Открытый урок
Математическое путешествие
в 4 классе
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Цель:
1. Закреплять устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, формировать умение решать простые и составные задачи изученных видов;
2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
3. Развивать логическое мышление, математическую речь, познавательную самостоятельность и творческую активность.
Оборудование:
Карта путешествия, карточки с заданиями, презентация, средства мультимедиа.
Ожидаемые результаты: закрепление умений решать примеры и задачи изученного вида.
Тип урока: урок – путешествие, урок – презентация.
План урока:
I. Орг.момент.
II. Устный счёт
III. Чистописание.
IV. Решение простых задач на движение
V. Постановка цели.
VI. Закрепление арифметических действий
нахождение значения выражения (индивидуально) ;
VII. Решение составной задачи.
VII. Работа над уравнениями
Физминутка.
VIII. Примеры на логическое мышление.
IX. Выставление отметок.
X. Домашнее задание.
XI. Подведение итогов.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
- Сегодня наш урок математики будет не совсем обычный. А в чем заключается эта необычность, вы узнаете, если выполните первое задание: устный счёт:
54·10 18·200 7200:10 3600:4 3930:3 4·2500 (слайд 3)
- Расположите в порядке возрастания
540 720 900 1310 3 600 10 000
В результате решения прочитывается предложение:
«На свете нет ничего лучше путешествий».
- Эти слова французского писателя Жюля Верна, как нельзя кстати подходят к нашему уроку. Как вы думаете, чем он будет необычен?
(Мы будем путешествовать )
- Как у настоящих моряков у нас есть свои бортовые журналы. Открыли тетради и подписываем дату.
(Дети записывают дату в тетрадь).
22\ XII – 2014 год.
Классная работа.
Минутка чистописания : наша дата - числo 22 12 2014
- Прочитайте это число 22.122.014
- Дайте характеристику этому числу:
Ø многозначное
Ø восьмизначное
Ø чётное
Ø при записи числа использовали цифры 0, 1, 2.
Ø Состоит из трёх классов, 8 разрядов
Ø Соседи числа 22.122.012 и 21.122.015
Ø Назовите единицы каждого класса.
- Путешествовать мы будем на прекрасном паруснике по островам (слайд 4). Готовы? (Да!). Постараемся найти настоящие СОКРОВИЩА.
У нас дружная команда? (Да!)
Мы должны выполнять задания правильно, быстро и с хорошим настроением!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Самостоятельная работа в тетради.
Давайте составим и решим по таблице задачи про наш парусник. (слайд 5).
– Какие слова надо дописать в верхнюю строку таблицы? (Скорость, время, расстояние) Составьте по данным второй строки задачу (ответы учащихся). Составьте вторую задачу (ответы учащихся). И третью? (ответы учащихся) Учащиеся первого ряда работают над 1-ой задачей, второго – над 2-ой, третьего – над 3 – ей.
(Проверка (слайд 5), работа над ошибками)
Закрепление знаний связей между величинами в задачах на движение.
- Какие это задачи? ( Это простые задачи на движение).
- А что вы понимаете под движением? (Движение – это перемещение в нужном направлении) (слайд 6)
- Продолжите мою фразу: «Чтобы найти скорость, надо ….» (ответы учащихся), «Чтобы найти время, надо….», «Чтобы найти …., надо …..»(слайд 7)
ПОИГРАЕМ: (слайд 8, 9)
- Соедините картинку со значением скорости. Рассуждаем.
Наш парусник приведён в движение. Сели поудобнее, у левого борта и правого борта.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Во время путешествия не забудем о нашей теме: «Действия с многозначными числами». Как вы думаете, какие ваши умения мы сегодня будем закреплять? (выслушиваются ответы детей)
Действительно, когда мы будем подплывать к островам, мы будем закреплять вычислительные умения в действиях с многозначными числами, продолжим работу над задачами на движение, нахождение площади, будем совершенствовать свои умения по решению уравнений. Путешествовать мы будем не просто так: во время урока мы будем выступать на стороне ученых – экологов, защищающих богатства морей и океанов. Все готовы?
