уроке …

– «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

 – Открываем новое знание.

 

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(9 мин.).

1. Прослушать диалог Миши и Лены. Определить новые понятия.

2. Сформулировать тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

3. Заполнить колонку «Что мне известно по данной теме?»

 

 

 

 

 

4. Постановка цели.

– Послушайте разговор Миши и Лены (Приложение 1).

– Чем заняты Миша и Лена?

– Какие новые понятия узнала Лена?

– Значит, какая тема нашего урока?

– Давайте уточним тему урока. Откройте учебник на с. 120 и прочитайте.

– Какое новое понятие появилось?

– Итак, наша тема объединяет три понятия: остров, полуостров, море.

– Перед вами лежит «Бортовой журнал» (Приложение 2).

– В первой колонке запишите, что вы знаете об этих понятиях.

– Какие записи вы сделали?

Даёт возможность зачитать записи желающим ученикам.

 

 

– А раз мы сегодня открываем новое знание, то какую цель мы поставим?

Два ученика инсценируют разговор Миши и Лены – героев учебника на

с. 120.

– Ориентируются по компасу.

– Остров, полуостров.

– Тема нашего урока: «Остров и полуостров».

– Тема нашего урока: «Моря и острова».

– Море.

 

 

Заполняют самостоятельно колонку «Что мне известно по данной теме?» в своём «Бортовом журнале».

Примерные записи:

1. Остров окружён водой с четырёх сторон.

2. Полуостров окружён водой с трёх сторон.

3. Море – водоём.

– Узнать новое про море, остров и полуостров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называть характерные особенности морей, островов и полуостровов.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

ОСМЫСЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

III. Открытие нового знания (25 мин.).

1. Работа со статьёй, с. 120

(5 мин.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с картой,

с. 130–131 (5 мин.).

Работа в паре.

 

 

 

 

3. Назвать свойства морей

(15 мин.).

 

 

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте статью на с. 120.

– Поставьте «+» в «Бортовом журнале», если ваше определение понятий в первой колонке совпало с авторским, и «», если не совпало.

– Чьи определения совпали с авторским, поднимите руку.

– У кого не совпали определения, запишите во второй колонке, что вы узнали.

– Найдите на карте острова и полуострова, записанные в таблице. Найдите, какие моря они разделяют.

– Какие моря вы увидели?

– Прочитайте название статьи на

с. 121.

– Какие свойства морей вы знаете?

– Узнать свойства морей мы попробуем, поработав в группе.

– Каждая группа читает свой отрывок статьи и записывает на маркерную доску свойство морей.

1-я, 2-я группы – с. 121.

3-я, 4-я группы – с. 122 (1-е задание).

5-я, 6-я группа – с. 122 (2-е задание).

– Какие свойства морей вы нашли?

– Приглашаю по одному представителю от каждой группы.

– Вернёмся к «Бортовому журналу». Запишите во вторую колонку, какие свойства морей вы узнали.

Самостоятельно читают, ставят «+» и «–» в «Бортовом журнале».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре. Находят на карте острова и полуострова, записанные в таблице. Называют моря, которые они разделяют.

– Баренцево море, Северное море и т.д.

– Свойства морей.

 

Нет ответа.

 

Групповая работа (5 мин.).

В группе по 45 человек, всего 6 групп.

Представление результатов групп

(5 мин.).

1. Все моря соединены с другими морями и океанами.

2. Уровень поверхности воды во всех морях и океанах одинаков.

3. Вода в морях и океанах солёная.

Записывают свойства морей во 2-ю колонку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находить и показывать на карте моря, острова, полуострова.

 

Извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе (коммуникативные УУД).

Работать по плану (регулятивные УУД).

РЕФЛЕКСИЯ

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия учебной деятельности

(8 мин.).

1. Зафиксировать новое содержание урока.

 

2. Рефлексия собственной учебной деятельности.

– Какая тема урока была?

– Какое новое знание открыли?

 

– Используя «Бортовой журнал» и памятку на доске (Приложение 3), расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.

– Моря и острова.

– Что такое моря. Свойства морей.

 

Желающие рассказывают по памятке, что нового узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.

 

 

 

Называть характерные особенности морей, островов и полуостровов.

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

V. Домашнее задание

(2 мин.).

1. С. 123–125.

 

2. По выбору рассказать:

1) Как образуются острова?

2) Кто обитатели морей?

3) Подготовить ответ на свой вопрос, используя дополнительные источники.

– Просмотрите с. 123–125 учебника.

– Какие статьи в данной теме мы ещё не прочитали?

– Я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание из предложенных (записаны на доске).

 

 

– Как образуются острова. Обитатели морей.

Слушают задание.

 

 

Называть характерные особенности морей, островов и полуостровов.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуник.УУД).

               Приложение 1.

Лена: Миша! Пойдём на север!

Миша: Там вода. И на востоке, и на западе вода. Мы ведь на полуострове. Поэтому пойдём на юг.

Лена: А если бы и там была вода?

Миша: Значит, это был бы остров.

 

Приложение 2.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

1. На уроке я узнал …

2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).

3. Я бы ещё хотел узнать …