Конспект урока по литературному чтению на тему: стихотворения Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». ( 2 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению на тему: стихотворения Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». ( 2 класс)

Оценка 4.6
docx
23.05.2021
Конспект урока по литературному чтению на тему: стихотворения  Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев  «Весна», «Сельская песенка». ( 2 класс)
58..docx

  Конспект урока № 58  по литературному чтению

Дата –  19.04.2021г.

Класс 2-Б

Учитель: Сейтмамутова Л.С.

Тема: Стихи Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.Н. Плещеев

«Весна», «Сельская песенка».

Тип урока: ОНЗ.

Цель: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Тютчева о весне;

Задачи: учить анализировать произведения, воспринимать в них чувства, настроения;

·         учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.

·         развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;

·         воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать коммуникативные навыки; любовь к природе; формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; формировать уважительное отношение к мнению других.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Предметные:  подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; выбирать средства выразительности при чтении стихотворений: темп, тон, логические ударения, интонацию; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: Словесный: рассказ учителя, беседа, чтение текстов.

Наглядный: видеоурок.

Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, здоровьесберегающий;

Оборудование: портрет , выставка его книг; карточки (задания).

Ход урока

1. Орг. момент


С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и читать!


2. Речевая разминка.

Чистоговорка.

цы, цы, цы, - мы ребята молодцы

ок-ок-ок- дружно мы начнем урок

ать-ать-ать- бдем быстро мы читать

чать-чать- на вопросы отвечать

- Прочитайте стихотворение.


Вот уж снег последний в поле тает.
Теплый пар восходит от земли. 
И кувшинчик синий расцветает.
И зовут друг друга журавли


- О чём это стихотворение? ( о весне)

- Чтобы увидеть точно картины, которые нарисовал словами поэт, подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

-Прочитайте выразительно.

3. Постановка темы и цели урока.

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?

-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Откройте стр.110 учебника. Определите цели урока.

-Кто сформулирует тему урока.

5. Изучение нового материала.

Знакомство с биографией автора

-Выполним первую цель нашего урока - познакомимся с биографией поэта.

-Посмотрите на портрет Фёдора Ивановича Тютчева. Как думаете, он наш современник? ----

-Почему? Верно, он жил в 19 веке.

-Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.

6. Чтение стихотворения учителем.

Первичное восприятие.

- Какие времена года встречаются в стихотворении?

- Какие отношения между зимой и весной?

- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

- На чьей стороне автор?

- Как автор представил своих героинь?

- Он превратил их в людей, поэтому и имена людей написаны с заглавной буквы.

- Такой приём называется олицетворением.

олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

- Почему в этом стихотворении поэт использовал много глаголов?

-Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.


Весна   Зима

Хохочет   хлопочет

Шумит   ворчит

Умылася    взбесилась

Румяней стала     пустила снежок


- Что вы заметили? Какие слова - ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы.

(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.

- Такое яркое противопоставление называется в литературе контраст.

- Какая следующая задача урока?

- Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно).

- Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).

- Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

- Какие слова необходимо выделить голосом?

- Назовите признаки весны, описанные автором.

- Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"

- Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)

- Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)

- Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.

7. Физминутка



Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).

- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?

- А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).

- Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

- Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).

- Как поэт называет Зиму? Весну?

-Что значит «дитя»?

- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?

- Что значит «и горя мало»? Как понимаете «наперекор врагу»?

- Какие слова мы выделим при чтении?

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

«Весенние воды»

1)Словарная работа.

Объяснение значений слов «гонцы, брег, блещут, гласят»

- Что значит гласят? Какими другими словами мы можем передать это значение? (кричат, говорят, трубят)

-подберите слово, близкое по значению к слову брег.

-Гонцы- тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием ; посланец.

2)Чтение учителем.

3)Проверка первичного восприятия

-О чем говорится в стихотворении?

– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

-Стихотворение понравилось тем, что уходит холодная зима.

-Я сразу представил весну, как тает снег.

8. Продолжение работы над новым материалом.

Представление автора (демонстрация портрета) 

Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещеева. - Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

 Работа над стихотворением А. Плещеева "Весна"

Чтение стихотворения учителем

- По каким приметам люди узнают, что пришла весна?

Повеяло - зима подходит к концу, подул тёплый ветерок,.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

Миновала – прошла.

Заботы - беспокойство, хлопоты.

Чтение стихотворения учениками

-Хором;

-Комбинированное (начало предложения - шепотом, конец - громко);

-Словарная работа (объяснение слова лазурь);

-Чтение стихотворения "цепочкой" (по одной строчке);

-Работа над выработкой выразительного чтения.

 Работа над стихотворением А. Плещеева "Сельская песенка"

Чтение стихотворения учителем

-Радуется поэт весне или нет? В каких строках это выражено?

Чтение стихотворения учениками

-Самостоятельное чтение;

-Хором; Индивидуально

-"День - ночь"- (по сигналу) "День" - дети читают стихотворение, на сигнал «Ночь» - поднимают головы вверх, и опять "День" продолжают читать, а для этого нужно найти быстро слово, на котором они остановились)

- Работа по содержанию:

а) Какие приметы весны можно увидеть?

б) Какие приметы весны можно услышать. Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.

в) Составь небольшой рассказ на тему "Я рад весне"

10. Итог урока. Рефлексия.

-Понравились ли вам эти стихотворения?

-Кто автор этих стихотворений?

-Какое стихотворение описывает более раннюю весну?

-С кем сравнивает автор зиму и весну в этих стихотворениях?

-Вспомни, как называется такой прием в литературе.

-Какие ещё приёмы использует автор?

11. Домашнее задание: Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Стр.110-113


 

Конспект урока № 58 по литературному чтению

Конспект урока № 58 по литературному чтению

Изучение нового материала. Знакомство с биографией автора -Выполним первую цель нашего урока - познакомимся с биографией поэта

Изучение нового материала. Знакомство с биографией автора -Выполним первую цель нашего урока - познакомимся с биографией поэта

Какие слова мы выделим при чтении? -

Какие слова мы выделим при чтении? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021