Технологическая карта пробного урока математики
Квадрат (стр. Учебника 34)
|
Цели урока: Содержательная: познакомить детей с квадратом как с частным случаем прямоугольника. Деятельностная: способствовать формированию УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 331 группы Толстова Милада МОУ СОШ № 16, класс 2 ”г”, каб. № …. Дата проведения урока 11.04.2020 Смена 2 Номер урока 1 Начало урока 13 час 45 мин. ФИО учителя школы: Ольга Александровна ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: У учащегося будут сформированы: · элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; · элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; · элементарные правила общения (знание правил общения и их применение); Учащийся получит возможность для формирования: · интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; · первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний; · потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся научится: · понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; Учащийся получит возможность научиться: · принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; · контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений
Учащийся научится: · описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; · иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; · применять полученные знания в изменённых условиях; · осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
Учащийся получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур; · анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
ПРЕДМЕТНЫЕ: · группировать объекты по разным признакам · читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм; |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: · Совершенствовать умение группировать объекты по разным признакам · Совершенствовать умение читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм;
РАЗВИВАЮЩИЕ: · формировать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; · формировать умение описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; · формировать общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; · формировать умение применять полученные знания в изменённых условиях; · формировать умение осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов; · формировать умение осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур; · формировать умение анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: · формировать умение в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности · формировать умение самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу · формировать правила общения
|
Оборудование. ü у учителя: учебник, презентация, карточки
ü у учащихся: учебник, линейка
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке) 11 февраля. Классная работа. 4+4+4+4=16
(20+20)+50 1) 20 + 20 = 40 (к.) - на первой и второй полке. 2) 40 + 50 = 90 (к.) - на третьей полке. Ответ: 90 книг.
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приема “Яркое пятно” Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
|
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Милада Александровна и сегодня урок по математике проведу у вас я. |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: Замотивировать детей на учебную деятельность
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимать, принимать и сохранять учебную задачу (Р) |
- Прочитайте пословицу на слайде. |
“Век живи - век учись”. |
|
- Как вы думаете, что такое век? |
100 лет, жизнь, часть жизни |
|
- Но ведь редкий человек живет целых сто лет. Значит век в этой пословице - жизнь. Век человека - это целая его жизнь. |
|
|
- Почему же так говорят? Зачем человеку учиться всю жизнь? |
Мы всю жизнь узнаем что-то новое, тем самым учимся быть грамотными. |
|
- А вы готовы открывать сегодня новые знания? |
Готовы |
|
- Тогда начнём |
|
|
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, факта, зависимости) |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Уметь самостоятельно выполнять работы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Понимают, принимать и сохранять учебную задачу(Р) 2) Имеют общее представление о базовых межпредметных понятиях(П) 3) Анализируют информация, представляют в предложенной форме(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) группируют объекты по разным признакам
|
|
- Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и он хочет вместе с вами открывать новые знания, но для этого ему необходимо выполнить следующие задания, с которыми у него возникли трудности. Давайте поможем Незнайке справится с заданием. Поможем? |
Да |
|
- Итак, тогда внимательно слушайте задания и помогайте |
|
|
- Сумма двух чисел 13. Одно из них 6. Найдите другое число. |
7 |
|
- Первое слагаемое 7, второе 9. Найдите сумму. |
16 |
|
- Вычитаемое 5, разность 7. Найдите уменьшаемое. |
12 |
|
- Какое число надо вычесть из 19, чтобы получить 5. |
14 |
|
- Молодцы, вы помогли Незнайке справиться с заданием, теперь он понял свои ошибки. Но это еще не все, впереди еще одно задание, которое Незнайка не знает, как выполнять. Давайте попробуем и с этим ему справиться. |
|
|
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства зрительные, аудиальные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
||
- У вас на партах лежат конверты. Откройте конверт под номером 1. Что видите?
