Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "«В. В. Маяковский «Необычайное приключение..."
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "«В. В. Маяковский «Необычайное приключение..."

Оценка 5
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "«В. В. Маяковский «Необычайное приключение..."
В.В.Маяковский..doc

 

Литература.  7 класс.

Тема: «В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

Цель урока: познакомить учащихся с фактами из жизни В. Маяковского, со стихотворениями В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные:  уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; формулировать и удерживать учебную задачу; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Предметные: научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете?

- Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

 

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

    Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.

Чтение эпиграфа на доске:

Поэзия – вся! –езда в незнакомое.

- Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. - В чем она заключается? (Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

- Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего? (Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека).

 

 

 

Анализируют, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия, отец – Владимир Константинович, лесничий, ать – Александра Алексеевна. Было две сестры – Ольга и Люда. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности Маяковского. Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо.

       Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Маяковский вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

         Но вскоре в семье произошло событие, которое круто переменило всю жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

      В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Маяковский прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Его стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

      В гимназии дела пошли неважно. Маяковский всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года он ушёл из гимназии.

      В гимназии Маяковский попробовал писать. Маяковского  не раз арестовывали за общение с революционерами. За 11 бутырских месяцев он перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Он решил писать, прервал партийную работу, сел учиться.Но учиться начал живописи, которой увлекался с первых гимназических лет. Девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. Они были убеждены, что новая жизнь - это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления - футуризм.

          Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, поэты предприняли поездку по городам России. Выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей им широкую известность. Маяковский стал поэтом революции.

         Маяковский как никто из поэтов принял революцию 1918 г. и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция,  и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Пошёл в агитацию РОСТа, стал рисовать революционные плакаты.

    В 1915 году Маяковский познакомился с Лилией Брик . Маяковский сразу влюбился в нее. Любовь их была не простой, многое в ней остается непонятным. Маяковский виделся с Лилией Брик в последний раз 18 февраля 1930 г., когда она уезжала за границу.

       Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая критика творчества Маяковского. Он заболел, врачи запретили ему выступать.     

      Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

      14 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.

 

Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы.

– Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

        В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”?

(В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)

 

– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается. С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой?

(Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия)

Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их.

(Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге).

Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?

(Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души)

В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?

(Последние строки стихотворения)

Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта.

Письменно сформулируйте эту мысль. (Смотри запись выше под пунктом 3 в плане урока)

 

Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”.

– Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.

Вспомним, что такое метафора? (Метафора – это скрытое сравнение)

– У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим.

Объясните смысл этих метафорических образов.

 

 

 

 

Работают с биографией автора.

 

 

 

Анализируют,  отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют стихотворение.  

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

– Зачем поэт вводит метафорические образы?

(Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)

 

Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"

Написано в 1918 году

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». 

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове. 

- Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения? Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной. 

Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность. 

 

Словарная работа.

-Постараемся теперь объяснить мало непонятные слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых вы догадаетесь из контекста.

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве, где всегда были магазины модной одежды и обуви.

Зевака – тот, кто ходит, слоняется без дела, «глазеет на всё подряд», часто высмеивая увиденное.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетради.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет. 

встала на ноги, 
ржанула 
и пошла.
Хвостом помахи вала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

Рубрика «Проверь себя» з. 3 (у) (стр. 114), «Творческое задание» (у) (стр. 115).

Читать А.П. Платонов «Юшка»

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература. 7 класс. Тема: «

Литература. 7 класс. Тема: «

Организация обратной связи.

Организация обратной связи.

Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, поэты предприняли поездку по городам

Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, поэты предприняли поездку по городам

Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность

Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность

Закрепление полученных знаний. –

Закрепление полученных знаний. –

ЛошАдь упАлА! -УпАлА лошАдь!

ЛошАдь упАлА! -УпАлА лошАдь!

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020