Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Цели: _ организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме
Планируемые образовательные результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Уметь читать и записывать смешанные числа, грамотно излагать свои мысли, подмечать сходство и различие отдельных выражений; Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе. |
Увидеть роль и место смешанных чисел в других дисциплинах и окружающей жизни |
Усвоить правило сложения (вычитания) смешанных чисел, дробные части которых имеют разные знаменатели ; Научиться складывать (вычитать) смешанные числа; |
Основные понятия, изучаемые на уроке: __Смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, наименьший общий знаменатель, дополнительный множитель, сумма и разность смешанных чисел.
I Организационный момент
Постановка цели и задачи урока учащимися
Дроби всякие нужны.
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет удача.
Если дроби будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже сложная задача.
Запись даты и классной работы в тетради.
- Тему урока сформулируем в ходе работы.
II Актуализация знаний
; ; ; ; ; ; 17; ; ; .
- Что здесь лишнее?
- На какие группы можно разделить? В чем отличие неправильных и правильных дробей?
- Выпишите неправильные дроби в столбик.
- Вспомните правило выделения целой части из неправильной дроби. Выделите целую часть.
Проверка.
- Как называются полученные числа? (смешанные). Почему они так называются? (состоят из целой и дробной части). Представьте их в виде суммы целой и дробной части. Вспомните, какие свойства сложения вы знаете. Предложите их запись в буквенном выражении
1. a+b=b+a – переместительное; 2. a+b+с=a+с+в=в+с+а – сочетательное.
- Для чего применяются эти свойства? (для упрощения вычислений).
- Упростите выражения, используя свойства сложения (устно)
613 + 73 + 17 =
43 + 97 + 57 =
11 + 24 + 49 + 36 =
23 + 24 + 25 + 26 + 27 =
II Определение темы урока
Кто догадался какую тему сегодня мы с вами будем изучать?
III Изучение нового материала
1) Подготовительный этап
а) На слайде задача. Картинки кг моркови и кг свеклы. Сколько всего кг овощей? Составьте по картинке задачу. Запишите в тетради решение задачи.
+ = . Что заметили? Дробную часть можно сократить. Сократите.(Повторение правила сокращения дробей)
б) Измените условие задачи так, чтобы в решении выполнялось вычитание.
Запишите решение.
– = .
в) Как выполняется сложение смешанных чисел? При решении задачи использовали правило сложения смешанных чисел. Представьте его в виде алгоритма
2) Вывод нового правила.
Учитель предлагает решить эту же задачу с измененными числовыми значениями (заранее записано на доске).
М. - кг
С. - кг
Что заметил? Предложите решение.+ Как выполнить сложение дробных частей с данном случае
+
Как нужно дополнить алгоритм, чтобы использовать его при сложении смешанных чисел, где дробные части имеют разные знаменатели?
IV Первичное закрепление
Выполните сложение, пользуясь алгоритмом. (Выполняется у доски с проговариванием алгоритма)
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
V Физкультминутка на глаза:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Пoтянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
А теперь мы сядем дружно,
Нам опять работать нужно.
VI Тренировочные упражнения
1) Самостоятельная работа с взаимопроверкой
I вариант стр.61 № 376 а, в, д, ж II вариант стр.61 № 376 б, г, е, з
На слайде ответы I вариант а) , в) , д) , ж)
II вариант б) , г) , е) , з) .
взаимопроверка
2) Решение задач
а) на разностное сравнение с косвенным вопросом.
Найдите периметр треугольника, если одна его сторона см, что на см меньше другой стороны, а третья на см больше первой.
Решение с подробным комментированием у доски.
б) Самостоятельное решение задачи № 389 с самопроверкой
На слайде решение задачи и ответ.
VII Применение полученных знаний в измененной ситуации
Работа в парах. Вычислите:
а) ; б) ; в)
Учащимся предлагается обсудить план решения в парах, затем учащиеся с подробным комментированием решают примеры у доски.
VIII Повторение. (Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями)
Решение заданий повышенного уровня. Работа в группах.
Упростите и найдите значение выражения
I и IV группа |
II и IV групп |
III и VI группа |
При n = 4 |
При а = 15 |
При m = 2 |
Представление решения на доске (1 учащийся от группы)
X Итоги урока
XI Рефлексия
1. Обращается к учащимся в стихотворной форме:
«Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?»
2. Задает вопросы:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- Кому нужно еще потренироваться?
3. Покажите с каким настроением мы завершили урок? ( учащиеся показывают смайлики, соотвествующие их настроению)
XII Домашнее задание № 414, 421, 426 а
Используемые источники
http://festival.1september.ru/articles/508139/
http://bcschmedn.ucoz.ru/load/fgos/kukunina_v_v_urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme_quot_smeshannye_chisla_quot/9-1-0-197
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.