Конспект урока № 37 по литературному чтению
Дата - 25.01.2021г.
Класс 2-Б
Учитель: Сейтмамутова Л.С.
Тема: Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова и А. Введенского, отрабатывать навык выразительного
чтения, прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Учебные за
Личностные планируемые результаты: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения.
Метапредметные планируемые результаты: учиться работать по предложенному учителем плану; уметь прогнозировать содержание произведения; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; придумывать свои вопросы по содержанию; находить ответы на вопросы в тексте; оформлять свои мысли в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре.
Предметные планируемые результаты: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно. правильно, выразительно читать целыми словами; размышлять о характере и поступках героя; высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла ( о чём думал, что чувствовал автор); различать стихотворение, как жанр; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: Словесный: рассказ учителя, беседа, чтение текстов слайдов.
Наглядный: Работа со слайдами на телевизоре.
Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, здоровьесберегающий;
Оборудование: презентация, учебник, канцелярия.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Самоопределение
- Ребята, послушайте случай, который произошёл, как рассказывают, с двумя известными детскими писателями, Даниилом Хармсом и Юрием Владимировым. Однажды Юрий Владимиров дал ехавшему в Москву Даниилу Хармсу две пятирублёвые бумажки. Он попросил купить на одну пятёрку книг, а на другую – рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий Владимиров не обиделся и вскоре сочинил стихотворение. Какое?
- Послушаем чтение стихотворения Ю. Владимирова наизусть.
4. Работа по теме урока.
. Рассказ учителя об Александре Введенском.
- Александр Иванович Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей. Родился и жил в Петербурге. Получил филологическое образование, прекрасно знал немецкий и французский языки. Это позволило ему стать одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым.
Его произведения печатались во многих детских журналах, в том числе… (продолжить предложение можно предложить детям) в журнале «Чиж» и «Ёж». Очень часто при создании стихов он опирался на русское народное творчество. Убедимся в этом.
Детям раздаются карточки (1 на парту для работы в паре) со стихотворением А. Введенского и дается время для его прочтения.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Вторая часть стихотворения прочитывается учителем или хорошо читающим учеником.
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки.
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждём,
Будем бегать под дождём!
- Какой жанр устного народного творчества напоминает это стихотворение? Верно, стихотворение похоже на народную песенку-закличку.
5. Физкультминутка.
Работа со стихотворение А. Введенского «Учёный Петя».
- На с. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?
- Каким вы себе представляете Петю?
- Прочитаем произведение и посмотрим, так ли это? Но сначала поработаем над выразительностью и правильностью речи. Прочитайте радостно:
Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на
свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.
- А теперь прочитайте тот же текст обиженно.
- Гордо. Устало. Удивленно. Строго.
- Молодцы! А теперь прочитаем это произведение до конца.
Первичное восприятие текста. (Читает учитель или хорошо читающие ученики.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение оно создает?
- Назовите действующих лиц стихотворения.
- Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.
- Что ответил Петя?
- Так ли это, как вы считаете?
-Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега.
- Найдите и прочитайте второй и третий вопросы, который дети задали Пете.
- Согласны ли Вы с объяснением Пети? Почему?
- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.
- Что ответил Петя?
- Как на самом деле происходит смена дня и ночи? В стихотворении нарушены причинно-следственные связи.
- А как живут рыбы под водой?
- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик ( у рыб он называется гнездо).Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогощает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.
- Какой вопрос в конце произведения ставит автор?
- Как бы вы на него ответили?
- Действительно ли Петя Ученый? Почему?
- Как можно назвать Петю? (фантазер, выдумщик)
- На какой жанр устного народного творчества похожи объяснения Пети? Верно – на небылицы.
- На какое стихотворение, которое мы с вами читали ранее похоже произведение “Ученый Петя”? Чем?( “Вы знаете…” Даниила Хармса.)
- Как надо прочитать название стихотворения? С восхищением, с усмешкой, с грустью?
- Найдите в тексте обращения. Как их надо прочитать?
- С какими интонациями нужно читать слова детей? А слова Пети?
6. Закрепление изученного.
- Соотнесите фамилии авторов и названия произведений, проведя стрелки. Поработайте в паре. Подчеркните то название, автора которого Вы не можете определить. (Учащимся раздаются карточки)
Д. Хармс, С. Маршак «Чудаки»
А. Введенский «Вы знаете?»
Ю. Владимиров «Весёлые чижи»
Д. Хармс «Кот в сапогах»
«Учёный Петя»
- Почему в правом столбике присутствует название «Кот в сапогах»?
- Если Вы внимательно слушали мой рассказ о А. Введенском, то догадались о том, что сказка французского сказочника Шарля Перро «Кот в сапогах» была пересказана на русский язык именно А. Введенским.
- Выясним: что объединяет этих авторов? Да, они дружили и работали в журнале «Чиж» и «Ёж».
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что Вы узнали на уроке?
- За что бы Вы сегодня себя похвалили? Что особенно хорошо у Вас получилось?
8. Домашнее задание.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Введенского «Учёный Петя».
- Подготовьте свой познавательный вопрос, свой ответ-небылицу и правильный ответ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.