Магазова Валентина Васильевна
Место работы МОУ «Глажевская СОШ»
Должность учитель начальных классов
Предмет – литературное чтение
Класс – 4
Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой изд.2016г
Цель урока
1. Учить детей определять характерные признаки басни на примере басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
2. Учить понимать смысл произведения.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение прогнозировать содержание произведения;
-понимание основной мысли произведения;
- развивать навык выразительного чтения
Метапредметные:
- использование различных способов поиска учебной информации в словаре;
-овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в устной речи;
- умение работать с текстом
-умение ориентироваться в учебной книге
Личностные:
- формирование системы нравственных ценностей;
-развитие интереса к произведениям Л.Н. Толстого
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, работа в паре, индивидуальная работа.
Используемые ЭОР
- Аудиоприложение к учебнику А. Ф.Климановой «Литературное чтение
4 класс.
-презентация
Структура и ход урока
1.проверка домашнего задания
Учитель
-Произведения какого автора мы читали на прошлом уроке ?
Уч-ся Льва Николаевича Толстого
Учитель Поднимите руку те ребята, кто дома прочитал другие произведения Л. Н. Толстого.
Попробуйте узнать их по первым строчкам.
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.»
Уч- ся «Старый дед и внучек»
Учитель «Был мальчик, звали его Филипп . Пошли раз все ребята в школу»
Уч-ся «Филиппок»
Учитель « Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел»
Уч-ся «Правда- всего дороже»
Учитель «Сын приехал из города к отцу в деревню»
Уч- ся «Ученый сын»
Учитель «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда»
Уч-ся «Косточка»
Учитель Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой
Уч-ся «Прыжок»
Учитель Молодцы, вы вспомнили много произведений Л.Н. Толстого. А можете назвать еще другие произведения Толстого.
Уч- ся «Лев и собачка», «Котенок»
Учитель А теперь подумайте, на какие две группы можно разделить эти произведения по их жанру. Вспомним, с какими жанрами произведений вы знакомы.
Уч-ся стихи, рассказы, басни, былины, сказки.
Уч- ся Здесь встречаются рассказы и басни
Учитель Какие из этих произведений, по вашему можно отнести к басням? Можете ли вы сейчас точно сказать это? Какие признаки басни вы знаете?
Уч-ся Басня чему- то учит.
Учитель Найдем в словаре Даля объяснение значения слова - басня. Работаем в паре.
Работа со словарем
Уч-ся (читают) 1.Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
Учитель Что значит нравоучительный рассказ?
Уч – ся Нравоучительный рассказ учит чему то хорошему ,нравственности.
Учитель Басня обязательно учит, то есть в ней есть мораль.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней Л.Н. Толстого, а в конце урока вы назовете басни из прочитанных вами дома произведений.
Прочитайте тему сегодняшнего урока
2. работа по теме урока
Учитель Как вы понимаете значение слова – мужик?
Уч-ся Мужик это мужчина.
Учитель Более точное объяснение этого слова найдем в « Толковом словаре» Владимира Даля. Работаем снова в паре.
Работа со словарем
Уч-ся ( читают ) Мужик – мужчина простолюдин, человек низшего сословия.
Учитель Что значит простолюдин?
Уч-ся Я думаю, что простолюдин это выходец из простого бедного народа.
Учитель О чем, по- вашему может идти речь в басне?
Уч-ся Речь пойдет о том, как мужик откуда-то камень убирал.
Учитель Читаем басню (первый абзац)
Уч-ся На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.
Учитель Где же происходит действие, описанное в басне?
Уч – ся В городе происходят события, описанные в басне.
Учитель Кого попросили убрать камень?
Уч-ся Убрать камень попросили инженеров.
Учитель А кто такие инженеры?
Уч- ся Это профессия людей.
Учитель Обратимся снова к словарю и прочитаем точное определение слова.
Работа со словарем
Уч- ся Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Учитель Как вы думаете, смогли ли инженеры найти способ, как убрать камень?
Уч- ся Наверное да, ведь они умные.
Учитель Что они могли предложить сделать?
уч– ся Не знаем
учитель Продолжим чтение басни и узнаем , что предложили инженеры.
Уч-ся (читаем вслух) Один инженер сказал, что камень надо разбивать порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей
Учитель что такое порох?
Уч-ся порох – это взрывчатое вещество.
Учитель что, по- вашему, предложит второй инженер? Читаем дальше.
Уч-ся( читаем вслух ) Другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.
Учитель Что такое каток?
Уч-ся Каток - это место для катания на коньках.
Учитель Подходит ли это значение слова для данного текста?
Уч- ся Нет, с помощью такого катка убрать было нельзя.
Учитель Прочитаем из словаря другое значение этого слова.
Уч- ся Каток – машина со специальными валами для уплотнения и выравнивания грунта, дорожных покрытий.
Учитель У какого инженера оказался способ более дешевым?
Уч-ся У второго
Учитель Можете ли сделать предположения , что предложит мужик?
Уч-ся Наверное. его способ будет еще более дешевым, потому что мужики бедный народ.
Учитель Прочитаем дальше
Уч-ся ( читаем вслух) А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»
Учитель Прочитайте дальше самостоятельно и расскажите, какой же способ предложил мужик стоимостью всего 100 рублей.
Самостоятельное чтение про себя
Уч-ся Он предложил выкопать около камня яму, землю из ямы разбросать по площади, камень свалить в яму и разровнять землю.
Учитель Как же оценили выдумку мужика? За что дали ему еще сто рублей?
Уч-ся Ему дали сто рублей за работу и еще сто рублей за умную выдумку.
Учитель Значит чему же учит нас эта басня? В чем заключается ее мораль? Разделитесь на 4 группы, обсудите этот вопрос и выберите пословицы с экрана, которые выразят мораль этой басни.
Обсуждение в группах
Уч-ся Главную мысль басни выражают следующие пословицы: Каков мастер, такова и работа. Глупый киснет, а умный все промыслит. Сила ломит все, а ум силу.
Учитель Верно, с давних пор в народе ценились ум и смекалка.
На сколько частей вы предлагаете разделить басню?
Уч- ся на три
Учитель в группах обсудите деление басни на три части и попробуйте задать вопросы по каждой части.
Работа в группах
Уч-ся 1 часть Кого призвали убрать камень с площади?
2часть Какой инженер предложил более дешевый способ работы?
3 часть Как оценили выдумку мужика?
Учитель К какой части басни можно отнести иллюстрации, прочитайте отрывки.
Уч- ся На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.
Уч- ся Мужик так и сделал, и ему дали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку.
Учитель Какие чувства возникли у вас во время работы над басней?
Уч- ся гордость за русский народ.
Учитель Послушайте басню в аудиозаписи и поделитесь после прослушивания своими чувствами от прослушанной басни. Постарайтесь передать их при чтении.
Уч- ся Выразительное чтение басни.
Учитель Сможете ли вы теперь из прочитанных вами произведений назвать еще басни?
Уч – ся « Ученый сын», «Правда всего дороже»
Учитель Чему же учат эти басни Толстого?
Уч- ся Басня «Ученый сын» учит нас не лениться и не зазнаваться.
А басня «Правда всего дороже» учит говорить правду.
Учитель Подведем итог нашей работы. Поднимите руку те ребята, кому было интересно работать на уроке. Кто узнал что- то новое. Кого прочитанные басни научили хорошим качествам. В группах назовите самых активно работавших ребят.
(оценки за выразительное чтение всей басни, детям активно работавшим устно)
Учитель Дети возникло ли у вас желание прочитать другие басни Л Н Толстого? Домашнее задание : Найти другие басни Толстого и прочитать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.