Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Раздел 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во II пол. ХХ в. – нач. XXI в. Урок 9. Страны Латинской Америки во II пол. ХХ в. – нач. XXI в. |
История 11 класс |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
Конспект |
Конспект
Цель: выяснить роль и место Латинской Америки в мире во II пол. XX – нач. XXIв.
Задачи:
· характеризовать особенности социально-экономического и политического развития стран региона, влияние внешнеполитического фактора;
· сравнивать модели послевоенного развития стран Латинской Америки;
· развивать навыки анализа исторической информации, установления причинно-следственных связей, сравнения, выявления общего и раздельного; умения формулировать аргументированное оценочное суждение, участия в дискуссии.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы для групповой работы.
Межпредметные связи: обществознание (политические режимы, политические партии и движения, политические лидеры).
Ход урока.
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распре-деление учащихся по группам.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Аргентинский лидер Хуан Перон как то сказал: «Политика, как и ботаника, требует знания почвы и национальных особенностей».
Вспомните историю становления государств Латинской Америки, прокомментируйте данное высказывание (обсуждение задания). Формулирование цели и задач урока.
Слайд 2. Гипотеза:
· страны Латинской Америки не принимали масштабного участия во Второй мировой войне;
· в послевоенный период в странах Латинской Америки сложились благоприятные условия для развития национального капитала и укрепления суверенитета.
3.Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 4. План:
1. Введение.
2. Групповая работа.
2.1. Национал-реформистские режимы
2.2. Куба. Левый национализм
2.3. Модернизация и военные диктатуры
2.4.революции в странах Латинской Америки
2.5. Демократизация 1990-х гг. и «левый поворот».
2.6. XXI в.: место стран Латинской Аме-рики в мире.
Слайд 5. Введение.
Влияние Второй мировой войны:
q рост спроса на продукцию сельского хозяйства
q увеличение потока инвестиций США
q ослабление диктаторских режимов
q частые военные перевороты с участием спецслужб США
q курс на ускоренную модернизацию
q появление различных моделей развития
Распределение групповых заданий. На работу каждой группы
по 10 минут, на презен-
тацию до 3 минут.
Представление результатов работы группы № 1.
Слайд 6-7. 2.1. Национал-реформистские режимы
Обобщение результатов работы группы № 1.
Идеологическая основа национал-реформистских режимов · национализм и патриотизм · единство нации во имя экономического и социального прогресса · усиление роли государства в экономике |
|
Особенности перонизма · третий путь между капитализмом и социализмом · опора на собственные силы в экономике · объединение аргентинской нации в целях ликвидации зависимости · соединение национальной идеи и социальной справедливости. |
|
Достижения |
Слабые стороны |
- импортзамещающая индустриализация - национализация иностранной собственности - создание государственного сектора экономики - поддержка национального капитала - Конституция: § социальные гарантии: оплачиваемые отпуска, система пенсионного обеспечения - значительное улучшение положения трудящихся |
- каудильизм - сохранение военных диктатур |
Обсуждение устного вопроса.
Представление результатов работы группы № 2.
Слайд 8-9. 2.2. Куба. Левый национализм
Обобщение результатов работы группы № 2. Комментарии к схеме.
Международное влияние кубинской революции |
|
Положительная сторона |
Слабые стороны |
- смена власти в ряде стран - национализация иностранной промышленности - создание мощного государственного сектора экономики - проведение радикальных аграрных реформ - широкие социальные преобразования - усиление государственного регулирования - защита национального рынка |
- вооруженный способ смены власти - осуществление преобразований ав-торитарными методами
|
Представление результатов работы группы № 3.
Слайд 10- 11. 2.3. Модернизация и военные диктатуры.
Обобщение результатов работы группы № 3.
«Союз ради прогресса» - причины принятия программы: борьба против распространения кубинской революции - решение наиболее острых социальн0-экономических проблем |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- ускорение модернизации - рост темпов ВВП - строительство дорог, электростанций - развитие металлургии и нефтедобычи - конкурентоспособность сельхозпродукции - выход на международный рынок
|
- демократия не получила укрепления - модернизация – основной лозунг военных диктаторских режимов: § ограничение прав профсоюзов § сворачивание социальных программ § задержки зарплат наемных рабочих § льготы для привлечения иностранного капитала – усиление зависимости от него - незначительный средний класс - имущественное неравенство - среди привилегированного слоя среднее и высшее офицерство - большинство населения не получила выгод от модернизации - появление партизанских отрядов, гражданские военные конфликты |
Представление результатов работы группы № 4.
Слайд 12-14. 2.4. Революции в странах Латинской Америки
Обобщение результатов работы группы № 4.
Причины: - выбор развития по «некапиталистическому пути» |
|||
Страна |
Основные события |
Результаты |
Особенности |
Перу |
- 1968 г. военный переворот: курс на построение «общест-ва социальной демократии» |
- через 12 лет восста-новление конституцион-ного порядка |
- осуществление перево-рота революционно на-строенными военными |
Чили
|
- 1970 г. победа на выборах левых сил - провал попыток решения социальных проблем - 1973 г. переворот, гибель С.Альенде |
- приход к власти хунты А.Пиночета: террор про-тив профсоюзов, левых сил - модернизация: рост темпов развития эконо-мики, значительная часть населения живет в бедности |
- вмешательство зарубеж-ных корпораций (США) для защиты собственнос-ти - участие ЦРУ и военных в государственных пере-воротах |
Никарагуа |
1979 г. крушение диктатор-ского режима |
- политика национализа-ции основных отраслей экономики |
- гражданская война: «контрас» при поддержке США против Сандинист-ского фронта националь-ного освобождения |
Представление результатов работы группы № 5.
