Конспект урока математики 4 класс
Тема: Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч.
Цель: формирование у учащихся умения читать и записывать многозначные числа.
Задачи для учителя:
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Используемые методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука “Математика” 4 класс.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Ход урока
I. Психологический настрой на деятельность.
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем сейчас урок.
- Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости.
Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку, и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу, и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках».
- Как вы думаете, в чём смысл притчи?
- Прочитайте на доске девиз нашего урока.
Все в наших руках.
- Ребята, давайте отправимся в экспедицию к берегам Южного полюса. Антарктида – самое холодное место на Земле, а также самое ветреное. Самая низкая температура, которая составляла минус 89 градусов Цельсия, была зарегистрирована в 1983 году. В то время как в самый теплый день лета она достигала около минус 15 градусов у побережья. А приглашает нас в гости пингвинёнок Лоло, которому нужна наша помощь. Как вы знаете Лоло тоже ходит в школу, но у него не всё получается, а в наших силах ему помочь.
- Откройте тетради, запишите дату экспедиции, классная работа.
II.Актуализация знаний о разрядном составе трёхзначных чисел.
- Чтобы отправиться в путь, нужно приготовить все необходимое. Для этого выполните следующие задания.
Задание 1
Собираем рюкзак
-В первом задании нужно назвать пропущенные числа.
1. Один десяток – это
-Правильно, один десяток – это десять единиц
1. Одна сотня – это
-Конечно, одна сотня –это десять десятков и сто единиц.
1. Одна тысяча - это
-Молодцы, ребята, одна тысяча, это десять сотен, сто десятков, одна тысяча единиц.
Задание 2
-Рюкзак собрали, переходим к заготовке провизии. Для этого ответьте на следующие вопросы.
1. Назовите разряды числа 692
Это шесть сотен, девять десятков, две единицы.
2. Каково поразрядное значение цифры три, в записи чисел 93, 936, 396?
В числе девяносто три – это единицы, в числе
девятьсот тридцать шесть – это десятки, а в числе
триста девяносто шесть – это сотни
3.Представьте число 584 в виде разрядных единиц
В числе пятьсот восемьдесят четыре пять сотен, восемь десятков, четыре единицы.
4.Назовите самое маленькое четырехзначное число
Правильно, это тысяча.
- Провизию запасли, теперь необходимо проверить и заправить наши самолеты.
Задание 3
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел. Запишите этот ряд к себе в тетрадь.
9, 98, 987, 9 876…
Проверьте, так ли у вас получилось.
9, 98, 987, 9 876, 98 765, 987 654,
9 876 543, 98 765 432, 987 654 321.
III. Постановка проблемы. Постановка целей и задач урока.
-Прочитайте числа, которые вы записали
-Все ли числа вы правильно смогли прочитать?
- Сколько знаков использовали для записи этого числа?
- Легко ли прочитать это число? Почему? (Нет пробелов)
- Что необходимо сделать, чтобы число было удобно прочитать?
Скажите себе “Я обязательно научусь читать и записывать многозначные числа”.
- Чтобы научиться читать и записывать многозначные числа, нужно научиться выделять в них разряды и классы.
Итак, тема нашего урока “Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч»”
Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?
IV. Работа по теме урока.
Вы уже много знаете о числах.
- Какие знаки используют для записи чисел? (Цифры от 0 до 9)
- Какие вы знаете числа? (Однозначные, двузначные, трёхзначные, четырёхзначные)
- Почему у них такие названия? (Для их записи используются 1, 2 или 3 цифры и более)
- Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место - позицию.
Запомните, разряд - это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
- Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.
1. Рассмотрите таблицу разрядов и классов. (плакат)
2. Рассматривать её следует справа налево. Сначала посмотрите только на первый столбец первую строку.
- Что вы замечаете? (Здесь известные нам трёхзначные числа)
- Назовите разряды I класса:
1 разряд – единицы,
2-й разряд – десятки,
3-й разряд – сотни.
3. Прочитайте как назвали математики II класс? (Класс тысяч), а III класс?
(Класс миллионов).
Обратите внимание на название разрядов этих классов? (Их названия такие же, как в 1-м классе).
Да, но при чтении чисел необходимо называть название класса.
Для удобства принято отсчитывая справа по 3 цифры ставить точку.
- Прочтите числа, записанные в таблице.
V. Первичное закрепление
Давайте потренируемся:
Попробуйте выполнить следующее задание
Запишите числа, которые содержат ( в таблицу)
8 сотен 6 единиц?
- 2 ед.тысяч 6 сотен 2 десятка 4 ед.
7 дес. тысяч 4 ед.тысяч 8 сотен 5 десятков 3 ед.
3сотни тысяч 8 десятков тысяч 1 сотня 3 десятка 2 ед.
5 сотен тысяч 3 десятка тысяч 7 сотен 9 десятков 4 единицы
Проверьте себя.
