ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Ластик, кисть, водичка
Тоже пригодиться.
Проверили? Молодцы!
-И в десять, и в
восемь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Все, что его интересует.
Хорошего настроения и успехов на уроке.
II.Самоопределение к
деятельности.
-Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:
1.
Над
цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка) слайд 1
2.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотела,
Он вспорхнул и улетел.
– О
ком идёт речь в загадках?
– Правильно, о бабочке.
Какая тема урока? (Рисование бабочки). Слайд 2
Запомните, как пишется слово «бабочка» слайд 3
-Какие цели на уроке нам надо достичь? (Научиться рисовать бабочку, раскрасить её; узнать о разнообразии бабочек и их значении в жизни людей).слайд 4
III. Работа по теме.
1.Сведения о бабочках.
Бабочки
– это удивительные и красивые насекомые. В природе их существует огромнейшее
количество. Учёные насчитывают более 140 тыс. дневных бабочек. Но кроме этого
существуют ещё и ночные бабочки, которые летают и питаются ночью.
-Кому нравятся бабочки? Чем? Слайд 5, 6
-Конечно же, красота бабочек в их крыльях, в их разнообразной, яркой расцветке
и узорах.
- А почему бабочек называют волшебниками? (потому что они проходят полный цикл превращения).
Показ слайдов
- За
их красоту люди дали бабочкам красивые имена и названия, например, павлиний
глаз, адмирал., махаон (СЛАЙД 7,8,9)
- В природе существует большое количество видов бабочек, которые имеют
различные размеры. От самого маленького с ноготок, до очень крупного.
–У бабочек очень нежные и хрупкие крылья, покрытые множеством мельчайших чешуек. Эти чешуйки отражают солнечные лучи. Таким образом, солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.
-
Как вы думаете, можно ли ловить бабочек? ( Нет. Если еѐ взять в руки, то
на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть.
После того, как бабочки побывают в руках у человека, им трудно жить, так как
даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого
летать и могут даже погибнуть.
- Как вы думаете, зачем в природе бабочки?
Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.
-Некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения, и они нуждаются в
охране. Есть виды, которые занесены в Красную книгу.
Ученых, занимающихся изучением бабочек, называют лепидоптерологами. Наука о
бабочках называется лепидоптерология. Коллекции бабочек можно посмотреть в
краеведческом музее г. Белорецка. Бабочки, как живые цветы, являются украшением
нашей природы.
2.Демонстрация последовательности работы над рисунком.
–Давайте
еще раз посмотрим на бабочек. Какие все - таки они красивые!
– Какой формы крылья? (Округлой)
Обратите внимание на форму крыльев, узоры и рисунки на них. Что вы
заметили? (Ответы детей)
– Сколько крыльев у бабочки? (Ответы детей.)
- Одинаковые ли крылья по размеру вверху и внизу? (вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше).
– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крыла: два больших впереди и
два поменьше сзади.
(-Крылышки,
усики, узор на крылышках, всё – СИММЕТРИЧНО.
- Кто знает, что означает слово “симметрично”? Слайд о симметрии разных
предметов.
- У
вас на партах лежат шаблоны бабочек. Давайте сложим пополам. Линия сгиба и есть
линия симметрии.
Линия, проведённая через середину туловища, делящая объект на две одинаковые
половины, называется линией симметрии. Показ на слайде.
– Бабочки симметричны, это значит, что их левые и правые половины похожи по
форме, окраске и узорам. Сложите крылышки и вы увидите, что они одинаковые.
Физминутка
.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. Выполняют упражнения,изображая бабочку.
- Поэты слагали стихи о бабочках, художники посвятили им свои картины. Слайд 10
Композиторы сочиняли музыкальные произведения. Вот и мы будем художниками и нарисуем своих бабочек
3.
Демонстрация последовательности работы над рисунком
Демонстрация учителем на доске.
Нам важно построить бабочку симметрично. (т.е.слева и справа, чтоб были одинаковыми крылышки). Поэтому вертикальную линию- это и будет ось симметрии. Нарисуйте на ней голову и туловище, состоящее из 2х частей.
- Теперь нарисуйте крылышко справа и точно такое же слева (постарайтесь, чтобы они были одинаковой формы и одинакового размера). Если что-то не получится, потом поправьте и резиночкой уберите, поэтому на карандаш сильно не давите.
-Теперь нам нужно нарисовать нижние крылышки, они меньше верхних и начинаются от середины туловища.
-Все лишние линии убрать. На голове у бабочки 2 усика, которые заканчиваются овалами.
-Рисовать будем акварелью.
- Цвет вы выбираете сами.
-Закрашивайте оба верхних крыла, затем 2 нижних.
- Теперь будем рисовать узоры.
Вырежьте бабочку.
Для
того, чтобы нарисовать бабочку надо провести длинную вертикальную линию, затем
горизонтальную линию чуть выше середины альбомного листа, нарисовать голову,
грудку в виде небольшого полуовала, теперь нарисуем брюшко, оно больше грудки.
Рисуем передние крылья, а затем от середины нижнего края переднего крыла
нарисуем задние крылья, дорисовываем усики.
- Убираем лишние линии ластиком. А затем выполним работу в цвете.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся
1.
Для начала определите расположение листа: (вертикально или горизонтально и
почему?).
2.Правильно скомпонуйте лист, т.е. расположите вашу бабочку, так чтобы наша
композиция располагалась по центру и не была смещена.
3. Обратите внимание на рисунок, расположенный на крыльях. Рисунок симметричен,
т.е. рисунок одного крыла, точно повторяет рисунок другого. В своих работах не
забывайте об этом.
4.Нарисуйте узор на одном крыле, а затем точно такой же на другом.
5.При работе над рисунком сильно на карандаш не нажимайте. Могут остаться
глубокие и черные линии от карандаша, из-за чего работа будет смотреться не
аккуратно и грязно.
6. Когда ваш рисунок будет готов, можете приступить к работе цветом.
Чтобы
бабочка получилась красивой и нарядной, её надо раскрасить. Работать мы будем
красками.
– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных?
(Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.)
– Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.)
– Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.
Сначала необходимо провести кистью по контуру бабочки, а затем аккуратно
раскрасить всё тело, голову и крылышки. Когда подсохнет украшаем кружками,
овалами и линиями.
-Пофантазируйте и «нарядите» свою бабочку в красивое платье, какое вам
хочется.
Во
время практической работы учащихся звучит аудиозапись соната Ф.Шопена
«Мотыльки».
V.
Рефлексия . Прикрепите
свою бабочку на доске, посадив её на нашу воображаемую поляну (выставка
работ).
-На большой цветной ковер села эскадрилья.
То раскроет, то закроет расписные крылья.
-Скажите, одинаковые ли у вас получились бабочки?
-Почему?
VI. Итог. -Чему вы научились на уроке?
Какие
цели мы ставили? Выполнили мы их?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какое настроение вызвало рисование бабочки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.