Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа №43
Автозаводский район
Педагогическая статья
Технология визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы
Выполнил
учитель русского языка и литературы
Высшей категории
Хрипунов Ю.Ф.
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе быстрыми темпами растёт поток информации, которая каждые несколько лет удваивается. Сегодня информация стала не только важнейшим компонентом для мирового экономического и политического развития, но и базовым компонентом для личностного развития каждого человека. Она является ресурсным элементом для образования на всех уровнях, в том числе и для включения человека в научную и творческую деятельность, что в свою очередь создает платформу для развития науки, техники, искусства. Следует, однако, отметить, что огромные потоки информации требуют умения оценивать эту информацию, определять ее достоверность и надежность.[1]
Неотъемлемой частью процесса обучения является визуализация учебной информации. Это одна из эффективных технологий активизации обучения.
У педагогов отсутствует единое представление о качестве визуализации информации и о роли дизайна в этом процессе. Из-за этого учебный материал получается, перезагружен лишней информацией, искажен и труден для восприятия. Например, добавляются множество пестрый и не нужных картинок или наоборот используется один скучный текст.
Цель работы заключается в исследовании особенностей визуализации учебного материала как эффективного средства обучения на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Задачи работы:
- изучить технологию визуализации учебного материала;
- проанализировать современные средства визуализации урока русского языка и литературы.
1.Технология визуализации учебного материала
Информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий[2]. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах.
Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с компьютером. А умение работать с информацией является обязательным образовательным результатом в системе требований ФГОС.
Чему учить и для чего учить? Это определяют федеральные государственные образовательные стандарты. А вот как учить результативно? – на этот вопрос отвечает учитель.
Приёмы технологии визуализации учебного материала являются одним из способов формирования информационной компетентности.
Теоретические основы визуализации учебного материала отражены в работах В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева. П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном».
Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен доктором педагогических наук Г.В. Лаврентьевым. Основной образовательной задачей профессиональных образовательных учреждений, по мнению Г.В. Лаврентьева, сегодня «является подготовка высококвалифицированных специалистов, умеющих оперировать большими объемами информации, готовых учиться в течение всей жизни»[3].
Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания, усвоения. Абстрактный учебный материал, прежде всего, требует конкретизации, и этой цели соответствуют различные виды наглядности – от предметной до весьма абстрактной, условно-знаковой . Почему именно эта технология?
Современные малочитающие дети склонны получать информацию через картинку, образ. Психологи утверждают, что 80% современных школьников – визуалы. Ведущим видом памяти у учащихся 11–16 лет является образная память. Глаз современного ребёнка натренирован огромным количеством видеоигр, клипов, изображением в социальных сетях. Экранная культура формирует клиповое мышление молодёжи. Дети воспринимают информацию через короткие яркие образы или послания.
Клиповое мышление – это новое явление в эпоху информационных технологий, у которого есть плюсы и минусы. Это защитная реакция в условиях увеличения информационной нагрузки. Это новый вектор в развитии отношений человека с информацией. И эту особенность детей педагогу нужно учитывать, принимать во внимание.
Реальная жизнь требует использование технологий, которые способствовали бы преодолению «визуального хаоса», формирования визуальной грамотности и культуры детей, критического отношения к информации. Это очень важно сейчас, когда реклама, социальные сети, СМИ порой манипулируют человеком, могут легко навязать ложный образ, например, успешного человека, стандартов красоты, образ врага, экстремиста и так далее.
Школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной методикой обеспечивается «и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика», – так считала М.А. Рыбникова[4].
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Чем же визуализация учебной информации отличается от её наглядности? Принцип наглядности отводит ученику роль зрителя, объекта учебного процесса. На уроках, работая с визуальной информацией, учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, порой авторами образовательных продуктов.
Визуальная информация не является лишь иллюстрацией к изучаемому материалу. Она становится независимым, альтернативным источником на уроке[5]. Такую информацию нужно анализировать, осмысливать, порой генерировать самостоятельно. И что очень важно, приёмы визуализации учебного материала – это есть способы противостояния клиповому мышлению.