Слайд 15. 2.5. Демократизация 1990-х гг. и «левый поворот».
Обобщение результатов работы группы № 5.
1.Причины «левого поворота»:
- неспособность диктаторских и военных режимов обеспечить независимое от иностранных корпораций существование и решение социальных проблем.
2.Основные этапы:
- 1982 г. Аргентина – переход власти к гражданскому правительству
- 1985г. Бразилия и Уругвай – падение диктаторских режимов
- 1988 г. референдум в Чили, отставка Пиночеты, 1898 г. свободные выборы.
3. Сущность «левого поворота» - замена диктаторских режимов демократическими правительствами
4. Итоги:
II десятилетие XXI г. – влияние левых в политической жизни Латинской Америки ослабло: приход к власти право-консервативных сил, затяжные социально-экономические кризисы.
4.подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
5. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 16. Домашнее задание:
§ 27
п. 6 составьте схему, отражающую место стран Латинской Америки в мире.
Слайд 17. Источники:
https://knowhistory.ru/history/xx-xxi/strany-latinskoy-ameriki-vo-vtoroy-polovine-xx-nachale-xxi-veka?ysclid=lnmiihujuc31025864
https://spravochnick.ru/istoriya/latinskaya_amerika_v_1945-2000_gg/?ysclid=lnmiix3mz548081454
https://урок.рф/presentation/8181.html?ysclid=lnmijbuq96836310112
https://videouroki.net/video/35-latinskaya-amerika-vo-vtoroj-polovine-xx-nachale-xxi-veka.html?ysclid=lnmik2t6hq827832006
Рабочий лист № 1.
Национал-реформистские режимы: перонизм.
Дата:_______Работу выполнили:_______________________________________________
Задание: стр. 225, п.1, 2-3 абз., дополнительные материалы. Дайте характеристику курса Х.Перона, выводы оформите в форме таблицы.
Дополнительные материалы.
Важную роль в послевоенной политике стали играть национал-реформистские партии и движения. Их лидеры обращались к идеям национализма и патриотизма, выступали с лозунгами единства нации во имя экономического и социального прогресса, выдвигали требования усиления роли государства в экономике. Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию импортза-мещающей индустриализации. Она отражала стремления окрепшего национального предпринима-тельства. Прежде всего: усилить свои позиции в государственном управлении; потеснить ино-странные компании и связанную с ними местную олигархию; создать благоприятные условия для развития национальной экономики.
Как и в прежние времена, в регионе были сильны позиции каудильизма. Отчасти этим объясняется существование военных диктатур в Латинской Америке до начала 1990-х гг. В Аргентине лидером стал Хуан Перон. Правительство провело национализацию иностранной собственности, создало сильный государственный сектор экономики, поддерживало национальный капитал. При Пероне было принято трудовое законодательство, значительно улучшилось положение населения. Сам Хуан Перон называл свою политическую идеологию «хустисиализм» (справедливость).
Она предлагала: третий путь между капитализмом и социализмом; опору на собственные силы в экономике; объединение аргентинской нации в целях ликвидации зависимости; соединение национальной идеи и социальной справедливости.
Идеологическая основа национал-реформистских режимов
|
|
Особенности перонизма
|
|
Достижения |
Слабые стороны |
|
|
Чьи интересы в первую очередь выражали национал-реформистские режимы?
Рабочий лист № 2.
Куба. Левый национализм
Дата:_______Работу выполнили:_______________________________________________
Задание: стр. 226-227, дополнительные материалы. Выясните причины и результаты кубинской революции, её влияние на развитие латиноамериканских стран. Выводы оформите в схеме.
Дополнительные материалы.
Под влиянием кубинской революции в ряде стран Латинской Америки произошла смена власти. Кубинские события убедили революционеров региона, что целей можно достичь вооружённым путём. Символом преобразований стал Че Гевара – латиноамериканский революционер. В итоге, в некоторых латино-американских странах до сих пор не утихают конфликты. Режимы левых националистов, зачастую при поддержке армии, утвердились в целом ряде стран: в Перу; Боливии; Эквадоре; Гондурасе.
Революционные правительства национализировали иностранную промышленность, создавали мощный государственный сектор экономики, проводили радикальные аграрные реформы. Эти преобразования осуществлялись авторитарными методами. Фактически являлись «революцией сверху». Вплоть до середины 1970-х годов политика модернизации в странах Латинской Америки была направлена на создание государственного сектора, усиление государственного регулирова-ния, защиту национального рынка, широкие социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило название «экономический национализм».
Международное влияние кубинской революции |
|
Положительная сторона |
Слабые стороны |
|
|
Рабочий лист № 3.
Модернизация и военные диктатуры
Дата:_______Работу выполнили:_______________________________________________
Задание: п.3. стр. 228-229. Выясните сущность программы «Союз ради прогресса», причины её принятия, сильные и слабые стороны её реализации.
«Союз ради прогресса
|
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Рабочий лист № 4.
Революции в странах Латинской Америки
Дата:_______Работу выполнили:_______________________________________________
Задание: п.4. стр. 229-231. Проследите основные события революций в странах Латинской Америки, выясните общее и различия. Выводы оформите в таблице.
Причины:
|
|||
Страна |
Основные события |
Результаты |
Особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочий лист № 5.
Демократизация 1990-х гг. и «левый поворот»
Дата:_______Работу выполнили:_______________________________________________
Задание: п.5. стр. 231. Выясните причины «левого поворота, основные этапы, сущность и итоги. Выводы оформите в тезис-плане.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.