Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Б. Житков "Про обезьянку"
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б.Житкова; развитие навыка понимать и анализировать поступки героев; рассказывать о герое, используя фрагменты текста, характеризирующие его поступки и описывающие характер.
Задачи урока:
Образовательная: учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Развивающая: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Воспитывающая: прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Ход урока.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы садитесь.
Звенит звонок,
Зовёт нас на урок.
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
- Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
-
О ком говорится в скороговорке?
- Что делает кошка?
- Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
- Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?
2. Речевая разминка.
- Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
Артикуляционная гимнастика
Ы А О У Э И
- Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
- Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
и певуньей.
Рассказ "Как я попал в сказку и вместе с мышонком Пиком совершил путешествие" для 3 класса:
Мышонок Пик жил вместе со своей семьей в лесу недалеко от реки Но однажды.... его схватил невоспитанный мальчишка и хотел убить. Потом подошла сестра, и по ребятам было видно, что они нечто задумали.
Уже через пару минут серенький клубочек сидел на самодельном судне и медленно плыл по речке. Я испугался за судьбу Пика и начал бежать по берегу вдоль речки. Совсем скоро показались огромные чайки, что желали полакомиться мышкой, беззащитным существом, а прямо недалеко от суденышка плыла коварная щука. Мне очень хотелось помочь Пику, но я не умел плавать.
Вскоре я увидел, как к суденышку приближается большая птица. Секунда и оно уже было перевернуто. Тогда меня взял ужас.
Я не знал, что делать. Но вскоре увидел Пика, который шустро перебирал лапками, направляясь к берегу. Здесь я его и подождал. Когда я хотел помочь Пику, он юрко сиганул от меня. Видимо, дети его сильно напугали.
Я пытался отыскать мышонка, покормить его. Но никак не мог найти среди кущей и деревьев. Потом я увидел маленький серенький клубочек, что сидел за ветками кустов. Это и был Пик.
Я сделал вид, что не замечаю его. Я начал незаметно наблюдать за мышонком.
Увидел, как он вылизывает себе шерстку, ловко цепляется за веточки, а когда пролетают хищные птицы, он сразу ложится на землю и не шевелится. Я ежедневно ходил к Пику. Когда его долго не замечал, сильно переживал. Но вскоре мышонок развеивал мои страхи, и я успокаивался.
Спустя неделю я никак не мог поймать взглядом Пика. Надеялся, что он просто сильно спрятался. Ведь не хотелось думать о смерти мышонка.
Несколько дней я приходил в луг с надеждой увидеть Пика, но, к сожалению, моя мечта не сбылась.
Пришла весна. Мы с родителями пошли в гости. Там был тот самый мальчик со своей сестрой, что издевались над маленьким Пиком. Меня взяла обида. Но вскоре я увидел того самого мышонка.
Оказывается, он больше не боится людей и вернулся к детям. Я был неимоверно рад. Подбежал к Пику и начал с ним играть.
С тех пор мы лучшие друзья!
10. Как ты думаешь, чем закончилось путешествие мышонка? Найди и прочитай продолжение сказки.
Приключения Пика имели хороший конец. Он сумел выжить и даже добрался до дома ребят, которые и отправили его в столь дальнее плаванье. Пока Пик отсутствовал, девочка ломала голову мыслями о его судьбе и очень желала его возвращения. Даже мальчик согласился оставить мышку. Когда Пик увидел доброту девочки, которая ухаживала за ним, кормила, то решил навсегда поселиться в их доме. Дети соорудили для него собственный домик. Когда мальчишка играл в дудку, Пик выходил из жилища, чтоб послушать музыку. Вот такой счастливый конец.
Ответы к Страница (ы) 96 - 97 Рассказ "Про обезьянку" Б. Житков
1. От чьего имени ведется рассказ?
Историю рассказывает мальчик Алеша, главный герой рассказа "Про обезьянку". Этот парнишка – прототип соседа Житкова, с которым автор много лет жил в коммунальной квартире.
2. Как попала обезьянка к мальчику?
У мальчика был товарищ, которого в произведении называют Юхименко. Папа заставил его как-то избавиться от питомца, ведь от него были лишь хлопоты. Он и подарил обезьяну мальчику.
3. Как произошло знакомство мальчика с Яшкой? Почему он сказал: "Я глазам своим не верил"? Какие слова помогают представить обезьянку. Расскажи о том, как она выглядела.
Пока мальчик не увидел обезьянку, он не мог поверить словам Юхименко. С первого взгляда обезьянка вызвала восторг, поэтому он и сказал такую фразу. Весь внешний вид животного изумлял мальчишку. Обезьянка была небольшого роста; мордочка напоминала старушку, она была полностью в морщинах, глазки светились, блестели, а лапки были похожи на руки человека, который надел черные перчатки. Обезьянка была в жилетке. Понятно, что видя такое существо впервые, парнишка был очень сильно удивлен такой необычной картиной. Это и вызвало у него неимоверное желание стать хозяином питомца.
