Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Гоголь. ТБ.1 ур.doc

 

Литература 7 класс.

Тема: Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

 Цели: углубить знания учащихся о биографии писателя; познакомить с исторической эпохой в художественном произведении.
Задачи:
- учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
- познакомить с репродукциями картин к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- подчеркнуть красоту степных просторов.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности;

Метапредметные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме; формировать ситуацию саморефлексии и самодиагностики.

Предметные: научиться выявлять характерные художественные приемы  поведения

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Николай Васильевич Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России. Николай Васильевич Гоголь - вот ещё одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.

 

 

 

 

 

 

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад  Киевской Руси

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

 Середина XIII в. – монгольское нашествие  распад  Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

  1596 год  - в Брест-Литовске заключена уния  (т.е. объединение)  православной и католической церкви украинское население отказывается  принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию

         Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

       Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые  селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали  и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести -  XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века.  Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так  как у него не было цели  изобразить подлинные исторические факты или реальные  исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Исследование текста.

 

 

 

                 Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевке.  Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. Мать Гоголя, Мария Ивановна, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью исуеверностью. Слайд 4.
       В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук. В Гоголе рано пробудился интерес к литературе.
          В 30-е годы писатель знакомится с Пушкиным, Жуковским, читает лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности.
Всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них: «Мертвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинель», «Тарас Бульба». Слайды 5,6.
          Н.В.Гоголь в период работы над повестью «Тарас Бульба» серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв, в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. В «Тарасе Бульбе» нашла своё наиболее яркое отражение героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. На протяжении ряда столетий земли Украины подвергались опустошительным набегам татарских полчищ. Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи.
Запорожские казаки образовали мощный заслон, защищавший Украину от татарских набегов - построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.
            Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь писал в течение девяти лет (с 1833 по 1842). Она была любимым его детищем. Написав и напечатав её однажды, он неоднократно возвращался к ней, непрерывно перерабатывая и улучшая её.

 

История создания повести «Тарас Бульба», история страны.
Действие повести происходит в далёком прошлом. В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении многих столетий земли Украины подвергались набегам татарских полчищ. Чтобы достоверно описать события того времени, Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники.
Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь и создалась в середине XVI в. Запорожская  Сечь — центр украинского казачества.

Учащиеся выступают с домашним заданием, отвечают биографию автора, на вопросы

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

 

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Анализ I, II глав повести.
Задание: Зачитать диалог между сыновьями и отцом (I ч., гл. I, с. 145.)
Обратите внимание на иллюстрацию Т.Шевченко «Тарас встречает своих сыновей», которая отражает первый момент встречи. Изображение дано на фоне сельского пейзажа. Видна хозяйственная постройка, на которой лежит колесо от телеги (чтобы аист свил гнездо на счастье, по народному поверью); высокий забор, старый дуб, бросающий густую тень на стену; вдали казак уводит коней, на которых приехали сыновья. За сценой встречи отца с сыновьями наблюдает мать, не смея вмешиваться. В её лице чувствуется не только радость. Но и тревога, как будто она уже предчувствует разлуку. Слайд 7.
  - Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?
-Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик - отец/. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!» Тарас Бульба решил отпра¬вить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, меняет свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут настоящими воинами».)


             Очень красиво и поэтично Гоголь описывает украинскую степь в повести «Тарас Бульба». Она показана и днём и вечером. В каждое время суток она выглядит по-разному. Днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. Воздух наполнен птичьими голосами. Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню. Вечером степь совершенно переменилась. Очень красив закат солнца. Степь наполнилась совсем другими звуками. Свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя.  Слайд 8.

Задание: Найдите описание степи. Подумайте, в чём своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его. Почему Гоголь ввел описание степи? (стр. 158, 2 часть) Работа с отрывком из текста.
- Какую гамму красок, разнообразие звуков даёт нам Гоголь при описании степи днём, вечером и ночью? («…поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном»; «…голубые, синие и лиловые волошки»; «По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака…»; «…тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу»)
- Какими словами Гоголь выражает своё восхищение степью? («Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»)
           Степь – это прекрасная родина. И ради неё герои повести сражаются и погибают. С образом степи и образом казаков сливается образ Запорожской Сечи. Описание запорожской степи невероятно красиво. Чувствуется любовь Гоголя к родной природе. Важно, что герои этой повести находятся среди такой прекрасной природы и всем сердцем чувствуют ее красоту. Описание степи занимает очень важное место в повести. Чувствуется, что в эту картину автор вложил всю свою душу и любовь. 
                  Иллюстрации в «народном издании» открывают собой новую традицию в иллюстрировании повести В.М.Васнецовым. Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь. В отличие от других иллюстраторов он не уделяет внимания любовным эпизодам. Тема одной из иллюстраций художника – "Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь", станет почти обязательной для всех последующих иллюстраторов "Тараса Бульбы". Слайд 9. 
Обратите внимание на следующий слайд презентации: репродукция картины А. Бубнова. Художник изобразил цветущую степь, по которой казаки едут в Сечь. Казаки изображены крупным планом, чтобы более выразительно раскрыть переживания героев, различие характеров добродушного Тараса, мужественного Остапа и лиричного Андрия. Слайд 10

 

 

 

 

Анализируют 1 главу повести.  Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап, Андрий и их товарищи. Слайд 11.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность

«Синквейн»

 

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

1) Прочитать 3,4 главы. 
2) Составить таблицу (характеристика Остапа и Андрия).Слайд 14.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература 7 класс. Тема:

Литература 7 класс. Тема:

Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники

Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники

Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню

Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020