1. Орг. момент.
- Сегодня мне хочется начать урок с небольшой сказочной истории: «На одной далекой планете жили-были звездочки. Звездочки были совершенно разные: голубые, желтые, синие, фиолетовые, большие и маленькие. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была наполнена любовью ко всему, что ее окружало. Поэтому звездочки видели друг в друге только хорошее и от этого светились удивительным светом…».
У вас на партах тоже лежат звездочки.
-Кто готов внимательно слушать, рассуждать, активно работать на уроке, поднимите звездочку вверх. Готовы? Тогда мы начинаем наш урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний.
Прочитайте словосочетание (на доске) – Серая Звёздочка.
Что вы можете сказать по смыслу это словосочетания? (рассуждения детей)
Вывод: выражение передаёт ласковое отношение; тот, кто дал такое имя, обладает фантазией, тайной особого зрения.
2. Работа по теме урока
1 этап. Найдите в учебнике произведение с таким названием. Кто его автор?
Борис Владимирович Заходер.
Учитель. В детстве будущий писатель любил читать и очень рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. Самым главным увлечением Бориса Заходера были животные - “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Именно они становятся героями его сказок.
Вопросы по сказке:
– Кто рассказывает эту сказку и кому?
(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)
– Кого называли Серой Звездочкой ?
(Жабу)
–Как она выглядела на самом деле?
Зачитайте характеристику жабы.
– Кто назвал жабу Серой Звездочкой?
– Как жабе придумали имя?
– Какие имена предлагали ей дать цветы?
– Кто помог цветам сделать выбор?
(Ученый скворец)
– Почему, за что любили Серую Звездочку цветы?
(Она спасала их от вредителей)
– Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?
– Почему птицы не защищали цветы?
(Цветы были слишком низко для птиц).
– Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?
(Бабочка Крапивница)
– Что сделала бабочка Крапивница?
(Она привела в сад Очень Глупого Мальчишку).
– Зачитайте, как повел себя в саду этот мальчик?
– Как цветы спасали Серую Звездочку?
(Розовый куст уколол мальчишку шипами)
– Почему плакала Серая Звездочка?
– Кто смог ее утешить?
– Какой вывод сделала Серая Звездочка из случившегося?
– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?
– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?
– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?
– Когда надо задавать вопросы?
– Какие вопросы задал любопытный ежонок своему папе после того, как прослушал рассказ?
– Какие вопросы возникли у каждого из вас после прочтения этой сказки?
На доске магнитами прикрепляются по кругу герои сказки, в центр помещается Серая Звездочка.
2 этап. Работа в парах.
В сказке много персонажей. Назовите их (Цветы, Насекомые-вредители, Крапивница, Учёный Скворец, папа Ёжик, маленький Ежонок, Очень Глупый Мальчишка, Умные Люди, Сорока, Серая Звёздочка).
Рассмотрим точку зрения этих персонажей на Серую Звездочку. Ответ подтвердить строками из текста.
Цветы любят Серую Звёздочку, потому что она не причиняет им вреда, а наоборот защищает от врагов – насекомых-вредителей. Их любовь выразилась в том, что они придумывали жабе ласковые и красивые имена, жалели её и пытались защитить.
Насекомые-вредители ненавидят и боятся Серую Звёздочку, потому что она их
съедает, а они против неё бессильны и могут только ругать и обзывать её ЗА ГЛАЗА.
Крапивница тоже ненавидит жабу, хотя лично ей Серая Звёздочка не угрожает
(ведь бабочек жабы не едят), но из-за своих родственников крапивница идёт на подлость, за что и была наказана.
Учёный Скворец любит и уважает Серую Звёздочку, понимает её, потому что он и жаба делают полезное дело – защищают растения от насекомых-вредителей.
Папа Ёжик понимает и уважает Серую Звёздочку, видит её через своё «ежиное»
представление о мире – серый цвет самый прекрасный, колючки очень полезны, слизняки вкусные, упоминает песенку «Ёжик-пыжик». Так же, как и Учёный Скворец, Ёжик на стороне жабы, потому что ежи тоже поедают насекомых и ведут ночной образ жизни.
Маленький Ежонок любит Серую Звёздочку, переживает за неё и, как все дети,
переносит отношение к жабе на себя.
Очень Глупый Мальчишка не понимает пользы Серой Звёздочки, готов убить её, обзывает и ненавидит жабу именно из-за своего непонимание. Такое отношение называется ПРЕДРАССУДКИ.
Умные Люди понимали пользу Серой Звёздочки, уважали её за это.
Сорока проявляет любопытство по отношению к Серой Звёздочке из-за своей глупости, потому что кто-то ей сказал, что в голове жабы спрятан драгоценный камень.
Серая Звёздочка любит цветы, Учёного Скворца. Его она уважает, беседует с ним, прислушивается к его советам. Сама Серая Звёздочка не нападает на Очень Глупого Мальчишку, хотя тот угрожает её жизни. Она скромная и умная.
Весы положительных и отрицательных чувств.
А какова точка зрения самого автора? Как Борис Заходер относится к событиям?
(рассуждения детей)
Вывод: автор любит, уважает Серую Звёздочку, знает, какую пользу приносит жаба, понимает её чувства и сочувствует ей, сопереживает вместе с Серой Звёздочкой.