4. Как встретили обезьянку в семье мальчика? Удалось ли новому хозяину справится с ней? Какие забавные истории происходили с Яшкой? Как в них проявился характер обезьянки? Расскажи.
При встрече с обезьянкой родители просто промолчали, а сестрички были в восторге. Уследить за обезьянкой было достаточно сложно.
Это был своеобразный маленький хулиган, который умудрялся и чернила разлить, и на штору вылезти, даже штукатуркой метал и к гостям лез.
То он пищу ворует, то прическу портит.
Вот такой вот шкодливый, игривый и находчивый друг.
5. Какие победы одержал Яшка во дворе? Прочитай о них и выбери самые интересные для пересказа.
Двор для обезьяны был гораздо приятнее, чем закрытый дом.
Там он мог «разгуляться».
Яшка смог оседлать собаку и проехаться верхом на ней.
Затем он добрался и до котов.
Обезьяна полезла на дерево вслед за старым котом.
Бедному животному пришлось спрыгнуть с самых верхних ветвей дерева.
Я бы хотел пересказать «сражение» Яшки с котом.
Так как считаю, что это очень забавный момент.
Читать о таких приключениях очень интересно, и они вызывают искреннюю улыбку.
План моего рассказа о победах обезьянки Яшки во дворе:
1. Огромный кот
2. Обезьяна крадется к своей «цели»
3. Животные лезут на дерево
4. Испуганный кот прыгает вниз
6. Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? Объясни.
Обезьяна не рождена для жизни в закрытом помещении, таком как квартира.
Не получалось сделать Яшку послушным.
Он проявлял своеволие и шкодливость.
Лазил туда, куда не следует, крушил все вокруг, портил цветы, таскал со стола еду, неуважительно относился к гостям (чуть ли не изо рта забирал еду, портил прическу).
Семья не выдержала такого поведения.
Они потребовали убрать питомца, либо посадить в клетку.
Мальчику не хотелось расставаться с уже полюбившимся зверьком, но он понимал, что вынужден это сделать.
Ведь он не мог идти против желаний семьи.
И сам осознавал, что от обезьяны слишком много хлопот.
Ведь неизвестно, сколько еще "пакостей" она могла создать.
Даже гостей нельзя было позвать, так как Яша всегда был готов испортить впечатление.
А способ парнишка выбрал такой же, каковым и сам заполучил обезьянку – отдать товарищу.
Но вскоре отсутствие питомца вызвало у семьи скуку и тоску по нему.
И это понятно.
Ведь, несмотря на свое поведение, обезьяна успела полюбиться.
Я думаю, что его выходки даже чем-то веселили семью и вызывали улыбку.
В игривости нет ничего плохого и животное не виновато, что таким его создала природа.
7. Подумай, можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили".
Я считаю, что предложенные слова уместны для рассказа.
Мальчик приручил животное, а затем отдал его.
Стоит понимать, прежде чем взять питомца («приручить»), нужно сначала хорошо все обдумать и спросить совета семьи.
Ведь всем должно быть комфортно разделять квартиру с новым жителем.
В ином случае, рано или поздно придется расстаться с питомцем, а это всегда неприятно.
Так случилось в жизни мальчика.
Семья не могла больше терпеть хулиганство обезьяны, ведь он создавал много проблем и неловких ситуаций.
Поэтому каждый поступок нужно как следует обдумывать, взвешивать «плюсы» и «минусы», лишь потом действовать.
Необходимо учитывать, что каждое существо имеет свои особенности и нельзя их игнорировать, принимая какие-то решения.
Экзюпери использует такое выражение в своем произведении, в котором рассказывает о мальчике, который приручил розу.
Он стал ответственным за ее жизнь, оберегал, ценил и любил.
Мальчик чувствовал поручительство за растение и стал для него настоящим другом.
8. Прочитай план. Он поможет тебе пересказать эту интересную историю друзьям, которые ещё не знакомы с рассказом Житкова.
1) Знакомство с обезьянкой.
2) Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
3) Как Яшка стал царём во дворе.
4) Расставание.
Краткий пересказ по плану в учебнике для друзей рассказа Житкова "Про обезьянку" для 3 класса.
Когда мне было 12 лет, мой одноклассник Юхименко подарил мне живую обезьянку Яшку.
Яшка очень маленькая макака, который любит тепло, сладкое и хочет быть везде главным.
Когда я принес его домой, то Яшка сразу стал шкодничать.
Он украл картошку с вилки у доктора, растрепал гостье прическу и запачкал штору чернилами.
Меня он считал своим хозяином и шел ко мне погреться под куртку.
Когда стало тепло Яшка вышел на улицу и сразу стал сражаться с обитателями двора - собаками и котом.
Ему удалось победить Каштана - главную собаку во дворе, а также прогнали уличного кота, который жил и кормился в этом дворе.
