МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Конспект
урока по изобразительному искусству
Составила студентка 341группы
Чен-Бен-Ша Виктория Анатольевна
Место проведения урока:
Дата проведения урока: 25.09.2020.
Начало урока:
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Лысенкова Екатерина Леонидовна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
____________________, дата ________
(Подпись учителя)
Сыктывкар, 2020 г.
Конспект урока
изобразительного искусства
Тема. Осенний пейзаж.
Цель занятия:
|
Расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи. |
Задачи занятия: |
|
Воспитательные: |
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников. |
Образовательные: |
1. Учить учащихся внимательно рассматривать художественную картину; 2. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека; 3. Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью красок и кисти. |
Развивающие: |
1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи; 2. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности. |
Универсальные учебные действия: |
|
Личностные: |
|
Развивать |
· Уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; |
Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения. |
|
Метапредметные. |
|
регулятивные: |
|
Формировать умение |
· Принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; |
· В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; |
|
Планировать предстоящие практические действия; |
|
познавательные: |
|
Формировать |
· Умение анализировать, сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства; |
Закрепить |
Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
коммуникативные: |
|
Формировать умение |
· Участвовать в диалоге; · |
Слушать и понимать других, |
|
Высказывать свою точку зрения на события, поступки; |
|
· Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
|
|
Предметные: |
|
Развивать |
Творческую активность учащихся, их фантазию |
Вспомнить |
Картины осени |
Закрепить |
Умения и навыки в работе с красками. |
Учить работать |
Индивидуально |
|
|
Тип занятия |
- Урок изучения нового материала - Тренировочный урок - Урок-практикум |
Используемые технологии |
ПДО |
УМК |
|
Автор программы |
|
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
1. Организационный момент Цель этапа – замотивировать учащихся к учебной деятельности |
||
- Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Виктория Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. |
|
|
-Ребята, эти три картинки символизируют 3 главных правила, которые должен соблюдать ученик, который хочет получить знания на уроке. |
? |
|
-Какое название мы можем дать первой картинке? |
-Слушать и слышать
|
|
-Верно, на уроке нужно не только слушать, но и слышать; слышать – значит понимать. |
|
|
-Вторую картинку как назовем? |
-Смотреть и видеть |
|
-Нужно не просто смотреть в книгу, тетрадь или на доску, но и видеть и замечать все самое важное на уроке. |
|
|
-Третью? |
-Думать и задумываться |
|
-Верно, давайте соблюдать все эти 3 правила сегодня на уроке. |
|
|
-Ребята, сядьте все правильно, выпрямите спины и приготовьте, пожалуйста, всё необходимое для урока, а это альбом, краски, кисти и вода. |
|
|
2. Постановка темы и задач урока. Цель этапа – подвести детей к формулировке темы и задач урока. |
||
- Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди). |
|
|
- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? |
-Грусть, умиротворение, печаль, нежность |
|
- Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. |
|
|
- Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если дети не догадываются можно прочитать стихотворение А.С. Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса...) |
-Осень |
|
- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? |
-Будем рисовать осень |
|
- Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж». |
|
|
- Какие задачи вы поставите себе на уроке? |
-Узнать о пейзаже, а также нарисовать осенний пейзаж. |
|
3. Изучение нового материала. Цель этапа – дать знания, на которые будем опираться при выполнении работы. |
||
- Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? |
-Художники |
|
-Посмотрите на слайд. Какое настроение у вас вызывают эти картины?
|
-Спокойствие, умиротворение, радость, теплоту, грусть. |
|
- Что объединяет все эти картины? |
-Изображена природа, осень. |
|
- Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? |
-Пейзаж |
|
-Действительно, пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является преображённая человеком природа. |
|
|
-А с помощью чего художник изображает время года, а также радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину? |
-С помощью красок. |
|
- Давайте рассмотрим известную картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
|
|
|
- Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? |
-Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины. |
|
- Как он смог выразить свое чувство красками? Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? |
- Радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. |
|
- Поэтому глядя на картину, что мы чувствуем?
|
-Глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. |
|
- Какая же здесь нарисована осень? |
-Нарядная, яркая, золотая, веселая. |
|
- Художник назвал эту картину «Золотая осень». - А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? - Какие цвета он использовал? |
-Много желтых, оранжевых красок. |
|
- Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? |
-Красивые березки, луга, речку. |
|
- А какого цвета травка на лугах? |
-Коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. |
|
-К концу лета она от солнышка подсохла. |
|
|
-А теперь обратите внимание на деревья. Какие они? |
-Они тоненькие, с белыми стволами. - На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. |
|
-А какая листва? |
-Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая. |
|
- А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? |
-Речка. |
|
- Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. |
|
|
-А каких красок больше - теплых или холодных? |
-Теплых, то есть желтых, оранжевых. |
|
-А какого цвета небо? |
-Голубое, с легкими белыми облачками. |
|
- Чего больше на картине - неба или земли? |
-Земли. |
|
- Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли. |
|
|
- А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? |
-Есть. Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. |
|
-Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом! |
|
|
- Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. |
|
|
4. Пошаговое объяснение изображения портрета. Цель – объяснить и показать, как изображать пейзаж. |
||
-Приступим к рисованию пейзажа. Для начала нужно определить расположение листа. |
|
|
- Сначала мы должны разделить плоскость бумаги на две части (небо и земля). Как называется линия, которая делит небо и землю? |
-Линия горизонта
|
|
- Начинаем рисовать с переднего плана, потом – задний план. -Помните, что на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко. Также на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато. |
|
|
- При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане. При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой. |
|
|
Физминутка Цель - Обеспечить активный отдых организму (а именно кисти, пальцам) в процессе определенной учебной деятельности. |
||
-1)Соедините
поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, |
Учитель говорит и показывает, дети за ним повторяют. |
|
-2)Соедините
кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем |
|
|
-3)Раскройте
ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой |
|
|
5. Самостоятельная работа учащихся. |
||
- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть. |
|
|
- А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую, золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. |
|
|
-Работу выполняем сразу красками. Сядьте красиво, спина прямая, ноги вместе. Приступайте к работе. |
|
|
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель - Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности, а также рефлексию своей и чужой работы. |
||
-Ребята, что мы с вами выполняли на уроке? |
-Рисовали осенний пейзаж. |
|
-Что такое пейзаж? |
-Это изображение природы. |
|
-Чему мы научились в ходе выполнения данной работы? |
-Научились рисовать пейзаж, передавать с помощью красок чувства. |
|
-Сейчас каждый устно проанализируйте свою работу, всё ли получилось выполнить. Удалось ли вам рассказать о то, какая она нарядная? |
Устно анализируют свою работу. |
|
-А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и также проанализируйте его работу. |
Устно анализируют работу соседа. |
|
-Наше занятие подошло к концу. -У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. |
|
|
-Если у вас ничего не получилось на уроке- то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками». |
|
|
-Если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка» у которого руки разведены в сторону. |
|
|
-Если вам все удалось на уроке- то на рисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. |
|
|
-Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. |
|
|
-Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке? |
|
|
-Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. -Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? |
|
|
-Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. |
|
|
- Урок окончен. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.