Литература. 7 класс.
Тема: «В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
Цель урока: познакомить учащихся с фактами из жизни В. Маяковского, со стихотворениями В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; формулировать и удерживать учебную задачу; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Предметные: научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете? - Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии? Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт? |
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся. Чтение эпиграфа на доске: Поэзия – вся! –езда в незнакомое. - Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. - В чем она заключается? (Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны) - Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего? (Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека). |
Анализируют, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия, отец – Владимир Константинович, лесничий, ать – Александра Алексеевна. Было две сестры – Ольга и Люда. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности Маяковского. Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо. Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Маяковский вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях. Но вскоре в семье произошло событие, которое круто переменило всю жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты. В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Маяковский прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Его стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины. В гимназии дела пошли неважно. Маяковский всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года он ушёл из гимназии. В гимназии Маяковский попробовал писать. Маяковского не раз арестовывали за общение с революционерами. За 11 бутырских месяцев он перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Он решил писать, прервал партийную работу, сел учиться.Но учиться начал живописи, которой увлекался с первых гимназических лет. Девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. Они были убеждены, что новая жизнь - это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления - футуризм. Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, поэты предприняли поездку по городам России. Выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей им широкую известность. Маяковский стал поэтом революции. Маяковский как никто из поэтов принял революцию 1918 г. и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Пошёл в агитацию РОСТа, стал рисовать революционные плакаты. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилией Брик . Маяковский сразу влюбился в нее. Любовь их была не простой, многое в ней остается непонятным. Маяковский виделся с Лилией Брик в последний раз 18 февраля 1930 г., когда она уезжала за границу. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая критика творчества Маяковского. Он заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии. 14 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.
Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы. – Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия. В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”? (В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)
– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается. С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой? (Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия) – Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их. (Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге). – Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык? (Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души) – В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца? (Последние строки стихотворения) – Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта. Письменно сформулируйте эту мысль. (Смотри запись выше под пунктом 3 в плане урока)
Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”. – Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского. – Вспомним, что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение) – У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим. Объясните смысл этих метафорических образов. |
Работают с биографией автора.
Анализируют, отвечают на вопросы.
Анализируют стихотворение.
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
– Зачем поэт вводит метафорические образы? (Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)
Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям" Написано в 1918 году Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади». - Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове. - Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе. БиЛи
КоПыТа, Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. ЛоШаДь
на КРуП Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе. В
предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли,
которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого
звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не
до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой
природы. В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.
Словарная работа. -Постараемся теперь объяснить мало непонятные слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых вы догадаетесь из контекста. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве, где всегда были магазины модной одежды и обуви. Зевака – тот, кто ходит, слоняется без дела, «глазеет на всё подряд», часто высмеивая увиденное. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». |
Выполняют работу с текстом.
Делают записи в тетради.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет. …встала на
ноги, Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать. |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
На выбор: Рубрика «Проверь себя» з. 3 (у) (стр. 114), «Творческое задание» (у) (стр. 115). Читать А.П. Платонов «Юшка» |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.