Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Оценка 4.8
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».doc

 

21.02.19 год. Литература. 8 класс. (44 урок)

Тема: «А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Цели урока:

Познавательные: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А.И. Куприна. Осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведении А. Куприна; определить, в какие формы облекает это чувство человек. Выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Развивающие: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение анализи­ровать текст рассказа.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) - А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

 

Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. “Почему?” – спросите вы. А дело все в том, что ребенок, только появившийся на свет, ничего не умеющий делать уже умеет любить – он по-особому реагирует на голос матери.

 Такая любовь называется материнской любовью. Но сегодня мы поговорим о самом романтичном чувстве, это любовь между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество песен. И нет, наверно, ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своем творчестве.

Строки о любви вечны, как сама жизнь; нет, и не будет им конца, пока жив на земле человек. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что “любовь – это желание жить”.

Ученик отвечает на вопросы.

 

 

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

- Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством известного писателя. А сейчас ребята, улыбнитесь друг другу, и мне, я надеюсь вы мне поможете провести этот урок, будете внимательными и активными.

- И так, как вы уже поняли, сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением Александра Ивановича Куприна.

- Какие цели, вы ставите перед собой? -познакомиться с творчеством писателя; -учиться рассуждать о прочитанном; -учиться красиво и правильно говорить;

-Какие произведения Александра Куприна вы знаете?

 

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с биографией автора.

Слово о писателе А.И.Куприне.

Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг) родился в селе Наровчатово Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ «Дознание» (1894 г.), связанный с жизнью русской армии.

В августе 1894 г. Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. Работает грузчиком, лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, землемером, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе. Запас наблюдений Куприна пополняется упорным самообразованием и чтением.

Самыми известными произведениями Куприна являются повести «Молох» (1896 г.), «Олеся» (1898 г.), «Поединок» (1905 г.).

В петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Белый пудель», «Конокрады», «Болото».

О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Куст сирени».

Куприн писал «обо всех и для всех». Долгие годы он провел в эмиграции, тяжко расплачиваясь жестокой тоской по родине и творческим спадом. В 1937 г. Куприн возвращаемся в Москву, но здоровье писателя было сильно подорвано, и в августе 1938 г. его не стало.

 

Беседа:

- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину? (Весна, радость, чувство счастья.)

- Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами поведем разговор о полюбившихся многим читателям героях рассказа «Куст сирени». Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.                 9 февраля 1888 г.

 

- Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

- На какие части можно разделить рассказ? (несчастье, надежда, счастье)

- Какие события в рассказе соответствуют следующим элементам композиции?

- ЭКСПОЗИЦИЯ

- ЗАВЯЗКА

- КУЛЬМИНАЦИЯ

- РАЗВЯЗКА

Несчастье:

 

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.  (Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена? (Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя? (Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите? («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?  (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

 

Работают с биографией автора.

 

 

 

Ишакова В.

 

 

 

Гущина О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Работа в паре.

Дать ответы на вопросы.

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа? (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику? (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

 

- Останавливается ли Верочка на достигнутом? (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась? (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?  (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование? (Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

-Объясните смысл эпиграфов к нашему уроку.

- Как же не хочется расставаться с героями. Дома вы готовили творческие пересказы (от имени Алмазова и Верочки).

 

Выводы:

- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?  (Проблемы счастья, упорства и любви.)

Послушайте, как говорил о любви Апостол Павел в книге книг – Библии (читает учащийся).

“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Скажите, как можно назвать такую любовь? Может ли простой человек любить так? (Это идеальная, неземная любовь, и очень редкий человек может так любить).

И таким редким человеком является героиня рассказа Вера Алмазова. Недаром автор назвал ее таким именем. Вера, Надежда, Любовь – три великих слова, которые помогают каждому из нас в трудную минуту.

«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»,- писал Л.Н.Толстой. Это не просто, и этому надо учиться. Учитесь любить! Если вы раньше это не делали, то начинайте прямо сегодня.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

1) Мини-сочинение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»

2) Конспект биографии А.А.Блока.  Чтение стих-ия «Россия»

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература. 8 класс. (44 урок)

Литература. 8 класс. (44 урок)

Строки о любви вечны, как сама жизнь; нет, и не будет им конца, пока жив на земле человек

Строки о любви вечны, как сама жизнь; нет, и не будет им конца, пока жив на земле человек

Весна, радость, чувство счастья

Весна, радость, чувство счастья

Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением»

Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением»

Чем же заканчивается эта история? -

Чем же заканчивается эта история? -

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке -

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020