Представление учебного материала в визуальном, структурированном виде позволяет быстрее, качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий. Новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда она «запечатлевается» в системе визуально-пространственной памяти. Технология визуализации способствует качественному усвоению учебного материала.
Понятие информационная компетентность имеет следующие составляющие: умение осуществлять поиск информации, преобразовывать её; умение оценить, определить достоверность информации; умение анализировать, структурировать и систематизировать её; умение применять информационные и телекоммуникационные технологии; умение работать с различными устройствами информации.
Итак, умения осуществлять поиск информации, преобразовывать её формируются у учащихся посредством таких приёмов технологии визуализации как отображение термина в образе, скрайблинг[6]. Приём отображения термина в образе был придуман мною на основе идей представителей школы эйдетиков.
В образе отражается характеристика объекта, явления, его признаки[7]. Российский психолог и педагог А.А. Вербицкий утверждает, что «процесс визуализации – это процесс свертывания мыслительных операций в наглядный образ, кодирование информации из текстовой, вербальной в графическую»[8] . Визуальные образы являются не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления. Приём отображения термина в образе основывается на этом принципе.
В ходе такой работы с термином учащиеся приобретают собственный опыт творческой деятельности. И ещё – в настоящее время от специалистов в разных сферах деятельности требуется умение преобразовать устную и письменную информацию в визуальную. Это новый запрос современного общества, который нужно учитывать в образовании. Для усвоения и запоминания значения термина в одной или нескольких буквах в визуальном образе отображается смысл понятия, его характеристика и признаки. Чаще всего образ обыгрывается в букве, написание которой следует запомнить.
Рассмотрим различные техники визуализации в учебном процессе:
1. Инфографика – способ передачи информации, использующий графические объекты: таблицы, диаграммы, графические элементы, схмы, блок-схемы. Главная особенность этой техник – содержательность и легкость восприятия информации.
2. Таймлайн – временной отрезок, который показывает хронологическую последовательность. Эту технику используют при работе с историческими процессами, биографией и представляют этапы проектирования. Благодаря этому у студента формируется системный взгляд на данный процесс.
3. Интелект-карта – графическое представление информации в виде карты состоящей из главных и второстепенных тем.
4. Скрайбинг – визуализация информации при помощи символов. Это популярная техника одновременно использует речь, фломастер и белую доску. Этот способ иллюстрируют самые ключевые моменты.
5. Интерактивный плакат – цифровой плакат с расположенными на нем интерактивными элементами (графика, звук, видео, аудио, текст).
6. Кроссенс – это техника помогает проводить ассоциацию между информацией и изображением. Этот прием способствует критическому мышлению, коммуникации и формирует креативность.
7. Кластер – это графическая форма представления информации, представлена в виде блок-схемы, где видны все связи взаимодействия. Этот прием охватывает большое количество учебной информации, систематизирует пройденный материал.
8. Облако слов – эта техника выделяет набор ключевых слов или словосочетаний. Выделяется с помощью размером, стилей или цветом шрифта. Благодаря этому у учащихся развивается пространственное критическое аналитическое мышления.[9]
2.Визуализация учебного материала на уроках русского языка и литературы
Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
Рассмотрим некоторые современные средства визуализации урока русского языка и литературы.
Каким образом учитель языка и литературы может использовать облака слов в своей работе? Существуют различные способы:
- как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
- для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
- для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
- для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
- как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
- для представления результатов опроса или обсуждения и др.
Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов учителями на уроках русского языка и литературы:
- задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
- задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;
- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;
- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;
- задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;
- задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов-исключений, выявление слов на другое правило и т.п.;
- задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака;
- на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
- на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
- во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.
Уроки литературы сегодня призваны активно работать с текстами художественными и учебными в направлении того, чтобы визуальное мышление носило и творческий, и упорядоченный характер, преодолевая тем самым экспансию клиппинга. Визуализировать словесный художественный образ — это значит активизировать образное мышление, а визуализировать развитие сюжета, жизненный путь персонажа, композицию произведения, биографию писателя, литературный процесс — это активизировать еще и логико-понятийное мышление. Визуализация позволяет не только выделять отдельные элементы в структуре любого текста, но и связывать эти элементы.