2 624, 74 853, 389 132, 530 794.
- Просигнальте выполнение задания.
- Как хорошо у вас получается. Вот мы уже подлетаем к Южному полюсу. Скоро мы встретимся с Лоло , а сейчас разомнём мышцы.
VI. Физкультминутка.
1. Сидя на стуле. 1-2 –отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 раза. Темп медленный.
2. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5-правую руку вверх, 6- левую руку вверх, 7-8- хлопки над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10-опустить правую руку на плечо, 11- и тд..
2 раз быстрее повторить.
VII. Закрепление.
Вижу остров в море синем.
И Лоло плывет на льдине.
У пингвинов нынче горе.
Задали урок им в школе,
Но смекалки маловато,
А задачка трудновата.
А задачка такова
Задание 1 (работа в паре)
Числа записать нужно в порядке возрастания. 12896, 20070, 435600, 3988, 1005, 235675.
- Как записать число? Изучите памятку, приготовьтесь поделиться «Шагами к умению» с пингвинёнком.
- Выполняем задание.
Проверка.
- Давайте покажем пингвиненку, что у нас получилось.
1 005, 3 988, 12 896, 20 070, 235 675, 435 600
Задание 2
- Лоло нужно написать родителям о браконьерах так, чтобы никто не догадался. Для этого нужно уметь хорошо зашифровывать свои сообщения. Давай покажем пингвину, как это делается. Работаем в группе. Группа работает под девизом: “Ты ответственный за то, что делает твоя группа”.
- Спишите числа. Подчеркните единицы каждого класса одной чертой, десятки каждого класса двумя чертами, сотни каждого класса тремя чертами.
664233, 7747, 24, 540, 76249, 739035
Проверьте себя 664233, 7747, 24, 540,76249, 739035.
- Теперь Лоло без труда зашифрует свое сообщение, которое он поручил нам доставить своим родителям
Вот и летим в соседний порт!
А чтобы время зря не терять,
Предлагаю вам порешать
Задание 3
- Вам предстоит следующее задание. Нужно сравнить числа и поставить знаки «больше» или «меньше».
Сравните числа. (на доске 1 уч-к работает)
8 353 7 353
701 924 701 024
1 257 1 237
415 670 415 760
99 999 100 000
Проверьте себя.
Задание 4
- Вот мы и передали сообщение родителям Лоло, а они не могут сами написать ответ. Сейчас они продиктуют тебе, что надо записать, а ты постарайся ничего не пропустить. Это очень важное сообщение.
Запишите число, в котором:
1.Двадцать семь единиц второго класса и сто двадцать девять единиц первого класса;
2.Семнадцать единиц класса тысяч, а класс единиц отсутствует;
3.Пятьсот девяносто шесть единиц первого класса и сто четыре единицы второго класса;
4.Тринадцать единиц первого класса и девять единиц второго класса;
5.Сто шестьдесят пять единиц второго класса и восемь единиц первого класса;
6.Пятьсот восемь единиц второго класса и девятнадцать единиц первого класса;
Вот какой зашифрованный ответ получился:
27 129, 17 000, 104 596, 9 013,
165 008, 508 019
-Надеюсь, вы ничего не упустили.
IX. Повторение изученного.
-Мы доставили ответ пингвиненку Лоло, а он нам поведал интересные факты про Антарктиду. Вот послушайте (ребята читают сведения, остальные должны записать числа услышанные в тексте): В начале зимы площадь Антарктиды увеличивается вдвое за счет замерзания воды вокруг на 100 000 квадратных километров вокруг, а к началу лета лед тает. Средняя толщина льда на Антарктиде составляет около 2133 м Айсберг B-15 является одним из самых больших зарегистрированных айсбергов. Его длина составляет примерно двести девяносто пять тысяч метров, ширина около тридцати семи тысяч метров, а площадь поверхности – одиннадцать тысяч квадратных километров, что больше острова Ямайка. Вблизи Южного полюса толщина ледяного покрова достигает три тысячи восемьсот метров. Если бы в Антарктиде не было бы льда, то средняя высота континента была бы всего четыреста десять метров. В Антарктиде обнаружено более ста сорока подледниковых озер, крупнейшее из них – озеро Восток, имеющее длину двести пятьдесят тысяч метров, а ширину пятьдесят тысяч метров. - Обведите самое маленькое и самое большое числа, которые встретились в рассказе пингвинёнка. Проверьте себя. 140, 410, 2 133, 3800, 11 000, 37 000, 50 000, 100 000, 250 000, 295 000. - Подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться обратно в класс. Садимся в реактивные самолеты, пристегиваемся и в путь. Вот мы и дома. |
XI. Домашнее задание (разноуровневое)
1. РТ с. 84 № 8, 9.
2. С. 92 с. 8, 9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.