Урок 6
Художник-график. Знакомство с разными
художественными материалами
(гуашью, пастелью, тушью, карандашом)
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о графике и ее видах, художнике-графике, об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно; содействовать развитию умения создавать графические иллюстрации, передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись.
Рисунок. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий.
Азбука искусства. Форма. Графика. Художник-график. Основные направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема. Примерная тема композиций: «Заглавная буква». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем (волшебный паучок, который сплел паутину; первая буква имени);
• регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке;
• коммуникативные: активно вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: графические рисунки. Мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Рисование не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге изображать.
II. Актуализация знаний.
– Какие художественные материалы вы уже знаете?
– Вспомните, что такое гуашь?
– Что такое карандаш? (Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто в целях удобства пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Карандаши принято делить на простые и цветные.)
III. Изучение нового материала.
– Мы продолжаем знакомство с художественными материалами.
– Пастель (от лат. pasta – тесто) – группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. (Показывает пастель.)
– Тушь черная (нем. Tusche) – краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера. Тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.
– Сегодня многие художники-анималисты рисуют свои работы в графике. Графика – происходит от греческого слова «grapho» – «пишу», скребу, процарапываю.
К графике прежде всего относятся те произведения, в которых изображения создаются при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом, пером, резцом и т. д. Рисунок может выполняться на листе бумаги, на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображения-оригиналы, сделанные художниками, потом оттискиваются на бумажные листы. Особенно часто нам приходится сталкиваться с так называемой печатной графикой. Замечательное свойство печатной графики – ее массовость. В типографии можно сделать сколько угодно много печатных оттисков. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни. С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам, красочным рисункам – иллюстрациям. Рисунки художников в книгах – это книжная графика. Если рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика. А есть еще прикладная графика. Это и поздравительные открытки, марки, плакаты, театральные афиши, календари и более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, пакетах. Их тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная (промышленная) графика.
– Перед вами графические рисунки, сделанные известными художниками. (Показ слайдов. Мультимедийная презентация.)
Сегодня вы сами попробуете сделать графический рисунок.
Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка.
IV. Творческая практическая деятельность.
– Каждому предстоит выполнить творческое задание: нарисуйте первую букву своего имени, украсьте ее. Буква должна отражать ваш характер; затем нарисуйте волшебную паутину, которую сплел паучок.
Выполнение графических иллюстраций «Заглавная буква имени»: рисование первой буквы своего имени и раскрашивание ее.
V. Итог урока. Рефлексия.
Анализ выполненных работ.
Ребята показывают выполненные иллюстрации.
– Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что такое графика? Чем делается графическое изображение?
– Чем и на чем можно выполнять графическое изображение?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.