Яшка хорошо прожил целое лето во дворе: кушал семечки подсолнечника и орехи и грелся на солнышке.
Но пришла осень и всем стало ясно, что обезьянку нужно забирать домой, в дом, чтобы Яшка не замерз.
Родители не хотели Яшку забирать в дом, потому что представляли какую шкоду можно его от него ожидать и попросили меня отдать Яшку.
Мне очень не хотелось этого делать, но пришлось.
Я нашел одного друга и отдал ему Яшку.
Когда Яшка ушел всем стало грустно, но никто вида не подавал.
Яшку нельзя было возвращать домой.
9. Ты
уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать
кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты
построил свой ответ?
Что нужно сделать, чтобы получился сжатый пересказ: определить основную
мысль произведения, выделить смысловые части, озаглавить их?
Мальчик увидел у друга маленькую обезьянку, которую звали Яшка. Парнишка очень захотел, чтоб он стал его домашним питомцем и товарищ с радостью отдал животное. Яшка много проказничал, и это быстро надоело семье мальчика. Когда потеплело, питомца выпустили во двор, но он и там умудрился нахулиганить. В итоге, семья потребовала у мальчика отдать животное либо запереть в клетке. Он подарил обезьянку товарищу. Но после этого семья осознала, что скучает по своему игривому другу.
Главная особенность сжатого пересказа – изложения главных событий без эмоциональных оценок. К тому же, как правило, не рассказываются детали, но смысл текста остается. Поэтому, чтоб сжато пересказать произведение, нужно определить главную мысль, которую автор хочет донести читателю; затем выделить части, которые обладают наибольшей смысловой нагрузкой, и дать им названия.
1. Рассказ учителя об авторе рассказа
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц.
О правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» – животным Борис Житков рассказал нам много. (Выставка книг)
2. Речевая разминка
Апельсины и бананы очень любят обезьяны.
Любят детки, любят мамы,
Могут съесть их килограммы.
Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.
Задание
· Прочитайте с веселой интонацией.
· Прочитайте «птичьим базаром».
· Прочитайте удивленно.
· Прочитайте скороговоркой.
· Прочитайте с вопросительной интонацией.
2. Прием «Корзина идей»
- Напишите, что знаете об обезьянах.
(Каждый учащийся вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Учащиеся называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации).
3. Дополнительная информация учителя
- Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадают на задние конечности. Продолжительность жизни составляет 35 – 40 лет.
4. Словарная работа
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Шинель – пальто со складкой на спине.
Давеча – недавно.
Оплеуха – удар рукой по щеке.
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Вавилоны – кривые линии.
За пазуху – под рубаху.
Набрюшник под курткой – брюхо – это живот.
Сконфузился – застеснялся.
Десятину – старая русская мера земельной площади.
Казенный (от слова казна) – государственный.
5. Работа над текстом
- Показательное чтение учителя (отрывок).
- Чтение цепочкой по логически законченным частям.
- Чтение молча.
- Чтение приемом «Небо – Земля».
- Чтение по ролям отдельных отрывков.
V.Физминутка (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя)
- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
- Сколько лап у обезьянки? (4)
- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
VІ. Применение знаний и способов действий
1. Беседа по содержанию прочитанного с выборочным чтением отдельных моментов
- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени мальчика)
- Как обезьянка оказалась у мальчика? (Ему отдал её Юхименко)
- Почему у нее не было хвоста? (Порода макака)
- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (Радостно)
- Какого цвета платье надели на Яшку для прогулки? (Зелёного)
- Как звали собаку, с которой дралась обезьянка? (Каштан)
- За кем гонялся Яшка во дворе? (За котом)
- Кем стали называть обезьянку после победы во дворе? (Царём)
- Остался ли Яшка в семье мальчика? (Нет, мальчик его подарил другу)
- Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? (Была непослушная)
- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?
2. Работа в паре
- Зачитайте отрывок из текста, который вам показался наиболее интересным, соседу по парте. Объясните, почему вам понравился именно этот эпизод.
3. Восстановление плана рассказа
- Восстановите последовательность пунктов плана произведения.
1. Как Яшка стал царём во дворе.
2. Знакомство с обезьянкой.
3. Расставание.
4. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
Правильный ответ.
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
3. Как Яшка стал царём во дворе.
4. Расставание.
VІІ. Итог урока
- Какие задачи были поставлены в начала урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
- С каким рассказом мы с вами познакомились?
- Кто автор рассказа « Про обезьянку»?
- Как звали обезьянку?
- С каким настроением мы заканчиваем наш урок?
- Сделайте вывод: можно ли дома держать диких животных? (Нет)
- Почему нельзя держать в доме диких животных?
- Где должны жить обезьянки? (Должны жить у себя на родине – в джунглях)
VІІІ. Домашнее задание
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
- Сочинить историю, о том, как у вас появилась в доме обезьянка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.