Процесс познания произведения словесного искусства на уроках литературы должен быть организован таким образом, чтобы было обеспечено первичное восприятие, осуществлен его разбор — анализ и произошло обобщение. В известной мере это деление условно, так как все этапы взаимопроникают и взаимодействуют. Завершается же изучение литературного произведения в школьной практике обычно этапом самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся [10]. Хотя и этот этап выделяется условно, так как такую работу учащиеся могут осуществлять на всех предшествующих этапах работы с произведением. Примечательно, что литературный материал в современных учебных пособиях по литературе следует именно этой логике: от первых впечатлений — к творческим работам.
Определим средства и приемы визуализации информации на этапе первичного восприятия произведения художественной литературы, при подготовке к первичному восприятию.
Подготовка к первичному восприятию — важный этап, интеллектуально и эмоционально подводящий учащихся к первому знакомству с произведением. Подбор визуальной информации зависит от этапа литературного образования (возраста учащихся), жанрово-родовой специфики литературного произведения.
Литературный квест с использованием облака слов. Начинать любую литературную тему следует с актуализации знаний учеников о писателе и ранее прочитанных произведениях. Кроме традиционной беседы о ранее прочитанных произведениях данного автора, о нем самом, можно использовать литературный квест с применением сервисов для создания облаков слов. Можно взять любой текст и с помощью специальных программных средств (например, превратить его в облако слов. Например, стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком…» (приложение 1), «Тучи», «Молитва» преобразовать в облака слов и предложить в IX классе литературный квест «По облакам слов стихотворений М. Лермонтова». Учащимся необходимо узнать каждое стихотворение и по цепочке от строки к строке прочитать его.
Или подобный литературный квест предложить как задание «Назови автора и произведение». В облако в этом случае могут быть включены имена героев произведения, места событий и любые другие признаки, позволяющие распознать текст и его автора.
Фотоколлаж. Это один из приемов визуализации информации, который может использовать в своей работе учитель на этапе подготовки к первоначальному восприятию произведения. Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких изображений. Создавать фотоколлажи можно как вручную, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов. Для создания фотоколлажа с уникальным дизайном целесообразно использовать Photoshop (или другой графический редактор). Однако на такую «ручную» работу может уйти достаточно много времени. Сегодня онлайн-сервисы с уже готовыми шаблонами позволяют создать коллаж за считанные минуты.
При изучении обзорных тем о литературной эпохе в старших классах, предваряющих монографические темы, можно на одном слайде при помощи фотоколлажа представить писателей – основных представителей этой эпохи и составить краткий рассказ о каждом из них и об их литературных связях. Данные фотоколлажи можно использовать как слайды в презентации о литературной эпохе (приложение 2)
Презентация литературной эпохи, жизни и творчества писателя, историко-культурных материалов. Начиная с VIII класса, формируется первое представление о литературных эпохах. Задачи этапа подготовки к первоначальному восприятию связаны с формированием знаний учащихся об историко-литературном процессе, особенностях мировоззрения писателя. Воспринять романтическую поэзию невозможно без осмысления сущности романтизма как эпохального явления, понять романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева нельзя без понимания их социальных, нравственных, эстетических и философских взглядов. Поэтому чаще всего этот этап занимает целый учебный час (лекция, рассказ о личности и творчестве, заочная экскурсия, путешествие в мир писателя и т.д.).
Традиционно презентация выполняется в программе Microsoft Point. Здесь важно знать требования к созданию презентации, уметь пользоваться возможностями программы, подобрать необходимый текстовый и иллюстративный материал, продумать последовательность слайдов. «В 5–7-х классах, когда изучаются отдельные произведения отдельных писателей, а не историко-литературный процесс, когда основная цель литературного образования – вызвать интерес к литературе, формировать представление о ней как об искусстве слова, потребность в чтении, развивать читательские умения, – на этом этапе изучения произведения необходимо создать определённую атмосферу встречи с необычными героями, судьбой писателя. Эмоциональное, яркое слово учителя, рассказ заставят учащихся с интересом отнестись к произведению»[11].
