Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА Устная нумерация (стр. учебника41-41,стр. рабочей тетради …)
|
Цели урока: познакомить с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
УМК «Школа 2000…», «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип знания – новое знание
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 531 группы
МОУ СОШ № 12, класс 3, каб. № 3 Дата проведения урока 5.03 Смена 2 Номер урока 3 Начало урока 15 час 50 мин. ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) Проявляют положительное отношения к урокам математики, к обучению, к школе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Регулятивные: 1)Проявляют способность участия в постановке цели урока, поиска и предложения средств достижения цели и задач урока. 2)Прявляют желание планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей 3)Умеют составлять под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно план действий для решения учебных задач, 4) Умеют выполнять спланированные действия и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками и самостоятельно. 2. Познавательные: 1)Умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в других источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет) самостоятельно или с помощью взрослых и представлять собранную информацию в форме устного рассказа, математической записи, таблицы, столбчатой диаграммы. 2)Понимают смысл логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на завершающем этапе обучения в начальной школе. 3) Умеют применять знания алгоритмов при решении текстовых задач 4) Умеют излагать своё мнение, используя математическую терминологию, строить высказывания и сообщения, обосновывать их 3. Коммуникативные: 1)Умеют выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач, 2)Умеют задавать вопросы и высказывать свои гипотезы, допускать возможность существования различных точек зрения 3) Умеют выслушивать и аргументиованно оценивать предложения, поступающие от других учащихся. 4) Демонстрируют правила работы в в паре (в группе): принимают активное участие в работе в паре и в группе, принимают участие в постановке общих цели и задач работы, умеют намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей и обязанностей в совместной работе, вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: a) умеют выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел b) умеют выполнять внетабличное умножение и деление: умножать и делить сумму на число, проверять деление умножением и умножение делением c) используют устные приёмы внетабличного умножения и деления путем применения правил умножения суммы на число и деления суммы на число. d) используют табличное умножение и применяют таблицу умножения при вычислении значений частных и произведений двузначного числа на однозначное
2) связанные с повторением материала, изученного ранее: e) выполняют устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел с применением алгоритмов f) умеют решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) g) применяют приёмы внетабличного умножения и деления при устном вычислении.
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1) Познакомиться с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; 2) Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. РАЗВИВАЮЩИЕ: 1) Способствуют формированию умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей 2)Формируют умение составлять под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно план действий для решения учебных задач, . 3) Способствуют овладению логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на завершающем этапе обучения в начальной школе. 4)Формируют умение излагать своё мнение, используя математическую терминологию, строить высказывания и сообщения, обосновывать их 5) Способствуют выстраиванию конструктивного взаимодействия с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач, 5)Выслушивают и аргументированно оценивают предложения, поступающие от других учащихся. 6)Формируют умения работать в паре (в группе): принимать активное участие в работе в паре и в группе, определять общие цели работы, намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей и обязанностей в совместной работе, вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1)Формируют основы гражданской идентичности — воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России 2)Формируют уважительного отношения к семье, семейным ценностям, бережного отношения к окружающему миру, стремления к здоровому образу жизни 3)Формируют положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе
|
Оборудование. ü у учителя: ноутбук, проектор, учебник, карточки с ед, дес, сот. ü у учащихся: тетради и учебники
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слайды Формы и методы контроля |
|
|
- Здравствуйте ребята, меня зовут Арина Николаевна и сегодня урок математики у вас проведу я. |
