Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 им.А.И.Покрышкина
ст.Калининской Краснодарского края
Урок по литературному чтению
2 класс
А.С. Пушкин
« Сказка о рыбаке и рыбке».
Знакомство со сказкой.
Урок 1. Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство со сказкой.
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из текста.
Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.
"О вещем Олеге" узнаем из песни,
И "Зимнее утро"прочтём наизусть.
"О няне"читать будет нам интересно,
И сердце охватит тревога и грусть.
В честь Пушкина названы улицы в сёлах,
В больших городах и районах страны.
Открыты музеи, театры.
И в школе его изучаем подробнее мы.
2.Активизация на познавательную деятельность.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- А теперь я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой сказочник? (ответы детей)
- Да, я с вами согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня встретимся.
-Кто нарисован на портрете.(Портрет поэта) Это Александр Сергеевич Пушкин.
-Ребята давайте же вспомним сказки А.С.Пушкина. Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне», «Сказка о золотом петушке», Сказка о попе и о работнике его Балде»
- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок А.С. Пушкина. Сказка, которую я хочу предложить, известна вам с детства. Попробуйте её узнать по описанию. Слушайте внимательно.
-Главные герои в этой сказке: Старик и старуха
Невод и рыбка
Изба да корыто
Дворянка и владычица морская? (Ответы детей)
- Догадались? Кто скажет, как называется
сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Открытие новых знаний Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
4. Работа над текстом во время чтения.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь определять главную мысль текста;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
ФИЗМИНУТКА.
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
Физминутка для глаз.
- Следите за полетом бабочек только глазками. Сначала за красной. Потом за голубой.
Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста.
( Работа в паре).
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
- «Не садись не в свои сани!» Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
6.Проверка восприятия текста.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
- Чтобы проверить, как внимательно вы слушали сказку, проведём игру.
Для этого вам будут представлены иллюстрации, к ним вы должны найти строки в тексте.
5. Рефлексия
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - красный, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -желтый).
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
6. Домашнее задание.
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(У каждого ученика нарисованная рыбка.)
- Ребята, у вас на партах золотая рыбка, не простая, а волшебная.
Рыбка попросила вас выполнить задание, которое вы найдете на обратной стороне рыбки (задания разноуровневые: более сильным – пересказать сказку, слабоуспевающим – рассказать кратко по рисункам).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.