Поэтому в V–VII классах актуальными являются презентации историко-культурологического характера. Например, при изучении произведений русских писателей XIX в. важно перед первичным чтением произведения представить визуальный материал:
- отражающий исторические события (М. Лермонтов. «Бородино», Л. Толстой. «Кавказский пленник», А. Пушкин. «Капитанская дочка»);
- о сословиях и чинах тогдашней России (Н. Гоголь. «Ревизор», «Шинель»; А. Пушкин. «Станционный смотритель»; И. Тургенев. «Муму»; А. Чехов. «Толстый и тонкий»);
- о событиях, связанных с праздниками и обычаями (Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)
Виртуальные экскурсии. Активное использование в образовании информационных компьютерных технологий позволяет создавать информационно-образовательную среду по отдельным дисциплинам общего среднего образования, материалы которой могут быть расположены на образовательных порталах, платформах, сайтах и т.д.
На этапе подготовки к первичному чтению, преимущественно в старших классах, активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к личности, творчеству писателей и их произведениям могут виртуальные экскурсии по местам жизни и творчества этих писателей. Такие виртуальные экскурсии предлагают официальные сайты музеев-заповедников, музеев-квартир известных писателей. Учащиеся могут самостоятельно к первому уроку по новой теме по заданию учителя совершить такую виртуальную экскурсию. Для того чтобы внимание учащегося было направленным, целесообразно разработать специальный маршрутный лист, который каждый ученик заполняет индивидуально и может сделать на уроке сообщение, опираясь на свои записи.[12]
Чек-лист. Интересную работу на основе схематизированных и иллюстрированных заданий, оформленных как своеобразный чек-лист, можно предложить как итоговое задание по характеристике персонажа. Известно, что Н. Гоголь был безусловным знатоком человеческих душ, типов, характеров. Осмысливая, например, характер Чичикова из поэмы «Мертвые души», ученик может выступить своеобразным психологом-исследователем манипулятивных стратегий этого персонажа по отношению к другим персонажам, воспользовавшись готовой схемой чек-листа.
Еще одним средством визуализации информации обобщающего характера является кроссенс, который представляет собой ассоциативную цепочку, заключенную в поле из 9 квадратов, в которое помещаются изображения. Каждое изображение может быть связано с предыдущим и следующим по смыслу. Задача состоит в том, чтобы объяснить кроссенс: учителю — построить обмен идеями по предложенным изображениям; учащимся — составить высказывание на основе взаимосвязанных образов. Вариантом кроссенса является кроссенс по басням И.А. Крылова[13] .
После изучения литературного произведения и литературной темы в целом важно позволить учащимся реализовать их творческий и исследовательский потенциал, в том числе в рамках подготовки учащимися творческих и исследовательских работ с использованием визуализации информации.
Заключение
Создаваемые зрительные образы позволяют обучающемуся выразить свою индивидуальность, почувствовать себя успешным на уроках, которые раньше не всегда давались легко. Благодаря ярким зрительным образам обучающиеся лучше запоминают абстрактную теоретическую информацию. Визуализация позволяет развивать фантазию подростка, что способствует развитию мышления и речи.
Из множества существующих в методике приемов визуализации мы представили несколько наиболее популярных и, на наш взгляд, интересных. Современный учитель должен владеть множеством различных приемов, так как нельзя выбрать одну наиболее эффективную, потому что иногда только одновременное использование нескольких моделей визуализации помогает в усвоении учебного материала.
Используя метод визуализации нельзя охарактеризовать его функциональное назначение в отношении различных дисциплин одним предложением. В отношении уроков русского языка это развитие когнитивной активности детей, мотивируя у них тягу к изучению русского языка и желание заниматься данным видом деятельности, постепенно увеличивая объёмы учебного материала, которые они усваивают.
Основные виды визуализации, применяемые учителем в своей профессиональной деятельности:
1) Мультимедийная презентация (использование программных средств) –
2) Диаграммы и схемы (кластерная диаграмма), фишбоне, диаграмма Венна, пирамида.
