Конспект урока № 58 по литературному чтению
Дата – 19.04.2021г.
Класс 2-Б
Учитель: Сейтмамутова Л.С.
Тема: Стихи Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев |
«Весна», «Сельская песенка».
Тип урока: ОНЗ.
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Тютчева о весне;
Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать в них чувства, настроения;
· учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.
· развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;
· воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать коммуникативные навыки; любовь к природе; формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; формировать уважительное отношение к мнению других.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Предметные: подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; выбирать средства выразительности при чтении стихотворений: темп, тон, логические ударения, интонацию; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: Словесный: рассказ учителя, беседа, чтение текстов.
Наглядный: видеоурок.
Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, здоровьесберегающий;
Оборудование: портрет , выставка его книг; карточки (задания).
Ход урока
1. Орг. момент
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и читать!
2. Речевая разминка.
Чистоговорка.
цы, цы, цы, - мы ребята молодцы
ок-ок-ок- дружно мы начнем урок
ать-ать-ать- бдем быстро мы читать
чать-чать- на вопросы отвечать
- Прочитайте стихотворение.
Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает.
И зовут друг друга журавли
- О чём это стихотворение? ( о весне)
- Чтобы увидеть точно картины, которые нарисовал словами поэт, подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
-Прочитайте выразительно.
3. Постановка темы и цели урока.
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Откройте стр.110 учебника. Определите цели урока.
-Кто сформулирует тему урока.
5. Изучение нового материала.
Знакомство с биографией автора
-Выполним первую цель нашего урока - познакомимся с биографией поэта.
-Посмотрите на портрет Фёдора Ивановича Тютчева. Как думаете, он наш современник? ----
-Почему? Верно, он жил в 19 веке.
-Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
6. Чтение стихотворения учителем.
Первичное восприятие.
- Какие времена года встречаются в стихотворении?
- Какие отношения между зимой и весной?
- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?
- На чьей стороне автор?
- Как автор представил своих героинь?
- Он превратил их в людей, поэтому и имена людей написаны с заглавной буквы.
- Такой приём называется олицетворением.
олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)
- Почему в этом стихотворении поэт использовал много глаголов?
-Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
Весна Зима
Хохочет хлопочет
Шумит ворчит
Умылася взбесилась
Румяней стала пустила снежок
- Что вы заметили? Какие слова - ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы.
(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.
- Такое яркое противопоставление называется в литературе контраст.
- Какая следующая задача урока?
- Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно).
- Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).
- Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).
- Какие слова необходимо выделить голосом?
- Назовите признаки весны, описанные автором.
- Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"
- Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)
- Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)
- Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.
7. Физминутка
Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).
- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?
- А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).
- Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)
- Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).
- Как поэт называет Зиму? Весну?
-Что значит «дитя»?
- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?
- Что значит «и горя мало»? Как понимаете «наперекор врагу»?
- Какие слова мы выделим при чтении?
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
«Весенние воды»
1)Словарная работа.
Объяснение значений слов «гонцы, брег, блещут, гласят»
- Что значит гласят? Какими другими словами мы можем передать это значение? (кричат, говорят, трубят)
-подберите слово, близкое по значению к слову брег.
-Гонцы- тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием ; посланец.
2)Чтение учителем.
3)Проверка первичного восприятия
-О чем говорится в стихотворении?
– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
-Стихотворение понравилось тем, что уходит холодная зима.
-Я сразу представил весну, как тает снег.
8. Продолжение работы над новым материалом.
Представление автора (демонстрация портрета)
Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещеева. - Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».
Работа над стихотворением А. Плещеева "Весна"
Чтение стихотворения учителем
- По каким приметам люди узнают, что пришла весна?
Повеяло - зима подходит к концу, подул тёплый ветерок,.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
Миновала – прошла.
Заботы - беспокойство, хлопоты.
Чтение стихотворения учениками
-Хором;
-Комбинированное (начало предложения - шепотом, конец - громко);
-Словарная работа (объяснение слова лазурь);
-Чтение стихотворения "цепочкой" (по одной строчке);
-Работа над выработкой выразительного чтения.
Работа над стихотворением А. Плещеева "Сельская песенка"
Чтение стихотворения учителем
-Радуется поэт весне или нет? В каких строках это выражено?
Чтение стихотворения учениками
-Самостоятельное чтение;
-Хором; Индивидуально
-"День - ночь"- (по сигналу) "День" - дети читают стихотворение, на сигнал «Ночь» - поднимают головы вверх, и опять "День" продолжают читать, а для этого нужно найти быстро слово, на котором они остановились)
- Работа по содержанию:
а) Какие приметы весны можно увидеть?
б) Какие приметы весны можно услышать. Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.
в) Составь небольшой рассказ на тему "Я рад весне"
10. Итог урока. Рефлексия.
-Понравились ли вам эти стихотворения?
-Кто автор этих стихотворений?
-Какое стихотворение описывает более раннюю весну?
-С кем сравнивает автор зиму и весну в этих стихотворениях?
-Вспомни, как называется такой прием в литературе.
-Какие ещё приёмы использует автор?
11. Домашнее задание: Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Стр.110-113
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.