Конспект урока по ИЗО 2 класс "Народные промыслы России"
Оценка 4.7

Конспект урока по ИЗО 2 класс "Народные промыслы России"

Оценка 4.7
docx
09.04.2020
Конспект урока по ИЗО 2 класс "Народные промыслы России"
Роспись.docx

 Ход урока

Этап урока

Содержание этапов урока

1.Организационное начало урока

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности к уроку

1.3 Настрой учащихся на урок

У: Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Что ж начнем урок, друзья.

У: Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель», «Золотая Хохлома», «Жостовская роспись», «Дымковская роспись» «Филимоновская роспись»,а так же  послушать сказку  и на время урока стать настоящими мастерами.  

2.Открытие нового знания

 

У: Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

– Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

О ком эти строки? 

Д: О мастерах

У: Ребята, как вы думаете, почему у ваших художественных групп такие необычные названия: хохлома, гжель, городецкая роспись? Исходя их чего, происходят эти названия?

Д: Названия даны по названию села или деревеньки

У: Да, ребята. Каждое название группы исходит от названия села или деревеньки, в которых развивался народный промысел. То есть, название вашей группы это название народного промысла с которым вы будете сегодня  работать. Вы уже догадались, как будет звучать тема нашего урока?

Д: народные промыслы

У: Тема нашего урока - Народные промыслы России. Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям  которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы  народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.

У: Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу в ваших группах. У каждой из групп есть конверт, где находится лист с информацией о той или росписи. Вам нужно его прочитать и ответить на вопросы, которые даны ниже. На выполнение дается 5 минут.

Д: выполняют задание.

У: Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение: «Сказка - ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Что оно означает?

Д: Отвечают

У: Верно, сказка обязательно нас чему- то учит. Сейчас  я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему - нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.

Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.

- Да как же доказать? – растерялся Иван.

- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.

Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится - разрастается.

У: Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из видов народных промыслов? Какой именно?

Д: Хохломская роспись, потому что перечислены элементы этого орнамента.

У: Верно! И сейчас я попрошу ребят из группы «хохлома» рассказать нам об этом промысле.

Д: Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода и получил свое название от крупного торгового села Хохлома. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Роспись причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне. Ими можно любоваться бесконечно. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку.  Основной приём росписи – «травный».

У: Посмотрите на элементы этого орнамента. Спасибо, садитесь на места.

У: А теперь давайте продолжим

Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.

И пригласил Иван - царевич на свадьбу всех своих друзей - помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

Вот и Иван - царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.

Полюбовался Матвей - царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».

Задумался Иван - царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал.

У: Ребята, как вы думаете, какой росписью нужно воспользоваться Ивану?

Д: гжельской росписью

У: Совершенно верно. Ивану нужно отправиться в Гжель.

У: И сейчас мастера из группы «гжель» нам немного расскажут об этом промысле.

Д: Ребята, гжельские мастера создают фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета. Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели (это село в Раменском районе Московской области) создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

У: Посмотрите на орнаменты гжельской росписи

У: Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что можно растягивать синие цвета и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.

Продолжим дальше.

Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар - птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!

Знаю, знаю, где такие художники живут! – обрадовался Иван.

У: А вы ребята, как думаете, где такие художники живут? Может кто-то знает?

Д: Ответы детей

У: Ребята, такие художники живут в Городце Нижегородской области, а роспись называется городецкая. Давайте послушаем мастеров из этой группы.

Д: Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно любимы мастерами два цветка – купавки и розаны.

У: Посмотрите на орнаменты городецкой росписи

У: Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.

И пригласил Иван - царевич на свадьбу всех своих друзей - помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

У: Итак, о чём вы узнали в этой сказке?

Д: Ответы детей

У: О каких группах промыслов вы узнали?

Д: Гжель, городецкая роспись, хохлома

У: Правильно. Но это ещё не все виды народного промысла. А  еще мастера из группы «Жостово» хотят вам рассказать про жостовскую роспись.

Д: Жостово - русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяныхподносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

У: Спасибо мастерам за рассказ. Ну а мы продолжим знакомство дальше. Послушаем рассказ дымковстких мастеров.

Д: Дымковская роспись - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

У: И сейчас выступит последняя группа мастеров.

Д: Филимоновская роспись - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.

У: О каких промыслах вы еще узнали?

Д: Жостовская роспись, дымковская роспись

У: Итак ребята, мы с вами познакомились с 6 видами народных промыслов. А теперь давайте проверим, на сколько вы были внимательными. У каждой группы есть вот такие листы. Вам нужно соотнести вид росписи с картинкой.

3.Итог урока

3.1.Обобщение материала

 

 

 

У: Ребята, наш урок подходит к концу и пора подводить итоги. Для подведения итогов я предлагаю вам решить кроссворд.

4.Рефлексия

У: Ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать. И вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке и украсить декоративную доску. Если на уроке вы получили достаточно новых знаний то прикрепите красный цветок, а если вам еще необходима дополнительная информация, то желтый цветок.

 

5.Организационное завершение

У: На этом мы завершаем работу наших мастерских групп. Мне понравилось с вами работать. Вы были активными, внимательными и послушными.  Урок окончен. До свидания.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Матрёшки, Городецкая роспись.

Матрёшки, Городецкая роспись.

Вот и Иван - царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в

Вот и Иван - царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в

Особенно любимы мастерами два цветка – купавки и розаны

Особенно любимы мастерами два цветка – купавки и розаны

Итог урока 3.1.Обобщение материала

Итог урока 3.1.Обобщение материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020