3) Инфографика – это визуальная подача разнообразной, часто очень плотной статистической информации. Одним из типов инфографики является так называемая ментальная карта. Ментальная карта – это техника визуализации мышления.
Языковая визуализация включает комплекс элементов. Данными элементами являются:
1. Элемент наглядной установки коммуникационной взаимосвязи.
2. Отображение различных языковых аспектов в индивидуализированной форме (фонем, морфем, слов, предложений и другое).
3. Лингвистическая и грамматическая схематичность.
На уроках русского языка преподаватели не ограничиваются каким-то одним видом или способом визуализации, найти примеры использования моновизуализации в русском языке не возможно. Реализация данной технологии в русском представляет собой комплекс из различных элементов, которые чередуются в зависимости от ситуации и необходимости употребления каждого из них.
Основными современными средствами визуализации урока русского языка и литературы являются: облако слов, лента времени, фотоколлаж.
Список литературы
1. Аранов С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. -2011.- № 2. -С. 20
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа. 1991.- 326с.
3. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Науч.-метод. электрон. Журнал «Концепт».- 2014, нояб.- № 11. -С. 1
4. Заиченко А.И. Визуализация информации как средство формирования компетенций учащихся. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/622463/ (дата обращения: 20.08.2024).
5. Зуфарова А.С. Роль технологии визуализации в учебной информации //Современное педагогическое образование .- 2020.- №9,с.40
6. Костенко С.Л., Симаков М.А. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015.- 328с.
7. Кроссенс по басням И. Крылова [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://clck.ru/34Wtch. — Дата доступа: 20.08.2024)
8. Лаврентьев Г.В., Калмыкова Л.А. Организация обучения в образовательных профессиональных учреждениях с использованием методов когнитивной визуализации учебного материала // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Барнаул.- 2014. Вып. 2 (82). -№ 2. -С. 27
9. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество-. 2010. -№ 2. -С. 371
10. Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетенции //Вестник Сургутского педагогического университета.- 2019.- №5.- с. 13
11. Швецова Л.И. Использование средств и приемов визуализации на разных этапах работы с литературным произведением // Вестник ВОИРО.- 2023.- №3,с. 91-93
12. Шевцова Л.И. Методика преподавания русской литературы — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. - 224 с.
13. Шевцова Л.И. Этапы и приемы изучения литературного произведения// Русский язык и литература.-2016. — №4. -С. 56
Приложение 1
Облако слов по стихотворениям М. Лермонтова «Выхожу я один на дорогу», «На севере диком….»
Приложение 2
Фотоколлаж
Приложение 3
Кластер «Жанры устного народного творчества».
Приложение 4
Интеллект-карта «Правописание О-Ё после шипящих»
Скачано с www.znanio.ru
[1] Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетенции // Вестник Сургутского педагогического университета.- 2019.- №5.- с. 13
[2] Костенко С.Л., Симаков М.А. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 143
[3] Лаврентьев Г.В., Калмыкова Л.А. Организация обучения в образовательных профессиональных учреждениях с использованием методов когнитивной визуализации учебного материала // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Барнаул, 2014. Вып. 2 (82). № 2. С. 27
[4] Заиченко А.И. Визуализация информации как средство формирования компетенций учащихся. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/622463/ (дата обращения: 20.08.2024).
[5] Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Науч.-метод. электрон. Журнал «Концепт». 2014, нояб. № 11. С. 1
[6] Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. № 2. С. 371
[7] Аранов С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 20
[8] Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. С. 27
[9] Зуфарова А.С. Роль технологии визуализации в учебной информации //Современное педагогическое образование .- 2020.- №9,с.40
[10] Шевцова Л.И. Методика преподавания русской литературы — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. — 224 с.
[11] Шевцова Л.И. Этапы и приемы изучения литературного произведения// Русский язык и литература.-2016. — №4. -С. 56
[12] Швецова Л.И. Использование средств и приемов визуализации на разных этапах работы с литературным произведением // Вестник ВОИРО.- 2023.- №3,с. 91-93
[13] Кроссенс по басням И. Крылова [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://clck.ru/34Wtch. — Дата доступа: 20.08.2024)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.