Математика
5 класс
Цели и задачи урока: создание условия для развития умений умножать и делить десятичную дробь на 10, 100, 1000.
Предметные результаты: развить навыки умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 .
Метапредметные и личностные результаты: воспитывать познавательный интерес к предмету, уметь выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
В данном уроке рассмотрим умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и 1000.
Вначале, вспомним связь между умножением и делением натуральных чисел.
Пример: если 8 умножить на 100 равно 800, то 800 разделить на 100 равно 8.
8 * 100 = 800
800 : 100 = 8
Задача:
В одном мотке 2,39 метра проволоки. Сколько метров проволоки будет в 10 таких кусках?
Решение:
2,39 м. * 10 = 2 м. 3 дц. 9 см. * 10 =
представим в виде слагаемых:
(2 м. + 3 дц. + 9 см.) * 10 =
воспользуемся распределительным законом умножения относительно сложения:
2 м. * 10 + 3 дц. * 10 + 9 см. * 10 = 20 м. + 30 дц. + 90 см. = 20 м. + 3 м. + 0,9 м. = 23 м. + 0,9 м. = 23,9 м.
То есть: 2,39 м. * 10 = 23,9 м.
Что произошло с запятой?
При умножении числа на десять, запятая переместилась на один знак вправо.
По аналогии можно произвести умножение на 100:
23,756 * 100 = (23,756 * 10) * 10 = 237,56 * 10 = 2375,6
То есть: 23,756 * 100 = 2375,6
Что произошло с запятой?
При умножении числа на сто, запятая переместилась на два знака вправо, то есть на столько знаков, сколько нулей в множителе числа 100.
Теперь выполним обратную операцию.
23,9 : 10 = 2,39
Что произошло с запятой?
При делении наоборот, запятая переместилась влево на 1 знак.
2375,6 : 100 = 23,756
Что произошло с запятой?
Запятая переместилась влево на 2 знака.
Правило:
Для того, чтобы десятичную дробь на 10, 100, 1000, …
достаточно перенести запятую на столько знаков, сколько нулей в
Иллюстрация правила:
2,39 * 10 = 23,9
23,9 : 10 = 2,39
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.