- Путешествовать мы будем с помощью карты (слайд 10). Какой первый остров на пути? (Остров арифметических действий.)
- На этом острове нас ждут нехорошие гости. Угадайте их (слайд 11)
(Звучит песня разбойников из м\ф «Бременские музыканты»).
- Итак, кто решил нам помешать? (разбойники или пираты)
- А как называют разбойников, которые ловят, убивают незаконно в больших количествах животных, рыбу? (Браконьеры)
- Эти морские браконьеры истребляют дельфинов, плавающих вокруг острова. Найдите значение числового выражения, которое вы видите на слайде, а у вас оно записано на листочке с заданиями, и вы узнаете, сколько ежегодно в мире уничтожается дельфинов.
8240 - (2012 + 948): 4 (слайд 12) 7 500
- Прочитайте числовое выражение. В каком порядке будем выполнять действия?
(1 ученик делает самостоятельно на доске, остальные в тетрадях. После выполнения работа проверяется.)
- Поднимите руки, у кого выполнено также? Кто допустил ошибку?
- Левый борт? Правый борт? (работа над ошибками, если допустили) Молодцы!
- А теперь переходим к следующему острову. Как он называется? (Остров задач) (слайд 13)
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ.
- На этом острове обитают одни из красивейших птиц мира (слайд 13). О них послушайте рассказ.
Рассказ ученика: «Фламинго – это стройная и красивая птица. Но сейчас она занесена в Красную книгу. Людей привлекает в этих животных не только мягкий пух и перья, но и яйца».
- А теперь задача. Прочитайте ее. («С двух сторон острова, расстояние между которыми 10 км, одновременно навстречу друг другу вылетели 2 розовых фламинго и встретились через 20 мин. Скорость первой птицы – 230м/мин. Найдите скорость второй птицы»)
- Посмотрите на 3 чертежа (слайд 14)
- Какой чертеж подходит к условию нашей задачи?
- Почему первый подходит? Почему второй нет? А третий?
- Что известно в нашей задаче?
- Что надо найти?
(Решение задачи у доски с подробным объяснением)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ.
- Найдите площадь острова, если известно, что единицей его измерения 1 кв. километр:
Sф. = 21 + 20:2= 31 (кв. км)
Работа над уравнениями.
- Наш парусник вперед лети,
Новый остров впереди .
(слайд 15)
- Ребята, около острова плавала бутылка с запиской (у учителя бутылка, в которой записка с надписью SOS и листочки для учащихся с записанными уравнениями). Что в ней записано, узнаем, когда решите уравнения (дети решают уравнения на листочках из бутылки):
18 · 20 – х = 90 левый борт
720 : 8 + х = 470 правый борт
(Два человека работают на дополнительных досках, 2 человека – по индивидуальным карточкам, все остальные – самостоятельно).
Индивидуальные карточки:
1. 270: х = 854 – 851 (лёгкое)
2. 612: х=762 – 753 (сложное)
Работа в парах.
- А теперь обменяйтесь тетрадями со своими соседями и проверьте по образцу работу своих товарищей.
- Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибки? (Работа над ошибками) Какие ошибки? Как надо было рассуждать?
Физкультминутка. (слайд 16)
Таинственный остров (клип)
- Прекрасная Островитянка спасибо за песню.
- Наш парусник вперед лети,
Новый остров впереди .
ЗАГАДОЧНЫЙ ОСТРОВ.
Работа над развитием логического мышления.
- Так кто же нас просит о помощи?
- Давайте прочитаем загадку и узнаем, кто просит нас о помощи? (слайд 17)
«Что такое там плывет?
Не желе это, не лед,
И не мякоть от арбуза,
В море плавает… (медуза)».
