3 урок
Тема: «Посуда у тебя дома».
Цель урока: познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.
Задачи урока:
· Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.
· Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
· Развитие навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности.
· Совершенствование умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку:
- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, акварель, кисти).
2. Сообщение темы и цели урока.
У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос Как огромный паровоз (Чайник)
|
Чтоб поужинать всем дружно,
|
Сама
не ем, |
Круглоухая
сестрица (Чашка) |
- Как можно назвать эти предметы, одним словом? Сформулируйте тему урока.
- А тема урока «Посуда у тебя дома».
3.Открытие нового знания
- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.
Посуда бывает разной (слайды).
- А из каких материалов делают посуду? (дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)
- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? (слайд «Деревянная посуда»).
- В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.
- Что напоминает вам этот ковш? (Утку).
Действительно – это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.
- Это керамическая посуда. (Слайд).
- Из какого природного материала она сделана? (глина)
- Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.
- А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота.
- Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.
- А кто из вас знает, как называется набор посуды? (сервиз)
- Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.
- А вы знаете, какие бывают сервизы по назначению?
- Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные (слайды).
- Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города …. Какого, догадайтесь сами.
Ах, ребята, верь - не верь,
Есть в России город ….
Привезла я вам оттуда…
Посмотрите, вот так чудо!
В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель,
С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
- Верно, а чем отличается гжельская роспись? (бело-синяя)
- Рассмотрим технику гжельской росписи (видео).
- Посмотрите на слайд и ответьте, что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).
- Для изображения цветов можно использовать технику «капелька» (слайд).
- Вот еще, какие цветы часто присутствуют (демонстрация рисунка учителя).
Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (слайд).
Элементы гжельской росписи – «бордюры».
- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию? (на краях) (слайд)
5. Творческая практическая деятельность.
- Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
Форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.
6. Выставка
7. Итог урока
-Как называют полный набор посуды?
- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду (Гжель).
- Как называются элементы гжельской росписи? (точки, прямые, цветы, бордюры)
- Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. Без его участия не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.
Домашнее задание: Принести: альбомы, гуашь (или акварель), кисти, ушные палочки – тычки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.