|
Геометрические фигуры |
|
- Назовите фигуры |
Круг, треугольник, прямоугольник, овал, четырехугольник |
|
- Итак, какие из фигур лишние, как вы думаете? |
Круг, овал, |
|
- Почему вы так решили? |
У них нет углов |
|
- Итак, уберите лишние фигуры в сторону |
|
|
-Какие фигуры остались? |
Прямоугольник, треугольник, четырехугольник |
|
-Какая фигура лишняя? |
Треугольник |
|
-Почему? |
У него 3 угла, а у остальных 4 |
|
-Уберите его |
|
|
- Что можете сказать про оставшиеся фигуры? Какие у них углы? |
У всех прямые углы |
|
- А как называется фигуры, у которой все углы прямые? |
Прямоугольник |
|
- Ребята, вы помогли Незнайке правильно выполнить задания, теперь он понял свои ошибки и постарается больше их не допускать. |
|
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Для чего мы повторили с вами раннее изученный материал? |
Для того, что о нам понадобится при изучении новой темы |
|
- Молодцы, давайте тогда вместе с Незнайкой начнем открывать новые для вас знания. |
|
|
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы (темы урока, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока), построению плана достижения цели. |
||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Уметь самостоятельно выполнять работы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Понимают, принимать и сохранять учебную задачу(Р) 2) Имеют общее представление о базовых межпредметных понятиях(П) 3) Анализируют информация, представляют в предложенной форме(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: группируют объекты по разным признакам
|
|
Задание. Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
|
|
|
|
|
- Найдите среди оставшихся этих фигур квадрат |
|
|
- А кто сможет дать определение, что такое квадрат? |
затрудняются |
|
· Побуждение к осознанию противоречия |
||
- Сколько заданий я вам дала? |
Одно |
|
- Сколько ответов вы мне дали? |
Несколько |
|
- Почему все ответы разные? |
Мы не знаем, что такое квадрат |
|
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме беседы, цели и построению плана достижения цели |
||
- Чему же будем учиться на уроке и что узнавать? |
Что такое квадрат и чем отличается от остальных прямоугольников |
|
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
||
· Вариант 2. методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
|
|
- Ребята, проверьте, что фигуры, лежащие перед вами, прямоугольники. |
|
|
- С помощью чего мы можем проверить? |
- С помощью угольника |
|
- Итак, проверьте, прямоугольники ли это, а я посмотрю, как вы проверяете. |
- |
|
- Какие из предложенных фигур являются квадратом? |
- находят |
|
- Квадрат - это прямоугольник или нет? |
да |
|
- Почему? |
У него прямые углы |
|
- Измерьте стороны квадрата. Что интересного заметили? |
Они равны |
|
- Из предложенных фигур найдите еще фигуры, у которых стороны равны |
находят |
|
- Так какая же фигура перед вами? |
квадрат |
|
- Так что же такое квадрат? |
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны |
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Давайте вернемся в начало и вспомним, на какой вопрос мы должны были ответить |
Что такое квадрат и чем отличается от остальных прямоугольников |
|
-Теперь сможем ответить на этот вопрос? |
Да, квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны |
|
- Теперь мы вместе с Незнайкой открыли для себя что-то новое и можем двигаться дальше |
|
|
5. Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме беседы |
||
· Выражение решения Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Уметь самостоятельно выполнять работы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Понимают, принимать и сохранять учебную задачу(Р) 2) Имеют общее представление о базовых межпредметных понятиях(П) 3) Анализируют информация, представляют в предложенной форме(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) группируют объекты по разным признакам 2) умеют читать значение длины
|
|
- Ребята, откройте учебник на странице 34. Прочитайте определение |
- |
|
- Совпали ли наши предположения с выводом в учебнике? |
- Да |
|
-Незнайка предлагает нам выполнить задание 2 на странице 34. Давайте попробуем.
|
|
|
- Что нужно сделать? |
Среди прямоугольников найти такие, у которых все стороны равны |
|
- Что нам для этого понадобится? |
Угольник |
|
- Итак, под какими номерами у нас квадраты? |
1 и 4 |
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Кто может сформулировать тему нашего урока? |
Квадрат |
|
- Чему будем учиться дальше? |
Учиться чертить квадрат |
|
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности индивидуальная, фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальная, беседа |
|
|
- Ребята, давайте выполним задание 3 на странице 34. Что нужно сделать? |
- Начертить в тетрадь квадрат, длина стороны которого 4 см. Найти периметр |
|
-Итак, взяли карандаш в руки, поставьте точку в уголке клетки, отсчитайте 8 клеток вниз и 8 клеток влево - поставьте вторую точку, от нее отсчитайте 8 клеток вверх - поставьте третью точку, от третьей точки отсчитайте 8 клеток вправо - поставьте точку. Берем угольники и соединяем эти точки, чтобы получился квадрат. |
|
|
-Начертили? |
Да |
|
-Что еще нужно сделать? |
Найти периметр |
|
-Что такое периметр? |
Сумма длин всех сторон |
|
-Как его найти? |
Сложить все стороны квадрата |
|
-Что мы знаем про сторону квадрата? |
Она 4 см |
|
-Что такое квадрат? |
Прямоугольник, у которого все стороны равны |
|
-Если у него все стороны равны, значит остальные стороны сколько см будут? |
Тоже 4 |
|
-Как найдем периметр? |
4+4+4+4 |
|
-Какой ответ получится? |
16 см |
|
-Хорошо, справились с заданием |
|
|
7. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание Форма организации учебной деятельности индивидуальная, фронтальная Дидактические средства зрительные Формы и методы контроля фронтальные, беседа |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Умеют самостоятельно выполнять работу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) сотрудничают с учителем в коллективной деятельности(Р) 2) применяют полученные знания(П) 3) анализируют информацию, представляют в предложенной форме(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) группируют объекты по разным признакам
|
|
- Ребята, Незнайка захотел проверить, как вы усвоили тему и подготовил для вас задания, которые вы будете выполнять самостоятельно. Задания вам даны на листочках. Что нужно сделать?