Учитель из бутылки достаёт призыв о помощи.
- Послушайте рассказ.
Рассказ ученика: «Когда-то в море медуз было очень много, но сейчас в морях плавает много нефтяных танкеров, море становится грязным, и медуз становится меньше».
-Итак, МЕДУЗЫ около ЗАГАДОЧНОГО острова просят нас о помощи. Поможем?
- Ребята! Нефтяные пленки попали и на наши примеры. Ваша задача: восстановить цифры. Но задание для вас разноуровневые. На ЗЕЛЁНОЙ карточке – на «3», на ЖЁЛТОЙ – на «4», на РОЗОВОЙ – на «5». Задание для себя выбираете сами, но с учетом своих возможностей.
(слайд18)
1) 6 9 * 4
+ 7 * 8 *
* 4 2 6 3
2) * 5 *
+ 8 * 4
* 7 5 6
3) 3 4 * 3 2 8
- * 9 * 3 *
* 2 5 8 * 9
(К доске после решения приглашаются 3 ученика, которые записывают пропущенные цифры, и задание проверяется)
- Спасибо Вам ребятам! Вы быстро помогли очистить воду от плёнки и и помогли тем самым не только медузам.
(слайд19)
( Затем, если времени не хватает, то по стрелке переход на слайд 7- остров рисования)
(Если время позволяет выполнить еще одно задание, то по щелчку мыши переход на слайд 20)
- Наш путь к последнему острову закрыт тремя символами. Вам необходимо, используя подсказки, содержащиеся в примерах, самостоятельно определить цифровые значения символов для каждой группы выражений (первая карточка для I варианта, вторая - для II варианта):
♥+♥ +♥=☺ |
♥ = |
♥+♥ +♥+☺= ▲ |
☺= |
(♥+♥):14=30 |
▲= |
♥+♥ +♥=☺ |
♥ = |
♥+♥ +♥+☺= ▲ |
☺= |
(♥+♥):16=30 |
▲= |
- Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу, отметьте ошибку карандашом. У кого какие ошибки? Как надо рассуждать?
Домашнее задание:
№ 491, № 492
- Итак, мы попадаем на остров:
ОСТРОВ СОКРОВИЩ.
Оценки за работу на уроке:
за решение задачи, примера на порядок действий, за решение уравнений, за логическое задание, за карточки …
- Самое главное сокровище – это знания, которые вы получили на этом уроке!
Рефлексия.
- Какой последний остров на нашем пути?
(слайд 21 - остров рисования, переход на слайд 22).
- На память от урока я хочу, чтобы у вас остались бумажные кораблики, но у них не закрашен парус. Если вам сегодня на уроке было легко и интересно выполнять задания, закрасьте парус ЖЁЛТЫМ цветом, если у вас на уроке возникали какие-то затруднения – то ЗЕЛЁНЫМ, если задания для вас были трудными – КРАСНЫМ цветом.
(Работа учащихся с бумажными корабликами)
- Ребята, люди каких профессий работают на морском судне (матросы, кок, капитан)
- Кем бы вы хотели стать? (Капитаном) Сегодня вы все капитаны!
Чтение высказывания:
- Давайте прочитаем вместе:
« Я капитаном стал не зря – ведь только смелым покоряются моря!».
Будете только капитанами в своей жизни.
Итоги.
- Что мы сегодня закрепляли?
Какие задания выполняли?
Над задачами какого вида сегодня работали?
О каких экологических проблемах говорили?
- Сегодня мы затронули несколько экологических проблем, которые есть в нашем современном мире: и защита животного мира океана от браконьеров, и сохранение чистоты морских вод, забота об исчезающих видах животных. Поэтому и урок хочется закончить стихотворением, напоминающим о бережном отношении к природе: (слайд 23, 24).
«Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на крыльях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!»
- Урок закончен. Спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.
Будьте ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ.
Острова, созданные человеком - одно из чудес Света (слайд 25).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.