Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17» г. Черкесска
Учитель: Голованова Елена Александровна
Предмет: Литературное чтение. Школа 21 век
Класс: 2
Тема: В. Бианки «Еж-спаситель».
Цель: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся; способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к животным.
УУД:
Предметные: создание условий для знакомства о жизни и творчестве В.В Бианки, знакомства с его произведением “Ёж-спаситель”; развивать умения искать нужную информацию из источника; составить план текста; формировать умения составлять устный рассказ.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развивать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать себя и других.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; осваивать навыки смыслового чтения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществлять поиск и анализ информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам на урок чтения пришло много гостей – учителей, которых вы все знаете
1. Психологический настрой.
Давайте, ребята, повернемся к ним, ласково улыбнемся и скажем дружно «Здравствуйте!», а теперь повернулись ко мне.
-Девиз нашего урока: «Все мы на свете друг другу нужны»
Покажите, как вы будете работать на уроке
– Здравствуй, мир!
Это-я! А вокруг –страна моя!
Здесь леса, а здесь-луга.
Справа друг и слева друг.
Друг без друга жить не можем
И друг другу мы поможем.
1. Постановка темы и учебных целей.
Девиз нашего урока «Все мы на свете друг другу нужны». Будем работать над техникой чтения, говорения и слушания.
Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нам надо завести наш веселый язычок.
Прочитайте скороговорки. Выделяя звук ж
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Домашнее задание было разным (подготовить загадки и придумать сказку о лисе) стихотворение?
- Сейчас ребята загадают загадки, а вы постарайтесь найти слова или словосочетания, которые помогают нам представить лисичку. Как называются такие слова в русском языке? ( Прилагательные)
( Ответы детей: одни дети загадывают загадки, а другие называют слова и словосочетания, которые характеризуют лису.)
- Теперь послушаем сказки (2 человека оценки детям)
- Кого сегодня не услышали, смогут ответить на обобщающем уроке.
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Мы много узнали о лисе. А сегодня на уроке много интересного узнаем ещё об одном животном. Отгадайте загадку
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
Какой раздел мы свами изучаем?
Поработайте с оглавлением учебника и найдите произведение В.В.Бианки в этом разделе и сформулируйте полностью тему и цели нашего урока.
- Познакомиться…(- Познакомиться… с произведением В.В. Бианки «Ёж-спаситель».
- Учиться…- Учиться… искать нужную информацию из источника; составить план текста; уметь составлять устный рассказ.
- Узнать…- Узнать… о жизни и творчестве В.В Бианки)
Учитель: - О ежах и других животных, о природе много интересного написал писатель Виталий Бианки. (На доске портрет писателя и выставка книг).
Рассказ учителя о Бианки
“Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.
3) (Из дневника В. Бианки):
“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.
Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”.
- Выставка книг – это только маленькая часть того, что написал Виталий Бианки.
На доске изображение ежа.
– Разговор пойдет о ежике.
– По каким признакам вы узнали, что это еж?
– Кто видел ежа? Где?
– Представьте, что мы в лесу.
– Зачем люди ходят в лес?
– Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только чтобы собрать грибы и ягоды, а еще и понаблюдать за жизнью его обитателей.
– Прочитайте название произведения.
– Как вы понимаете смысл слова спаситель?
– «Еж-спаситель».
– В словаре С. Ожегова это слово объясняется так: «Тот, кто спас кого-то или что-то»
- За что же ежа так могли назвать? ( дети отвечают)
- Я думаю, ответ мы найдём в произведении.
Первичное целостное восприятие произведения
- В тексте, который вы сейчас будете слушать, встретятся трудные слова,
давайте, все вместе объясним их значение:
Засеменил – пошел быстро-быстро маленькими шажками.
Зафуфукал – запыхтел, засопел.
Зигзаг – ломаная линия.
(Ударить) плетью – туго сплетенной веревкой
Вопросы во время чтения:
- Зачем девочка побежала в лес? –
Обо что она укололась? –
Почему она укололась?
- Как вы думаете, почему еж замолчал?
-Как вы думаете, укусит ли её гадюка?
- Подтвердилось ли наше
предположение?
3) Почему автор назвал рассказ
«Ёж спаситель?
