Конспект урока по литературе: Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Смысл и художественное своеобразие романтической повести-сказки». 6 класс.
Цели: познакомить учащихся с романтическим произведением второй половины XX века; выявить философский смысл сказки; отметить художественное своеобразие и новизну повести-сказки.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Рассказ учителя.
Вы прочитали одно из самых популярных произведений, которое пришло к нам уже во второй половине XX века: написанная в 1942 году, сказка «Маленький принц» была переведена на русский язык и появилась в 60-х годах.
Антуан де Сент-Экзюпери всю жизнь прослужил военным летчиком в вооруженных силах Франции, США, участвовал во Второй мировой войне и героически погиб в 1944 году на севере Африки, воюя с фашистами, – его самолет не вернулся с задания.
Экзюпери написал несколько сугубо реалистических произведений, где главным героем является повествователь – военный летчик.
III. Разбор произведения.
– А это произведение, «Маленький принц», действительно сказка?
– Что в нем реалистичное?
– Что здесь сказочное?
– Значит, не случайно жанр этого произведения определяют как повесть-сказку – вот вам уже в жанре новаторство писателя XX века.
– Кто главный герой произведения?
Учащиеся могут высказать разные мнения: Маленький принц или повествователь.
– Главный смысл произведения писатель выражает образом Маленького принца или образом повествователя?
– Какова композиция этого произведения?
– О чем все эти новеллы, кто их герой?
– Маленький принц, перемещаясь с планеты на планету, открывает для себя удивительный мир Вселенной – и это сказочно! – и рассуждает о важных проблемах. Эти проблемы тоже сказочные?
– О чем же задумывается Маленький принц?
– Это важные проблемы, над решением которых бьются лучшие умы. Так, в сказочном сюжете небольшого произведения Экзюпери ставит и решает многие философские проблемы: о смысле жизни; о месте человека на земле, о том, какой след оставит после себя человек, уйдя из жизни; об отношениях друг с другом; о дружбе и любви; о честолюбии и власти и т. д.
– Образы сказки носят философски обобщающий характер. Возьмем, например, Змейку, которая появляется в пустыне. Почему повествователь так ее испугался? И это реалистично.
– Почему же Маленький принц вступает с ней в такой доверительный контакт?
– Что предлагает ему змейка?
– Это проявление добра или зла?
– Змея мудрее человека, она знает больше него – что же? (Что тело на Земле – это только оболочка, а главное – душа, ее «глазами не увидишь». Когда тело становится обузой для души, надо помочь ей освободиться – вот что мудро знала змея. И Маленький принц – сказочное существо – тоже это знал. Змея помогла ему сделать этот решительный шаг – освободиться от земной оболочки. Но Маленький принц также знал, что прирученный им Человек, не понимая, что происходит, по-своему все расценит и будет страдать – поэтому он так тянул.)
– Образ повествователя – традиционный сказочный литературный образ, или автор и здесь проявляет новаторство?
– А какой традиционный для литературных сказок прием использует автор при создании образа повествователя? Посмотрите начало сказки, историю с рисунком и резюме повествователя, – что это? (Ирония.)
– Видите, как все сложно в этой прекрасной сказке Экзюпери! Еще какие образы вам кажутся особенно важными для понимания главного смысла?
Учащиеся называют Розу, Лиса, могут назвать и других персонажей.
Домашнее задание: перечитать эпизоды с Розой и Лисом, подумать о смысле этих образов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.