Приветствуют |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Уважительное отношение к иному мнению и культуре МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей (Р) 2) Сформированность умений излагать своё мнение, обосновывать его (П) Умения выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач (К) |
- Но прежде, чем мы начнем давайте посмотрим на слайд( на слайде высказывание) - И, очень полюбив искусство числовое, я подумал, что без числа никакое рассуждение философское нельзя вывести, и его следует считать матерью всей мудрости. (Анания Ширакаци)
|
|
|
- О чем это высказывание? |
Отвечают |
|
- Вот вы сейчас глядя перед собой думаете ли о каком-то числе? |
|
|
- И я подумала, как много в классе ребят, целых тридцать! Все очень смышленые, умные, талантливые, любознательные. И, конечно же, очень сильны в математике! |
|
|
- Я предлагаю взять это выражение сегодня девизом нашего урока: будем исследовать и постигать искусство числовое и мудреть! |
|
|
- Сегодня попугай Кеша подготовил для вас интересный факт, но мы узнаем его только в конце урока, когда выполним все задания. |
Слушают |
|
2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания- новой счетной единицей - тысячей |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства диктант на листочке Формы и методы контроля устный и письменный |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; (Р) 2) Умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в других источниках (П) 3)Умения выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Закрепить деление с остатком 2)Актуализировать знания о счетных единицах |
|
- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа |
- Записывают |
|
- Давайте с вами напишем небольшой математический диктант ( один выполняет у доски, остальные в тетради) - Запишите числа, в которых 2 дес. 4 ед.; 1дес. 5 ед; 7ед..; 8 дес 8 ед; 2 дес.; 3 ед; 7 дес. 7 ед.; 1 дес.; 10 дес; 3 дес. 6 ед. 3 сот. 3 дес. 3 ед - Какие числа получили? - А сейчас попробуйте данные числа разделить на группы. - Работаем самостоятельно. - Проверим. Какие группы получились и сколько их? - Почему так разделили? - Кто еще как разделил? - Почему так числа называются? - Я предлагаю вам записать числа в три столбика, как это сделал …...: однозначные, двузначные, трехзначные. - А куда бы вы записали число 300? 205? 110? 999? - Докажите свои ответы. - Так, ты так думаешь! А кто может предложить другой вариант? - Все ли правильно мы записали? - Далее всех успокоить (можно даже сойти на шепот- привлечь к себе внимание — палец у рта) |
- 24, 15, 7, 34, 88, 20, 3, 77, 10, 100, 36, 333.
четные и нечетные круглые и не круглые однозначные, двузначные, трехзначные |
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Я услышала, как вы умеете отстаивать свое мнение, как вы все хотите, чтобы у нас выполнено было верно. - В чем возникло затруднение? В написании каких чисел возникло затруднение? - Значит, делаем вывод: мы не смогли определиться, как правильно записать числа: 300, 205, 110, 999?
|
Нет, 300, 205, 110, 999 |
|
3.Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы (темы урока, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока), построению плана достижения цели. |
||
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме … , цели и построению плана достижения цели |
|
|
Задание. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства записи в тетради Формы и методы контроля устный |
|
|
- Знаем ли мы как читать и записывать трехзначные числа? - Какую цель поставим на уроке? - А как вы думаете, можно ли при помощи трехзначных чисел выполнять математические действия? |
- Нет - - Узнаем как читать и записывать такие числа
|
|
Промежуточная рефлексия |
|
|
- Итак, перед нами стоит очень важная цель: научиться читать, записывать и считать трехзначные числа больше 100. |
Единицы, десятки, сотни |
|
4.Этап. Поиск решения учебной проблемы и воспроизведение нового знания. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
||
· Вариант 1. методом подводящего диалога |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умение составлять под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно план действий для решения учебных задач (Р) 2) Умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в других источниках (П) 3) Умения выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Познакомиться с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; |
|
- Кто-нибудь может сказать какая тема сегодняшнего урока? - Как образуются числа первого десятка? На доске карточками покажу: 10 ед. – 1 дес.; 10 дес.-1 сот. На доске появляются постепенно по ходу диалога эталоны: 1)10 ед.=1 дес. 2)10дес.=1сот. 3)10 сот.=1 тыс. Вы сказали, что 10 ед.=1 дес. (показываем) НА СЛАЙДЕ IIIIIIIIII=1 ДЕС. А если мы возьмем 10 дес, то какое это будет число? (100) Набирают примерно так …..
= 1 сот. 10дес.=1сот.
