Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Прыжок"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Прыжок"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русская литература
2 кл—3 кл
14.11.2021
Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Прыжок"
конспект урока Л.Н.Толстой "Прыжок"
конспект урока Прыжок Толстой (2).docx

 

Тема урока: «Раскрытие субъективного опыта учащихся на уроках литературного чтения через чтение произведения Л.Н. Толстого «Прыжок»

Тип: изучение нового материала

 

Задачи:

• формировать умение анализировать и оценивать прочитанное;

• учить определять главную мысль рассказа;

• учить анализировать поступки литературных персонажей.

Планируемые результаты

Предметные:

обогащать словарный запас;

·                   совершенствовать технику чтения;

·         развивать речь

Метапредметные:

познавательные:

• извлекать информацию из текста;

•уметь рассуждать, отстаивать свои суждения

.

Личностные:

проявлять эмоциональную отзывчивость; чувство сопереживания и сострадания

• проявлять интерес к чтению художественных произведений.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. 1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Дети поворачиваются лицом друг к другу, улыбаются

 

2. Мотивация к обучению

- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Слайд )

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

 

Отвечают на вопрос, рассуждают

- Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь

 

3. Подготовка к восприятию

Ребята, послушайте отрывок песенки. ( Песенка «Капитана», а сейчас отгадайте загадку.

В нём солёная вода

По воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе

Чайка кружится над …. (морем)

– Как вы думаете, о чём это произведение? , слайд

 

Слушают, отвечают

 

 

 

 

 

О море

ІІ. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

1.Беседа.

- Ребята посмотрите, кто изображён на портрете? (Слайд )

На портрете изображён Лев Николаевич Толстой (сказать несколько слов из его биографии)    выбрать важное    Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой  открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений  составляет 90 томов!

 

 

 

4. Словарная работа

-Сегодня мы совершим путешествие, на корабле. слайд

В море плавают дельфины, и в нашем тоже, но посмотрите у нашего дельфина на спине сундук. Что же в нём? Слайд

(В сундуке дети находят слова мачта, капитан , перекладина, каюта, палуба, аршин, матрос)

- Ребята, когда мы будем читать сегодня произведение нам встретятся эти слова, а кто знает, что они означают?

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение

 

 

ІV. Самоопределение к деятельности.

- Откройте учебник на стр. 74, прочитайте название произведения

 - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

- Как вы думаете, где будут происходить события?

- Какие  цели поставим на уроке?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

 

Читают, отвечают…

 

 

 

Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

На корабле Познакомиться с произведением, выяснить главную мысль.

Главный человек на судне

VI. Первичное знакомство с текстом.

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Чтение 1 абзаца

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? 

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

-Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).

- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)

 

Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палуб

VII. Работа над содержанием текста.

Чтение 2 и 3 абз.

- Почему мальчик залез на мачту корабля?

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

- Что мы знаем про мальчика?

Чтение 4 и 5 абз.

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. 

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Осознавал ли мальчик   свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

Чтение 6 и 7 абз.

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? 

- Какая опасность подстерегала мальчика?

- Как выдумаете, удастся ли мальчику спастись?

Чтение 8 и 9  абз.

- Кто же спас его?

- Каким образом он сделал это?

- О какой черте характера говорит поступок капитана? 

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (

- Когда вы переживали за мальчика?

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

 

Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться

Покраснел, скинул куртку

Он сын капитана, ему 12 лет

 

 

Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

 

 

 

 

 

Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха"

 

Разбиться

Отец – капитан

О решительности, находчивости

Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

Ответы детей)

VIII. Итог урока.

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? 

- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?

Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор . слайд

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задорстремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

 

Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.

- Мальчику было жалко потерянной шляпы;
- Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
- Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство

 

Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти. Главная мысль: учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

IX. Рефлексия.

Выбрать

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу. слайд

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

Я бы поставил (а)…

ИЛИ

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

 

 

 

 


 

Тема урока : «Раскрытие субъективного опыта учащихся на уроках литературного чтения через чтение произведения

Тема урока : «Раскрытие субъективного опыта учащихся на уроках литературного чтения через чтение произведения

На портрете изображён Лев Николаевич

На портрете изображён Лев Николаевич

Главный человек на судне

Главный человек на судне

VII. Работа над содержанием текста

VII. Работа над содержанием текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021