Литература 7 класс.
Тема: Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Цели: углубить знания
учащихся о биографии писателя; познакомить с исторической эпохой в
художественном произведении.
Задачи:
- учить работать с текстом выборочно, подбирать
цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;
- познакомить с репродукциями картин к повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- подчеркнуть красоту степных просторов.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности;
Метапредметные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме; формировать ситуацию саморефлексии и самодиагностики.
Предметные: научиться выявлять характерные художественные приемы поведения
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Николай Васильевич Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России. Николай Васильевич Гоголь - вот ещё одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. |
Отвечают конспекты, работают с биографией автора
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
- Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы. Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси. Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей. Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными. 1596 год - в Брест-Литовске заключена уния (т.е. объединение) православной и католической церкви украинское население отказывается принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки. Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство». Жизнь «казацкой республики»
Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица. Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Николай Васильевич Гоголь
родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство
будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевке. Его
отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых
украинских писателей, автором комедий из народной жизни. Мать Гоголя, Мария
Ивановна, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой
красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла
четырнадцати лет. Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью,
религиозностью исуеверностью. Слайд 4.
История создания повести «Тарас Бульба»,
история страны. |
Учащиеся выступают с домашним заданием, отвечают биографию автора, на вопросы
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями
|
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Анализ I, II глав повести.
Задание: Найдите описание степи.
Подумайте, в чём своеобразие этого описания и с какими картинами живописи
можно сравнить его. Почему Гоголь ввел описание степи? (стр. 158, 2
часть) Работа
с отрывком из текста.
|
Анализируют 1 главу повести. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои, Остап, Андрий и их товарищи. Слайд 11. |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность «Синквейн»
|
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
1)
Прочитать 3,4 главы. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.