Далее точно также рассматриваем, как образуются числа, если 1сот. (кармашек) добавим IIIIIIIIII 1сот. да 1 дес. + сто да десять = сто десять Заменим запись на числовую: 100+10=110 - Давайте вместе попробуем образовать следующее число: 1сот. Да 2 дес. 100+20=120 1 сот да 7 дес. 100+70=170 - А если возьмем 2 сот. Да 3 дес, то как запишем. Кто хочет записать 2 сот. +3 дес.=230 200+30=230 - Далее опять на кармашках показываем, как образуется число класса сотен с десятками и единицами. (по аналогии, т.е. составим например число 201.) - Что нам нужно для этого сделать? - Как мы запишем это число? Разряд десятков не отсутствует, а обозначен 0 2 сот. +0 дес. + 1ед.=201; 200+0+1=201 По аналогии: 460, 624 - 4 сот. 6 дес. 0 ед. = 460; 400+60+460 - 6 сот.+2 дес. +4 ед.=600 + 20+ 4=624 - Откройте с.41 и прочитайте название нового материала. - А теперь давайте посмотрим на нижний рисунок и узнаем, как называются трехзначные числа. - Все трехзначные числа состоят из сотен( далее по учебнику озвучиваем названия) - Далее делаем вывод. - Числа от 0 до 100 являются числами класса сотен, в котором есть три разряда: единицы, десятки и сотни, числа от 100 до тысячи входят в новый класс «тысячи», в котором тоже есть три разряда, только они называются: единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч. - Мы молодцы, хорошо поработали. А теперь давайте немного разомнемся и сделаем … Встаньте из-за парт и повторяйте за мной |
Присчитыванием по 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 1 дес. Присчитываем по 10 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100 10 дес. или 1 сот
- Одна, однозначное - Две, двузначное
- Три, трехзначное
10 ед.-1 дес. 10 дес. – 1 сот. 10 сот.-1 тыс. - Читают
Взять 2 сот. 0 дес. и 1 ед.
Физминутку |
|
5. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства упр. в учебнике Формы и методы контроля устный |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 4) Умение составлять под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно план действий для решения учебных задач (Р) 5) Умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в других источниках (П) 6) Умения выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Познакомиться с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; |
|
- А теперь давайте посмотрим на нашу цель и поработаем над тем, как считать сотнями. - Найдите упр. 1 на с. 42 ( 1 решает у доски остальные в тетради) С сотнями и тысячей выполняют такие же действия как и с единицами и десятками, т.е. их складывают, вычитают, умножают и делят |
- 9 сот, 3 сот, 6 сот, 2 сот, 9 сот, 5 сот |
|
Поднимите руки, если у вас были затруднения |
||
Задание 2 |
|
|
- А теперь давайте выполним следующую цель: будем образовывать и называть числа - Посмотрите на с. 43 и найдите упр. 1. Выполняет 1 у доски с абаком, другие в тетради - - 2 пучка по 100 палочек это сколько сотен? - 4 пучка по 10 палочек это сколько десятков? - 5 палочек это сколько единиц? - Какое число получилось в итоге? - 5 пучков по 100 палочек это сколько сотен? - 5 палочек это сколько единиц? - Какое число получилось в итоге? - Хорошо, были ли у кого-нибудь затруднения в этом задании? |
- 245, 507
2 сот. 4 дес. 5 ед. 245 5 сот. 7 ед. 507 - Отвечают |
|
Задание 3 |
|
|
Найдите упр. 2. Выполняем у доски, остальные слушают и смотрят |
- Взять 2 карточки с сотнями, 3 карточки с десятками и шесть карточек с единицами - Взять 3 карточки с сотнями и 5 карточек с единицами - Взять 8 карточек с сотнями |
|
- Возникли ли у вас трудности в этом задании? |
- Отвечают |
|
Задание 4 |
|
|
А теперь посмотрите на упр. 3 1 выполняет у доски остальные записывают в тетради - Что значит 0 дес. ? |
640, 108 т.е. в этом разряде нет единиц |
|
- Были ли у вас затруднения в этом задании? |
Отвечают |
|
- Что мы с вами закрепили? |
- порядок чисел, знание десятичного состава числа
|
|
6.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой (этап проводится по возможности и необходимости) Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства учебник Формы и методы контроля устный и письменный |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей (Р) 2) Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (П) 3) Умения работать в паре (в группе): принимать активное участие в работе в паре и в группе (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Познакомиться с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; 2)Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. |