|
- Среди прямоугольников найти квадраты и выписать их номера |
|
- Итак, приступайте к выполнению задания |
|
|
- Поднимите руки, кто выписал номера 1,4,5 |
- |
|
- Молодцы! Я и Незнайка вами довольны |
|
|
8. Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного раннее, подготовка к изучению тем последующих уроков. |
|
|
- На странице 34 смотрим задание 6 под цифрой 2. Что нужно сделать? - (20+20)+50 |
Составить задачу по выражению и решить её. |
|
Давайте попробуем |
|
|
- О чем может быть задача? |
О конфетах, о деньгах, о книгах |
|
- Давайте составим задачу о книгах. Где могут быть книги? |
На полке, на столе, в магазине |
|
-Сколько чисел дано? |
Три |
|
-Если мы представим, что книги на полке сколько полок должно быть? |
Три полки |
|
-Во сколько действий должна решаться задача? |
В два действия |
|
-Что можем найти первым действием? |
Сколько книг на первой и второй полке |
|
-Составьте первое предложение задачи |
На первой полке стояло 20 книг, и на второй тоже 20 |
|
-Что найдем вторым действием? |
Сколько всего книг стояло на трех полках |
|
-Подойдет ли это решение, если будет такой вопрос задачи? |
Нет |
|
-Почему? |
Тогда можно будет решать без скобок |
|
-Тогда что можем найти вторым действием? |
Сколько книг было на третьей полке |
|
-Составьте второе предложение задачи |
На третьей полке стояло на 50 книг больше, чем на первой и второй полках вместе |
|
-Какой будет вопрос задачи? |
Сколько книг было на 3 полке? |
|
-Озвучьте полный текст задачи |
На первой полке стояло 20 книг, и на второй тоже 20. На третьей полке стояло на 50 книг больше, чем на первой и второй полках вместе. Сколько книг было на третьей полке? |
|
-Кто озвучит первое действие? |
20+20=40 книг на первой и второй полке |
|
-Кто озвучит второе действие? |
40+50=90 книг на третьей полке |
|
-Кто озвучит ответ? |
Ответ: 90 книг на третьей полке |
|
-Ответили на вопрос задачи? |
Да |
|
-Молодцы. |
|
|
9. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||
· фиксирование нового содержания |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Умеют самостоятельно выполнять работу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) сотрудничают с учителем в коллективной деятельности(Р) 2) применяют полученные знания(П) 3) анализируют информацию, представляют в предложенной форме(К)
|
|
- Какую тему мы сегодня с вами изучали? |
- Квадрат |
|
- Что же такое квадрат? |
- Прямоугольник, у которого все стороны равны |
|
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
||
- Какую цель мы с вами ставили? |
- Узнать, что такое квадрат и чем отличается от прямоугольников |
|
- У вас на партах лежат карточки. На них изображены ступеньки. . |
- |
|
· рефлексия процесса учебной деятельности |
||
- Первая ступенька будет означать, что вы поняли тему и научились чертить квадрат. Вторая ступенька будет означать, что вы не поняли, как нужно чертить квадрат. Третья ступенька будет означать, что вы не поняли тему. Нарисуйте человечка на ступеньке, на которой вы себя ощущаете |
- |
|
Поднимите свои карточки со ступеньками и покажите мне |
|
|
Спасибо за работу. Урок окончен |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.