Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Стихи и песни о ВОВ.doc

 

08.04.19 год. Литература. 8 класс. (55 урок)

Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной  войне».

Цели урока:

- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

-показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

- помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

- развивать навыки выразительного чтения.

Задачи:

- познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

- развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть,

- расширять кругозор учащихся;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.

 Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма; воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение  опреде­лять идейно-эмоцио­нальное содержание произведений о вой­не; осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развернутые высказывания.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

 

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

 

      Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. К сожалению, Великая отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

       Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ученик работает с текстами.

 

 

 

 

Слушают эпиграф, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Фронтальный опрос.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

- Какие стихи и песни о войне вам известны? Каково их настроение?

- Почему многие из этих песен поют и сейчас?

- Почему в нашей стране до сих пор популярны военные песни?

- На какую тему написано большинство песен военных лет?

- Исходя из всего сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

- Какие цели и задачи мы ставим на сегодняшний урок?

 

      Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

     Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

 

 

Отвечают на вопросы, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урок

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

       Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Оказывается, поэзия была самым оперативным (т.е. быстродействующим), самым популярным (т.е. доступным и понятным) жанром военных лет.

        В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

        Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

          Таким образом, поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

           Александров, автор музыки к песне «Священная война» вспоминал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева…   С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…»

       Поэзия всегда отражала необыкновенную душу нашего человека. Военная поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

      Позже другие песни, с другой мелодией, иной интонацией становятся популярными в стране. Самое удивительное, что это стали песни о любви,

песни в форме письма, послания, обращения солдата.

 

       Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. (работа с биографией автора)

Чтение стихотворения - обращения «Жди меня».

Беседа:

-К кому обращается солдат?

-С какой просьбой он обращается?

-Почему он просит ждать?

 

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. (работа с биографией автора).

    Миллионы людей пели его песни, не зная имени автора.

Звучит песня «Враги сожгли родную хату…».

-О ком эта песня? (Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село).

-О какой трагедии идёт речь в песне? (прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…).

-Какие чувства испытывает солдат? (Огромное потрясение, боль от утраты самых дорогих людей).

 

     “Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского.

Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность обрёл как поэт-песенник.

         Его перу принадлежат такие песни, как:

“Дан приказ ему на запад”, “Летят перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”,

“Враги сожгли родную хату”, “Ой, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”.

 

     Особенная судьба у песни “Катюша” на музыку Блантера.

Это одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство.

       Мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная.  Не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её.   «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

 

       В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”. В них рассказывалось о Катюше - партизанке,

Катюше – бойце («С автоматом девушка простая»),

Катюше – медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»).

Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага.

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан,

в Болгарии принималась в качестве партизанского пароля,

во Франции её пели участники Сопротивления.

 

       Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире.

В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса».

Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

 

         Исаковским было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них так не согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

Звучит песня «Катюша». 

– Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)

 

     В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

Звучит песня «Соловьи». 

-Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?

 

Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава.   Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне.

Звучит песня «Песенка о пехоте».

-Как вы понимаете строки:

Не верьте пехоте,

Когда она бравые песни поёт?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, смотрят информацию в учебнике, работают с биографиями авторов,

слушают аудиозаписи военных песен. Участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают песни военных лет. Анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

      - Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны (1970) Булат Окуджава написал песню, которая звучит в кинофильме «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах. 

   Звучит песня «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы.

-Объясните слова: «нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», «нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он».

           А вот ещё одна песня. Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги». 

-Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

– Какие слова повторяются в песне? Почему?

         Приближается 74 годовщина Великой Победы.

В наших сердцах – трепет и волнение, огромное уважение к фронтовикам, благодаря которым солнце над нашей головой светит ярко.

      Ещё совсем юными, молоденькими парнишками ушли на фронт и наши односельчане. Война застала их в самом расцвете молодости, они вместо того, чтобы радоваться и учиться, вынуждены были оставить родные дома, своих близких и встать на защиту Родины.

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

     Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Б.Окуджава, М. Исаковского, А. Фатьянова, К. Симонова, М.Джалиля.

     По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 470 писателей с войны не вернулись.

После войны, оставив большой след в поэзии о ВОв, ушли от нас поэты:

Юлия Владимировна Друнина, Александр Трифонович Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.

 

Помните –

через века,

через года.

Помните о тех,

Кто уже не придёт никогда,

Пожалуйста,

Помните…

-Почему же прозвучавшие стихотворения и песни оказались так необходимы людям:

и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и составить письменный отзыв о военной песне на эти стихи. 

2.Написать письмо ветерану со словами благодарности.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                    Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, деревня Глотовка. Где7 января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самодьэьжззддддехшписать самостоятельно.  Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. В 1921—1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.

 

Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат («Презрение к смерти», «Секрет победы», «Песня о комиссарах», «Защитникам Одессы»), а позднее события, описываемые К. Симоновым в стихах, рассматриваются им не только как факт, но и как результат определенного состояния человеческой души. В июне 1941 года Симонов первым и наиболее просто сумел выразить ту глубокую личную уверенность в победе, которая вдохновляла на подвиги миллионы советских людей. Убедительность поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются не размышлением, а призывом к действию. Наиболее ярким подтверждением этому является стихотворение «Убей его!», которое звучит как прямое обращение к совести каждого бойца, к самым сокровенным мыслям и чувствам воина; в стихотворении сливаются публицистика и лирика. В первые месяцы войны К. Симонов, как и многие советские литераторы, переживает творческий подъем, отражающий, по-видимому, огромное напряжение духовных и физических сил всего народа. В это время созданы «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь», «Майор привез мальчишку на лафете…» и многие другие поэтические шедевры К. Симонова.Стихотворение «Письмо другу» («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…») было принято читателем как адресованное ко всем сверстникам поэта, его фронтовым друзьям. Поэт сосредоточил внимание на том, что больше всего взволновало и поразило его в первые