|
- Найдите на с.42 зад. 5. Давайте прочитаем задачу. - Для уроков труда купили 3 набора цветной бумаги, по 12 листов в каждом, и 50 листов белой бумаги. Сколько всего листов бумаги купили? |
- |
|
- О чём задача? - Сколько наборов цветной бумаги? - Сколько листов было в каждом наборе? - Сколько тарелок сняли с нижней полки? - Сколько купили листов белой бумаги? |
Цветной и белой бумаге Три 1 2 50 |
|
- Что требуется найти в задаче? |
Сколько всего листов бумаги купили? |
|
- Что известно? |
Для уроков труда купили 3 набора цветной бумаги, по 12 листов в каждом, и 50 листов белой бумаги. |
|
- Что неизвестно? |
Сколько купили листов цветной бумаги и сколько всего листов бумаги купили? |
|
- Что является искомым? - Давайте сделаем краткую запись задачи. - Какие слова из условия задачи помогут нам составить краткую запись? - О каких цветах бумаги говорится в задаче? - Сколько всего было листов цветной бумаги? - Сколько было наборов цветной бумаги? - Сколько листов бумаги было в каждом наборе? - Сколько купили белых листов? - Что нужно узнать в задаче? - Сколько вопросов в задаче? - Что это значит? |
Сколько всего листов бумаги купили? Кр. запись: Цв.- ?, 3 н. по 12 л. ? Бел..- 50
- Два - Задача решается в 2 действия |
|
II этап. Поиск решения задачи. |
|
|
- Что требуется найти в задаче? |
Сколько всего листов бумаги купили? |
|
- Зная, в всего 3 набора цветной бумаги и что в каждом наборе по 12 листов. Что можем найти? |
||
- Узнав, сколько купили листов цветной бумаги и зная, что еще купили 50 листов белой бумаги . Что сможем найти? |
Сколько купили листов цветной бумаги |
|
- Мы ответили на вопрос задачи? |
Да |
1) ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 4) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей (Р) 5) Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (П) 6) Умения работать в паре (в группе): принимать активное участие в работе в паре и в группе (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1)Познакомиться с новой счетной единицей - тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел; 2)Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. |
План решения задачи: |
|
|
Что найдём первым действием? |
Сколько купили листов цветной бумаги |
|
Каким действием? |
Умножением |
|
Почему? |
По 12 три раза |
|
Что найдём вторым действием? |
Сколько тарелок стало на каждой полке? |
|
Каким действием? |
Делением |
|
Почему? |
Надо узнать сколько раз по 2 содержится в 12 |
|
III этап. Решение задачи. |
|
|
- 1)12*3=36(л.) – цветной бумаги Что нашли 1-м действием? |
Первым действием мы нашли сколько купили листов цветной бумаги |
|
- 2)36+50=86(л.) - Что нашли вторым действием? |
Вторым действием узнали сколько всего листов бумаги купили |
|
- Ответ: 86 листов бумаги купили - Что запишем в ответе? |
В ответе запишем: 86 листов бумаги купили |
|
6. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||
· фиксирование нового содержания |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1)Формирование положительного отношения к урокам математики, к обучению, к школе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умение выполнять спланированные действия и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками и самостоятельно (Р) 2) Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (П) 3) Умения выслушивать и аргументиованно оценивать предложения, поступающие от других учащихся (К) |
|
- С какой новой счетной единицей мы познакомились? |
- Сотня |
|
- Как называются трехзначные числа? |
- В записи которых три числа 100, 200, 300, 400, 500, 600 … |
|
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
||
- Какие цели мы перед собой поставили? |
- Познакомиться с новой счетной единицей, узнаем как считать сотнями и познакомимся с названиями трехзначных чисел и их образованием |
|
- Как вы думаете, мы их достигли? |
- Да |
|
· рефлексия процесса учебной деятельности |
||
- Какое задание показалось вам интересным? трудным? |
- Отвечают |
|
- А вот и долгожданный факт от попугая Кеши У попугаев – монокулярное зрение. Это значит, что видеть они могут глазами – отдельно друг от друга. Отдельно справа и отдельно слева. Например закройте правый глаз рукой, вот так видит каждый глаз попугая. - Спасибо вам за работу, досвидания. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.