Тема: «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
Класс: 2.
Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования читательской компетентности младшего школьника, коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека в процессе смены видов учебной деятельности.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина и познакомить их с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» в процессе работы по теме урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Задачи урока:
Ø Обучающая: расширить знания о творчестве А.С. Пушкина в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.
Ø Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; развивать умение интонацией передавать настроение; обогащать словарный запас в процессе работы с текстом.
Ø Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к литературному чтению; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.
Планируемые результаты:
Ø Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.
Ø Предметные: знание краткой биографии А.С. Пушкина и его творчества; умение пользоваться толковым словарём; умение правильно и выразительно читать произведение.
Ø Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.
Ø Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.
Ø Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Этапы урока Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
I. Самоопределение к учебной деятельности
Задача: организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса. - Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник? Садитесь. Отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится. - Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. (Слайд 2)
|
Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
- Улыбка.
Улыбаются друг другу. |
Регулятивные УУД: - активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.
Личностные УУД: - формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. - Что такое сказка?
- А кто же поведет нас в мир сказки? Разгадайте шифровку-анаграмму (Слайд 3) РНЕЛСААКД - 743856291 ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591 НУИПШК- 425631 (Александр Сергеевич Пушкин.) - Давайте вспомним некоторые факты из биографии великого русского писателя.
Рассказывает небольшую биографию А.С. Пушкина. (Слайды 4-8) - Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. - Любовь к родному языку и чтению ему привили бабушка, Мария Александровна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. - В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. - В 1831 году он женился на юной красавице Н.Н. Гончаровой. 27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле. - У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников. - А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?
- (Слайд 9) Скажите, пожалуйста, сколько сказок у А.С. Пушкина? Какие? - Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». -Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?
- Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. (Слайды 10-11) - Тема сегодняшнего урока «У лукоморья дуб зелёный». (Слайд 12) |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
- Это литературный жанр. Вымышленная история.
- А.С. Пушкин
.
Слушают учителя. Смотрят презентацию.
Называют сказки А.С. Пушкина
- О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце. |
Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение других.
Предметные УУД: - знают, что такое сказка.
Регулятивные УУД: - осуществляют самоконтроль и самокоррекцию. - умеют осознавать и принимать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: - умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные УУД: - знают сказки А.С. Пушкина.
Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем; - умеют слушать и понимать мнение других. |
III. Действие целеполагания
Задача: формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы. |
- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.
- Молодцы. Сегодня мы познакомимся с вступлением к поэме, выразительно прочитаем и проанализируем.
|
Формулируют цель урока. - Познакомиться с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья…».
|
Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем.
Регулятивные УУД: - умеют ставить цель. |
IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий
Задача: организовать ситуацию целенаправленного поиска. |
Организует устную работу.
- Что такое поэма? (Слайд 13)
- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Слайд 14)
- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье. (Слайд 16)
Учитель включает аудиозапись вступления к поэме.
- Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.
- Каким же поэт изобразил лукоморье?
- Что можете сказать об авторе?
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания.
- Поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
2 ученика работают с толковым словарём С.И. Ожегова
- Морской залив.
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.
- Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. - Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д. |
Познавательные УУД - умеют ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы; - умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.
Предметные УУД: - умеют составлять распространенные предложения.
Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение друг друга. |
Физическая минутка
Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей. |
Показывает движения. «Избушка на курьих ножках» (Слайд 16) В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.) |
Повторяют движения за учителем. |
Личностные УУД: - учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений. |
V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий
Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.
|
Организует работу с презентацией и учебником.
- Откройте учебники на стр. 86-87 (Слайд 17) - А теперь прочитайте произведение. Кто желает начать?
Организует словарно-лексическую работу. (Слайды 18, 19) - Какие незнакомые слова вам встретились? Попробуйте объяснить. Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках. Дол - долина. Витязь - в старину: воин, богатырь. Чредой - чередой, по очереди. Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом - по пути, проходя мимо. Пленяет - берет в плен. Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.
- А сейчас ещё раз прочитаем это вступление по цепочке.
- Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке? - Какие волшебные предметы называет?
- Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?
- Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? |
Работают с презентацией и по учебник.
Несколько человек читают произведение, остальные следят по тексту.
Объясняют значения слов, как понимают сами.
Выразительно читают вступление к поэме по цепочке.
Называют сказки.
- Ступа, избушка на курьих ножках и др. - Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.
- Да. Окончание вступления похоже на конец народной сказки. |
Коммуникативные УУД: - умеют слушать и понимать речь учителя, друг друга; - умеют излагать свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия по алгоритму.
Предметные УУД: - умеют выразительно читать.
Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем.
|
VI. Самостоятельная работа
Задача: организовать самостоятельную работу. |
Организует самостоятельную работу.
- Разгадайте в парах кроссворд «Лукоморье» (Слайд 20) И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними … (1) их морской; Там … (2) мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря … (4) несет богатыря; В темнице там … (3) тужит, А бурый … (5) ей верно служит…
- Проверьте себя. (Ответы на слайде.) |
Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.
О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.
|
Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе; - осуществление самоконтроля.
Коммуникативные УУД: - умеют работать в парах
Предметные УУД: - разгадывают кроссворд по теме урока. |
VII. Рефлексивно оценочные действия
Задача: организовать ситуацию рефлексии. |
Организует рефлексию и подводит итоги урока.
- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу. - Скажите, какая была тема сегодняшнего урока? - Что такое поэма? - Что такое лукоморье? - Что нового вы узнали сегодня? - Что вызвало затруднения у вас на уроке? - Что вам понравилось на уроке? - Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! - (Слайд 21) Продолжите строки: Какой был прекрасный сегодня …урок. И много в душе родилось у нас …строк. И ум наш в порядке, и есть у нас …знанья. Теперь не страшны нам любые …заданья. |
Отвечают на вопросы.
Выполняют личностную рефлексию. |
Личностные УУД: - умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.
Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение друг друга. |
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. (Слайд 22) - Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 12 строк наизусть. - Всем спасибо за урок! |
Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники. При необходимости задают вопросы.
|
Регулятивные УУД: - записывают домашнее задание |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.