Как автор выразил свою точку зрения?
(рассуждения детей)
Давайте распределим персонажей сказки по их точкам зрения на Весах положительных и отрицательных чувств.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
Цветы
Учёный Скворец
Ёжик
Ежонок
Умные Люди
Серая Звёздочка
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА
насекомые-вредители
Крапивница
Очень Глупый Мальчишка
Сорока
Какая чаша Весов перевешивает?
Для чего автор сделал этот перевес? (рассуждения детей)
Вывод: перевес чаши положительных чувств помогает автору выразить свою точку зрения на события, показав победу доброго отношения над злым.
Серая Звездочка была (чтение записей на лучиках):
- добрая
- скромная
- великодушная
- безобидная
- полезная
- умеет дружить
- с красивой душой
- с «золотым» сердцем
3 этап. Работа в группах.
1 группа. Определить, что в сказке является фантазией. Написать.
ФАНТАЗИЯ
Цветы, насекомые, птицы и звери разговаривают и переживают, как люди, понимают друг друга и человека, рассуждают о красивом и некрасивом. Ёжик и Ежонок ведут себя как в человеческой семье.
2 группа. Определить, что в сказке является реальностью и известно науке.
РЕАЛЬНОСТЬ
Бабочки откладывают яички, из них вылупляются гусеницы, которые поедают растения, а потом превращаются в бабочек. Жабы, ежи и скворцы поедают вредных насекомых. Жабы не едят бабочек, ведут ночной образ жизни, как и ежи. Жабы хватают мошек своим языком так быстро, что никто не видит самого языка. Жабы могут выделят ядовитую слизь.
3 группа.
Соберите из частей пословицы. Выберите пословицы, подходящие к сказке. Объясните свой выбор.
За дружбу |
а
человека – в делах! |
4 группа.
Восстановить логическую последовательность. План сказки.
1. Сказка папы Ежика
2. Жаба в саду
3. Имя для жабы
4. Ученый скворец
5. Слизняк
6. Сорока и лучистые глаза
7. Ненависть врагов
8. Крапивница
9. Очень Глупый Мальчишка
10. Розовый Куст
11. Серая Звездочка плачет
12. Утешение Скворца
13. Решение Серой звездочки
14. Три вопроса Ежонка.
5 группа.
Синквейн «Серая Звездочка»
1. Серая Звездочка
2. 2 прилагательных (описание темы)
3. 3 глагола (действия, относящиеся к теме)
4. Фраза (суть темы – главная мысль)
5. Заключение (существительное)
6 группа.
Синквейн «Учёный Скворец»
1. Серая Звездочка
2. 2 прилагательных (описание темы)
3. 3 глагола (действия, относящиеся к теме)
4. Фраза (суть темы – главная мысль)
5. Заключение (существительное)
Проверка.
4. Итоги: Вспомните (найдите в тексте), как описал внешность жабы папа Ёжик.
«...жаба – неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были – можешь себе представить! – бородавки. Брр!..»
Вспоминали ли вы об этом потом?
Чему учит эта сказка?
Вывод: сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка» учит тому, что главное не внешняя красота, а внутренняя, что красота передаётся не внешним видом, а поступками и делами.
А бывает ли наоборот, когда за красивой внешностью скрывается вредное существо? Есть ли подобной существо в этой сказке? (Да, бабочка-крапивница)
Найдите в тексте этот фрагмент. (На вид она была совершенно безобидная и даже хорошенькая, но на самом деле – ужасно вредная. Так иногда бывает.)
Значит, нельзя о ком-то судить только по внешности – она бывает обманчива.
Какой вывод для себя сделала Серая Звездочка? Правильно ли она поступила, когда решила делать свое полезное дело только ночью?
(Нет, она могла не сдаваться, не слушать мнение Глупого Мальчишки)
Так что же нам еще хотел сказать автор?
(На нас излишне сильно влияет чужое мнение. Если нас хвалят, мы – самые счастливые на свете. Если же кто-то обижает, унижает, обзывает, мы слишком близко принимаем это к сердцу и готовы даже изменить свою жизнь, хотя и не нужно)
Рефлексия.
Запишите на своих звездочках, какое ваше качество может «светить» другим людям, согревать их. Я верю, что в каждом из вас обязательно живет такое качество.
Дети записывают на лучах качества и крепят на доску.
- Я верю, что в каждом из вас есть такое качество, которое вы написали. Светите другим добротой и красотой своей души!
Домашнее задание: пересказ сказки от имени Серой Звездочки.
*Работа в парах
– Предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке “Серая Звездочка”.
– В выделенных клеточках вы прочтете название одного из главных качеств характера Серой Звездочки. ( Доброта).
Половинка имени Серой Звездочки, которым ее называли Колокольчики (Ведь других слов они просто не умели говорить) (Динь)
Цветок, который помог Звездочке избавиться от преследования Очень Глупого Мальчишки. (Роза).
Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звездочка. (Бабочка).
Какое время суток наступило, когда папа–еж закончил рассказывать сказку? (Утро).
“У Серой Звездочки глаза лучистые потому, что у нее чистая…” (Совесть).
Как назвал Ученый Скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля).
Место, где разворачивались события сказки. (Сад).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.