Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат с. Покровка
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема урока: Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (2 урок)
Цели урока:
- продолжить знакомство с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”;
- учить анализировать произведение и оценивать поступки героев, ссылаясь на текст.
Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные:
–
ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста;
- умение выразительно читать диалоги, читать по ролям.
Коммуникативные:
–
воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Регулятивные:
–
осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий
Личностные:
–
первоначальные представления об отраженных в литературных текстах нравственных
понятиях, таких как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость,
честность;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев
сказок,
рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс» А.Ф. Климановой и др., компьютер, мультимедийный проектор, рисунки детей по сказке, карточки к игре «Узнавай-ка», у детей рисунки яблок (красное, жёлтое, зелёное), на доске – силуэт яблони (для релаксации).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прочитайте пословицу. Слайд 1.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Активную работу на уроке будем оценивать красными яблоками.
- Если вы не совсем довольны работой – жёлтые.
- Если вам что-то не удалось – зелёные.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
1. Речевая разминка. Слайд 2.
- Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Река, речка, реченька, речной.
Печь, печка, печурка, печной.
Яблоня, яблонька, яблоневый.
- Прочитайте . Что это? (Скороговорка)
У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.
- Произнести быстро.
- Произнести с чувством радости.
- Произнести с чувством огорчения.
- Произнеси с чувством обиды.
2. О чём вам напомнили слова речевой разминки? Речка, печка …
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с русской народной сказкой "Гуси-лебеди".
- А чему еще можно учиться на уроке чтения? (Инсценировать сказку, пересказать, поговорить о героях, обсудить поступки героев, пофантазировать.)
III. Работа по теме урока.
1. Что мы делали на прошлом уроке? (Читали сказку, делили текс на части)
- Что делали дома? (Рисунки)
2. Распределим рисунки так, чтобы получился картинный план.
3. Выборочное чтение.
- Найдите в тексте сказки ответ и прочитайте его.
1) Почему произошло несчастье?
2) Кто виноват в случившемся? Как об этом сказано в тексте?
3) Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика.
4) Что чувствовала Маша, когда потеряла братца?
4. Чтение отрывков по ролям.
- Какими словам автор «рисует» настроение Маши?
- Кто помог в поиске братца?
- Как лучше прочитать эти отрывки: одному человеку или нескольким? Почему?
- Прочитайте по ролям диалог, исключая слова автора.
5. Пересказ отрывка сказки от лица героя.
- Где Маша нашла своего братца?
- Представьте себя на месте девочки. Перескажите от лица Маши, что она чувствовала в дремучем лесу возле избушки?
- Как вы думаете, почему Маша не отступила от намеченной щели?
6. Физкультминутка (слова сопровождаются движениями) (Слайд 3)
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд.
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, сердитая какая
Эта бабушка Яга!
7. Беседа.
- Кто помог детям добраться до дома?
- Как вы думаете, почему волшебные помощники помогали Маше, а не гусям?
8. Постановка последующих учебных задач.
- Сегодня нам предстоит задуматься над следующими вопросами:
(Слайд 4)
1) По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?
2) Для чего народ создавал сказки?
9. Анализ художественного текста.
- Почему сказка так называется?
- Что за птицы «гуси-лебеди»?
- Опишите, как выглядят эти волшебные птицы – слуги Бабы Яги?
- Определите вид сказки. Докажите.
- Зачитайте зачин.
- Какой в сказке троекратный повтор?
- Где, на ваш взгляд, в сказке кульминация?
- Как заканчивается сказка?
- Для чего народ создавал сказки?
- Как можно соотнести с содержанием сказки такое выражение?
Слайд 5.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Кто автор этого высказывания?
- Определите главную мысль сказки.
Слайд 6.
- Выберите пословицу, которая отражает главную мысль. Осудите ответ в паре.
Ласковым словом и камень растопишь.
Не дорого начало, похвален конец.
Слезами горю не поможешь.
10. Игра «Узнавай-ка» Работают 2 группы.
Задание.
Подобрать подходящий по смыслу фразеологизм к выделенному фрагменту.
Каждая группа получает лист с высказываниями (одинаковый для всех) и карточки с фразеологизмами.
Высказывания:
1. Маша бежит изо всех сил, несёт братца, ног под собой не чует.
2. Видит девочка – стоит яблонька, вся румяными яблоками увешана, а на ней яблок – видимо-невидимо…
3. Немного погодя глянула Баба Яга в окно, не мальчика.
4. Бежит Маша, несёт братца, уж совсем близко.
5. Маша поняла свою ошибку и с тех пор стала заботливо оберегать братца.
Карточки.
I.
Бежать стрелой. |
Куры не клюют. |
И след простыл. |
Рукой подать. |
Беречь как зеницу ока. |
II.
Во весь дух. |
Как звёзд на небе. |
Поминай как звали. |
В двух шагах. |
Беречь как зеницу ока. |
Проверка.
Итог урока.
- Нужны ли людям сказки в наше время?
5. Рефлексия.
В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.
Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке красное яблоко.
Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке жёлтое яблоко.
Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке зелёное яблоко.
(По желанию – объясняют выбор цвета яблока).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.