– Определите жанр этого произведения. Докажите
Рассказ - это небольшое произведение, которое написано в прозе. В нем рассказывается о каком-то одном, главном, событии ("эпизод"). Героев в рассказе мало, они все участвуют в описанном событии.
Беседа после первичного чтения.
– Какие чувства вызвал этот рассказ?
- Поделитесь своими впечатлениями и чувствами
(“Мне было страшно…”, - Чувство страха за Машу, жалость.
(Гадюка могла укусить, ёжик уколол)
“Я обрадовалась, когда…”,
“Я восхищаюсь ёжом, который…”)
Самостоятельная работа
Выполните модель обложки к нашему
рассказу
Проверка по слайду
Физкультминутка
Анализ рассказа
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому она эпизоду?
- К какому жанру относится это произведение? - Рассказ
-Чего не хватает, чтобы рассказ стал сказкой? - Животные заговорили.
- Куда пошла девочка ранним утром? - В лес.
– Почему плакала Маша?
- Об какие колючки укололась Маша? - Колючки ежа.
- Еще какие опасности поджидали Машу? - Змея.
– А вы видели гадюку? Опишите ее.
(– Большая серая змея с черными зигзагами на спине – это ядовитая гадюка)
3.Работа над содержанием произведения.
2 абзац.
- Насколько сильно укололась Маша? Докажите словами автора.
- «Вскрикнула от боли», «до крови
укололась».
3 и 4 абзац.
- Как повёл себя ёж сначала? Свернулся и зафуфукал
Слайд 5
- Почему еж зафуфукал? - Ему тоже было больно.
- Виталий Бианки называл себя «переводчиком с бессловесного языка»,
а вы сможете догадаться, что бы мог «сказать» ёжик Маше?
- Когда девочка заплакала, как тогда повёл себя ёжик? Почему?
- Сопереживал, сочувствовал, как друг.
5-й абзац.
- Какую змею увидела Маша?
- Чем она опасна?
- Знала ли Маша, что гадюка ядовитая?
- Как сказать по-другому «От страха у Маши руки-ноги отнялись»
(фразеологическим оборотом) - «Душа в пятки ушла», «Ни жива, ни
мертва», т.е. очень сильно испугаться.
6-й абзац.
- Прочитайте объяснение выделенного слова.
- С чем сравнивает Бианки удар змеи. - «С ударом плетью».
7-й абзац.
Изменилось ли отношение Маши к ёжику в конце рассказа?
Работа в тетради с 11
- У вас на столах лежат карточки, я предлагаю вам их заполнить.
Какие открытия для себя из жизни природы вы сделали, читая рассказ
В.Бианки?
1) Читая рассказ “Ёж-спаситель”, мы ещё раз убедились, что босиком
в лес ходить _________________, потому что _____________
2) Мы узнали, что земляника растёт на ___________
3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая
гадюка. (Пользуясь учебником, найдите её описание и подготовьте рассказ
о том, как выглядит эта змея.)
4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится на __________.
Выборочное чтение.
– Найдите в учебнике и зачитайте, как вела себя змея во время поединка.
– Что делал еж?
– Чем закончился поединок?
– Какова главная мысль рассказа? Как автор называет ежа?
- Обобщить ваши ответы хочу пословицей: Кто много читает, тот ….
- А пригодятся ли эти знания вам в жизни?
IV. Итог урока. Рефлексия
– Произведение какого автора мы читали на уроке?
– Чем вам понравился рассказ?
- Какую учебную задачу поставили перед
собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
- Какие правила поведения в природе мы должны помнить?
- Кому было трудно на уроке?
- Что не получилось? Что нужно сделать,
чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Где вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили?
- Оцените свою работу на уроке.
Встаньте те, кто считает, что он хорошо потрудился и узнал много интересного
(учитель показывает красный распустившийся цветок)
все получилось;
были затруднения, но я старался ( цветок с бутоном)
_ Молодцы, ребята. А закончим сегодняшний урок нашей песней
(Дети исполняют куплет песни на мотив «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»)
Наша школа 17 на волнах, как кораблик
По течению жизни плывет,
Приучает ребяток
Быть друзьями пернатых,
Много знаний полезных дает.
Мы природу охраняем, мы природу бережем,
Дружим с белкой и лисицей,
Дружим мы с ежом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.