Литература. 7 класс.
Тема: « В.А.Жуковский «Лесной царь»
Цели урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад; раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни. Формировать представление о балладе как лиро - эпическом жанре, о сюжете, о диалоге и его роли в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами; развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихся; оспитывать любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе.
Метапредметные:
уметь
синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа;
Предметные: Научиться аргументировать свою точку зрения.
Эпиграф: В балладе ... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя... В.Г. Белинский.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание |
Готовят рабочее место |
||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний |
1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал: Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль. Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев) Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.
|
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока
|
||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала |
Ставит перед учащимися проблему. Жанр баллады Что такое баллада? Это небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события. Песня - баллада есть в русском устном народном творчестве. Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада « Лесной царь». Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета и о роли диалога в произведении. Изучение материала. Жуковскому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Из богатой сокровищницы мировой литературы он избирает произведения важные для своей эпохи, ценные для развития русской литературы. Жуковский стремился представить на русском языке лучшие образцы поэмы, послания, баллады. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник». В 1818 году он переводит балладу Гете «Король эрлов» («Король эльфов») |
Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, анализируют предложения. |
||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление |
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Читая и анализируя балладу «Лесной царь», нам предстоит убедиться в правоте Жуковского, который однажды сказал: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Эти слова взяты первым эпиграфом к уроку. Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...». И.В. Гёте (1749 - 1832) - великий немецкий поэт и мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных преданий. Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло. Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского. Работа по тексту баллады В балладе как будто бы встретились известные вам три начала литературы: эпическое (повествование о событиях), лирическое (стихотворная форма, выражение чувств) и драматическое (диалогическая речь). Повествовательный элемент заключается в сюжете. Сюжет легко пересказать. Ø Попробуйте это сделать по строфам. 1 – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику. 2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза. 3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга. 4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы. 5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать. 6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы. 7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его. 8 - отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв. - А чем эта баллада напоминает драматическое произведение? - Если читать по ролям, то сколько человек потребуется? Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами. - Кто герои баллады? (Ездок-отец, ребёнок, Лесной царь). В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора, тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира. Видит ли Лесного царя отец? (Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы) Почему видение является только сыну? (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы) Каким нам представляется Лесной царь? Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика). Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка). Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль) Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Уже в первых строках баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок. |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Выполняют физкультминутку |
||||||||||||||||||||
6. Первичный контроль |
Организует работу по применению новых знаний. Работа в группе. Каждая группа анализирует по схеме свой фрагмент. Первая из групп письменно вычерчивает таблицу в тетради и приводит доводы о состоянии чувств старика и ребенка, вторая – доводы о состоянии чувств ребенка и Лесного царя, третья – доводы о состоянии Лесного царя и старика.
Подводим итоги нашего анализа использования схемы градации.( Обучающиеся делают вывод, сравнительные таблицы вывешиваются на доске). Вот так, талантливо используя этот прием, Жуковский раскрывает перед читателями все лучшие качества героев, в центре внимания автора поведение человека в запутанном сложном мире, где рок, судьба играют значительную роль. Но при этом человек все-таки может сделать выбор, выбор между добром и злом. - Какова же, по вашему мнению, авторская позиция, отношение к героям? (Автор не дает прямой оценки от своего имени поведению героев, но мы чувствуем, что Жуковский гордится силой духа старика, ее убежденностью в своей правоте и верности принятого решения, ее готовностью выдержать любые испытания). - В какое время происходит действие? (Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»). По словарю «свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы: хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» - будут ребёнка «усыплять»… Всё указывает на гибель). Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся». К какому герою мы можем это отнести? (Отец слеп…) У Гёте ребёнок погибает от Лесного царя. Гуманист Жуковский не мог допустить, чтобы ребёнку от прикосновений лесного царя было больно (у Гёте именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем немецкий поэт. Сын умирает от страха, т.е. естественной смертью. Отцу от этого менее горестно. Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте, создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».
|
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
|
||||||||||||||||||||
7. Инф-я о д/з |
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. |
Записывают д/р |
||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов, рефлексия |
Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Синквейн» |
Анализируют свою деятельность |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.